К делу № 12-193/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «17» сентября 2012 года г. Усть - Лабинск Судья Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края Салалыкин К.В. при секретаре Абадеевой Н.В. рассмотрев жалобу главы администрации Братского сельского поселения Павловой Г.М. на постановление по делу об административном правонарушении от 17.05.2012 г. № 97 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ У С Т А Н О В И Л: Постановлением государственного инспектора Усть-Лабинского района по пожарному надзору от 17.05.2012 г. № 97 администрация Братского сельского поселения Усть-Лабинского района привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 150000 рублей. В жалобе главы администрации Братского сельского поселения Павловой Г.М. указано, что данное постановление является незаконным, вынесенным с неправильным применением норм материального и процессуального права. На основании акта проверки в отношении администрации Братского сельского поселения Усть-Лабинского района от 27.04.2012 г. № 205 был составлен протокол об административном правонарушении от 10.05.2012 г. № 230. На основании обозначенного протокола постановлением главного государственного инспектора Усть-Лабинского района по пожарному надзору Смирнова А.Ю. по делу об административном правонарушении от 17.05.2012 г. № 97 администрация Братского сельского поселения Усть-Лабинского района была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Из анализа системного толкования обозначенных норм законодательства следует, что за несоблюдение первичных мер пожарной безопасности на территории соответствующего муниципального образования к ответственности может быть привлечено только должностное лицо - руководитель соответствующего органа местного самоуправления. В силу действующего законодательства органы пожарного надзора не наделены полномочиями по привлечению к ответственности ни органов местного самоуправления, ни должностных лиц органов местного самоуправления. У административного органа отсутствовали полномочия по привлечению к административной ответственности администрации Братского сельского поселения Усть-Лабинского района путем издания постановления по делу об административном правонарушении от 17.05.2012 г. № 97. Жалоба на постановление не могла быть подана в установленный законам срок по объективным и уважительным причинам. Согласно распоряжению администрации Братского сельского поселения Усть-Лабинского района от 15.05.2012 г. № 11ро глава поселения находилась в ежегодном отпуске в период с 19.05.2012 г., в связи с чем, соответствующее постановление было получено сотрудником администрации и вручено главе только по выходу из отпуска - 02.07.2012 г.. Вместе с тем, события 7-8 июля 2012 г. в г. Крымске потребовали мобилизации всех сил и средств муниципального района, в т.ч. и Братского поселения, в целях оказания помощи пострадавшим от наводнения. Она как глава поселения, совместно с волонтерами и добровольцами неоднократно выезжала в Крымский район для оказания помощи местному населению, что считала наиболее важным и необходимым в тот период времени, в связи с чем, пропуск срока подачи жалобы является уважительным. Просит суд восстановить срок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении; постановление по делу об административном правонарушении от 17.05.2012 г. № 97, вынесенное главным государственным инспектором Усть-Лабинского района по пожарному надзору Смирновым А.Ю., о привлечении к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 150000 рублей, признать незаконным и отменить. В судебном заседании глава администрации Братского сельского поселения Павлова Г.М. поддержала доводы жалобы в полном объеме и просит суд ее удовлетворить. Представитель отдела надзорной деятельности Усть-Лабинского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по КК Лазарев В.В. решение вопроса об удовлетворении жалобы оставляет на усмотрение суда. Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, считает, что жалоба подлежит удовлетворению. Как установлено в судебном заседании, с 02 по 27.04.2012 г. была проведена внеплановая выездная проверка в отношении администрации Братского сельского поселения Усть-Лабинского района. По результатам проверки был составлен акт № 205 от 27.04.2012 г., из которого следует, что проверка проводилась с 02 по 27 апреля 2012 г. с 13 час. 15 мин. до 09 час. 00 мин.. Также в отношении администрации был составлен протокол об административном правонарушении в области пожарной безопасности № 232 от 10.05.2012 г., из которого следует, что 27.04.2012 г. в 09 час. 20 мин. в помещениях и на территории администрация Братского сельского поселения Усть-Лабинского район нарушило требования ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Вместе с тем, согласно акта № 205 от 27.04.2012 г. проверка была закончена в 09 час. 00 мин. 27.04.2012 г.. Таким образом, в судебном заседании не было установлено фактическое время совершения административного правонарушения. Постановлением главного государственного инспектора Усть-Лабинского района по пожарному надзору от 17.05.2012 г. № 97 администрация Братского сельского поселения Усть-Лабинского района привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и ей назначен административный штраф в размере 150000 руб.. В соответствии со ст. 20.4 КоАП РФ ответственность за нарушение правил пожарной безопасности несут граждане, должностные лица и юридические лица. Согласно ст. 38 Федерального закона РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Таким образом, ни КоАП РФ, ни Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» не относят муниципальное образование, как публично-правовое образование, к субъектам ответственности за совершение административного правонарушения. Из указанных в данных нормах законов субъектов ответственности нарушения требований пожарной безопасности следует, что за несоблюдение первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования (ст. 63 ФЗ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности») к ответственности может быть привлечено только должностное лицо - руководитель органа местного самоуправления. В соответствии со ст. 34 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Согласно ст. 37 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация Братского сельского поселения является органом местного самоуправления. На основании ст. 72 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий. Таким образом, важной гарантией прав муниципальных органов и их должностных лиц является наступление ответственности только на основании решения соответствующего суда. Следовательно, орган пожарного надзора не наделен полномочиями по привлечению к ответственности администрации Братского сельского поселения по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Таким образом, постановление по делу об административном правонарушении от 17.05.2012 г. № 97 подлежит отмене. Согласно п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд выносит решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. Таким образом, производство по делу необходимо прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. В соответствии с ч.1 ст. 30.3, ч. 1 ст.30.10 КоАП РФ жалоба (протест) на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В судебном заседании было установлено, что копия постановления была получена 02.07.2012 г. и в связи с мобилизацией всех средств и сил в г. Крымске, жалоба не могла быть подана в установленный законом срок. При таких обстоятельствах суд считает необходимым восстановить срок для обжалования постановления № 97 от 17.05.2012 г.. Руководствуясь ст.30.7, 30.8 КоАП РФ, Р Е Ш И Л: Жалобу главы администрации Братского сельского поселения Павловой Г.М. на постановление по делу об административном правонарушении от 17.05.2012 г. № 97 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ - удовлетворить. Восстановить срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении от 17.05.2012 г. № 97. Постановление об административном правонарушении № 97 от 17.05.2012 г. в отношении администрации Братского сельского поселения о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ - отменить. Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении юридического лица - администрации Братского сельского поселения прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Усть-Лабинский районный суд в течение десяти дней. Председательствующий