РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 ноября 2010 года город Усть-Кут
Усть-Кутский городской суд Иркутской области
в составе председательствующего судьи Прибытковой Н.А.,
при секретаре Кузаковой Л.А.,
с участием помощника прокурора г. Усть-Кута Чугуновой С.В.,
представителя ответчика Рубцова О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1288/2010г. по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к А. НМО (СП) о признании бездействия по невыполнению обязанности соблюдать требования пожарной безопасности незаконным, об обязывании оборудовать здание администрации, расположенном по адресу <адрес>, автоматической пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуации людей в случае пожара требуемого типа, провести обработку огнезащитным составом деревянных конструкций чердачных помещений кровли здания администрации, выполнить замеры сопротивления изоляции силовой и осветительной проводки, обеспечить населенный пункт <адрес> прицепной пожарной мотопомпой, а также средствами звуковой сигнализации для оповещения людей в случае пожара,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лицк А. НМО (СП) о признании бездействия по невыполнению обязанности соблюдать требования пожарной безопасности незаконным, об обязывании оборудовать здание администрации, расположенном по адресу <адрес>, автоматической пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуации людей в случае пожара требуемого типа, провести обработку огнезащитным составом деревянных конструкций чердачных помещений кровли здания администрации, выполнить замеры сопротивления изоляции силовой и осветительной проводки, обеспечить населенный пункт <адрес> прицепной пожарной мотопомпой, а также средствами звуковой сигнализации для оповещения людей в случае пожара.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности органами местного самоуправления. Из представленных ОГПН по <адрес> и <адрес> материалов следует, что на протяжении длительного периода времени А.НМО (СП) не в полном объеме осуществляются полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах поселения.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» предусмотрены правила противопожарной безопасности в населенных пунктах. Кроме того, приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», установлены основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации. Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03)» установлены требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях.
Материалами проверки установлено, что в нарушение п. 9 табл. 1 НПБ 110-03 здание администрации не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. Кроме того, в нарушение п. 15 табл. 1 НПБ 104-03, здание администрации, расположенное по адресу: <адрес>, не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара требуемого типа.
В нарушение п. 36 ППБ 01-03 не произведена обработка огнезащитным составом деревянных конструкций чердачных помещений кровли здания администрации; в здании администрации не выполнены замеры сопротивления изоляции силовой и осветительной проводки, не оформлены актом, что является нарушением п. 57 ППБ 01-03.
В населенном пункте <адрес> в нарушение п. 31 ППБ 01-03 отсутствует прицепная пожарная мотопомпа, кроме того, населенный пункт <адрес> в нарушение п. 114 ППБ 01-03 не обеспечен средствами звуковой сигнализации для оповещения людей в случае пожара.
В ходе проведения проверки установлено, что мерами административного характера ОГПН по <адрес> и <адрес> не удалось добиться выполнения А.НМО указанных противопожарных мероприятий. Непринятие мер по устранению вышеуказанных нарушений на протяжении длительного периода времени подтверждается копией предписания от ДД.ММ.ГГГГ №, копией постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, копией постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, копией акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, копией предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, копией протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, копией постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, копией протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, копией акта № от ДД.ММ.ГГГГ, копией предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, копией протокола №, копией постановления № от ДД.ММ.ГГГГ
Невыполнение вышеуказанных противопожарных мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение ущерба, который может быть причинен имуществу, здоровью и жизни граждан, свидетельствует о неисполнении А.НМО (СП) требований законодательства о пожарной безопасности, в связи с чем велика вероятность возникновения пожара в здании администрации. Кроме того, отсутствие прицепной пожарной мотопомпы, средств звуковой сигнализации для оповещения людей в случае пожара может привести к несвоевременному принятию мер по оповещению населения о возникновении пожара, тушению пожара.
В соответствии с п. 1 ППБ 01-03 требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами местного самоуправления,
В соответствии с п. 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Согласно ст. 1 ФЗ «О защите населений и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Таким образом, перечень мероприятий, обязательных к исполнению А.НМО, изложенных в предписании ОГПН по <адрес> и <адрес>, направлен на предупреждение чрезвычайной ситуации.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.
В соответствии со ст. 34 ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Просит признать бездействие А.НМО (СП) по невыполнению обязанности соблюдать требования пожарной безопасности незаконным; обязать А.НМО (СП) оборудовать здание администрации, расположенное по адресу Усть-Кутский район, <адрес> пожарнойсигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара требуемого типа, произвести обработку огнезащитным составом деревянных конструкций чердачных помещений кровли здания администрации, выполнить замеры сопротивления изоляции силовой и осветительной проводки, оформить актом; обязать А.НМО (СП) обеспечить населенный пункт <адрес> прицепной пожарной мотопомпой, а также средствами звуковой сигнализации для оповещения людей в случае пожара.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Чугунова С.В., иск поддержала по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель ответчика Рубцов О.Е. заявленные исковые требования признал, суду пояснил, что для проведения всех указанных мероприятий в бюджете НМО (СП) нет финансовых средств. Тем не менее, работа по устранению указанных нарушений ведется. В настоящее время направлена заявка в ОАО «Российские железные дороги», чтобы в случае пожара можно было воспользоваться системой оповещения и управления эвакуации людей, установленной на железнодорожном вокзале <адрес>. На обработку огнезащитным составом деревянных конструкций чердачных помещений кровли здания администрации нет денежных средств, но в бюджет 2011 года средства на проведение указанных работ заложили. В здании администрации имеется тревожная кнопка, которой можно воспользоваться в случае пожара. Замеры сопротивления изоляции силовой и осветительной проводки выполнены, нужно оплатить счет на проведение указанных услуг, чтобы получить акт выполненных работ. Самостоятельно приобрести пожарную мотопомпу не имеют возможности, ведутся переговоры с ООО «"С" о передаче указанной организацией населенному пункту <адрес> переносной мотопомпы. Вопрос решается положительно. В <адрес> имеется пожарный гидрант, расположенный в Доме Культуры. Выполнены и установлены таблички-знаки с указанием направления движения и расстоянием до пожарного гидранта.
Выслушав объяснения помощника прокурора <адрес>, представителя ответчика, показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу:
Согласно ст. 1 ФЗ «О защите населений и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами предусмотренными законом.
В соответствии со ст. 34 ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» предусмотрены правила противопожарной безопасности в населенных пунктах.
Согласно приказа МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», установлены основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации.
Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03)» установлены требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях.
В соответствии с п. 1 ППБ 01-03 требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами местного самоуправления,
В соответствии с п. 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Как следует из материалов проверки соблюдения требований пожарной безопасности А.НМО (СП), а именно: копией предписания от ДД.ММ.ГГГГ №, копией постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, копией постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, копией акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, копией предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, копией протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, копией постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, копией протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, копией акта № от ДД.ММ.ГГГГ, копией предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, копией протокола №, копией постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение п. 9 табл. 1 НПБ 110-03 здание администрации не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. Кроме того, в нарушение п. 15 табл. 1 НПБ 104-03, здание администрации, расположенное по адресу: <адрес>, не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара требуемого типа. В нарушение п. 36 ППБ 01-03 не произведена обработка огнезащитным составом деревянных конструкций чердачных помещений кровли здания администрации; в здании администрации не выполнены замеры сопротивления изоляции силовой и осветительной проводки, не оформлены актом, что является нарушением п. 57 ППБ 01-03. В населенном пункте <адрес> в нарушение п. 31 ППБ 01-03 отсутствует прицепная пожарная мотопомпа, кроме того, населенный пункт <адрес> в нарушение п. 114 ППБ 01-03 не обеспечен средствами звуковой сигнализации для оповещения людей в случае пожара.
Как пояснил представитель ответчика Рубцов О.Е. для проведения всех указанных мероприятий в бюджете НМО (СП) нет финансовых средств. Тем не менее, работа по устранению указанных нарушений ведется.
Допрошенный в качестве свидетеля К. суду пояснил, что он является главным государственным инспектором пожарного надзора по <адрес> и <адрес>. Он был с проверкой в <адрес> в мае 2009 года. В результате проверки установлено, что здание администрации не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. Кроме того, здание администрации <адрес> не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара требуемого типа. Тревожная кнопка, которая имеется в здании администрации, не является автоматической. Должна быть установлена сигнализация, которая автоматически среагирует на появление огня либо дыма. Также не произведена обработка огнезащитным составом деревянных конструкций чердачных помещений кровли здания администрации. Выполненные в здании администрации замеры сопротивления изоляции силовой и осветительной проводки не оформлены актом, что является нарушением. В населенном пункте <адрес> отсутствует прицепная пожарная мотопомпа. Населенный пункт <адрес> не обеспечен средствами звуковой сигнализации для оповещения людей в случае пожара. Возможно в случае пожара воспользоваться системой оповещения и управления эвакуации людей, установленной на железнодорожном вокзале <адрес>.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования прокурора <адрес> о признании бездействия по невыполнению обязанности соблюдать требования пожарной безопасности незаконным, об обязывании оборудовать здание администрации, расположенном по адресу <адрес>, автоматической пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуации людей в случае пожара требуемого типа, провести обработку огнезащитным составом деревянных конструкций чердачных помещений кровли здания администрации, выполнить замеры сопротивления изоляции силовой и осветительной проводки, обеспечить населенный пункт <адрес> прицепной пожарной мотопомпой, а также средствами звуковой сигнализации для оповещения людей в случае пожара обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к А.НМО (СП) о признании бездействия по невыполнению обязанности соблюдать требования пожарной безопасности незаконным, об обязывании оборудовать здание администрации, расположенном по адресу <адрес>, автоматической пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуации людей в случае пожара требуемого типа, провести обработку огнезащитным составом деревянных конструкций чердачных помещений кровли здания администрации, выполнить замеры сопротивления изоляции силовой и осветительной проводки, обеспечить населенный пункт <адрес> прицепной пожарной мотопомпой, а также средствами звуковой сигнализации для оповещения людей в случае пожара удовлетворить.
Признать незаконным бездействие г. А. НМО (СП) Рубцова О.Е. по невыполнению обязанности соблюдать требования пожарной безопасности.
Обязать А. НМО (СП) оборудовать здание администрации, расположенного по адресу <адрес>, автоматической пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуации людей в случае пожара требуемого типа.
Обязать А. НМО (СП) провести обработку огнезащитным составом деревянных конструкций чердачных помещений кровли здания администрации, расположенного по адресу <адрес>, выполнить замеры сопротивления изоляции силовой и осветительной проводки.
Обязать А. НМО (СП) обеспечить населенный пункт <адрес> прицепной пожарной мотопомпой, а также средствами звуковой сигнализации для оповещения людей в случае пожара.
С решением в окончательной форме стороны могут ознакомиться в Усть-Кутском городском суде ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней через Усть-Кутский городской суд, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий ПРИБЫТКОВА Н.А.