РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 ноября 2010 года город Усть-Кут
Усть-Кутский городской суд Иркутской области
в составе председательствующего судьи Прибытковой Н.А.
при секретаре Кузаковой Л.А.,
с участием помощника прокурора г. Усть-Кута Чугуновой С.В.,
представителя ответчика Соколова А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1289/2010г. по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к А.ВМО (СП) о признании бездействия по невыполнению обязанности соблюдать требования пожарной безопасности незаконным, об обязывании провести в здании администрации, расположенной по адресу <адрес>, контроль за техническими состоянием электрических сетей, об обязывании установить у водоисточников, а также по направлению движения к ним соответствующих указателей (объемных со светильником или плоских, выполненных с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточников, об обязывании установить в населенных пунктах <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, об обязывании выполнить с северной стороны населенного пункта <адрес> противопожарной полосы, предотвращающей переброс огня на населенный пункт в случае лесного пожара,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лицк А.ВМО (СП) о признании бездействия по невыполнению обязанности соблюдать требования пожарной безопасности незаконным, об обязывании провести в здании администрации, расположенной по адресу <адрес>, контроль за техническими состоянием электрических сетей, об обязывании установить у водоисточников, а также по направлению движения к ним соответствующих указателей (объемных со светильником или плоских, выполненных с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточников, об обязывании установить в населенных пунктах <адрес>, <адрес>, <адрес> <адрес> средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, об обязывании выполнить с северной стороны населенного пункта <адрес> противопожарной полосы, предотвращающей переброс огня на населенный пункт в случае лесного пожара.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности органами местного самоуправления. Из представленных ОГПН по <адрес> и <адрес> материалов следует, что на протяжении длительного периода времени А.ВМО (СП) не в полном объеме осуществляются полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах поселения.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» предусмотрены правила противопожарной безопасности в населенных пунктах.
Установлено, что в состав ВМО (СП) входят земли следующих населенных пунктов: <адрес>, д<адрес>, <адрес>, д<адрес>, <адрес>.
Материалами проверки установлено, что в нарушение п. 57 ППБ 01-03 в здании администрации, расположенном по адресу <адрес>, <адрес>, не проведен контроль за техническим состоянием электрических сетей, а именно: не проведены замеры сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного электрооборудования.
В нарушение п. 90 ППБ 01-03 у водоисточников, а также по направлению движения к ним отсутствуют соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточников.
На территории всех населенных пунктов ВМО (СП) отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения населения на случай пожара, что является нарушением п. 114 ППБ 01-03.
С северной стороны населенного пункта <адрес>, южной стороны <адрес> отсутствует противопожарная полоса, предотвращающая переброс огня на населенный пункт в случае лесного пожара, что является нарушением п. 112 ППБ 01-03, вместе с тем, с учетом того, что указанные населенные пункты прилегают к лесному массиву и землям сельхозназначения, создается реальная угроза перехода огня на населенные пункты в результате лесного пожара.
В ходе проведения проверки установлено, что мерами административного характера ОГПН по <адрес> и <адрес> не удалось добиться выполнения А.ВМО (СП) указанных противопожарных мероприятий, непринятие мер по устранению вышеуказанных нарушений на протяжении длительного периода времени подтверждается копией акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ копией предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, копией протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, копией постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, копией постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, копией акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, копией предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, копией протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, копией постановления № от ДД.ММ.ГГГГ
Невыполнение вышеуказанных противопожарных мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение ущерба, который может быть причинен имуществу, здоровью и жизни граждан, свидетельствует о неисполнении А.ВМО (СП) требований законодательства о пожарной безопасности, в связи с чем велика вероятность возникновения пожара в здании администрации. Кроме того, отсутствие указателей (объемных со светильником или плоских, выполненных с использованием светоотражающих покрытий) по направлению к водоисточникам, средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара может привести к несвоевременному принятию мер по оповещению населения о возникновении пожара, тушению пожара.
В соответствии с п. 1 ППБ 01-03 требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами местного самоуправления,
В соответствии с п. 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Согласно ст. 1 ФЗ «О защите населений и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Таким образом, перечень мероприятий, обязательных к исполнению А.ВМО (СП), изложенных в предписании ОГПН по <адрес> и <адрес>, направлен на предупреждение чрезвычайной ситуации.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.
В соответствии со ст. 34 ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Просит признать бездействие А.ВМО (СП) по невыполнению обязанности соблюдать требования пожарной безопасности незаконным; обязать А. ВМО (СП) провести в здании администрации, расположенной по адресу <адрес>, контроль за техническим состоянием электрических сетей, а именно: замеры сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного электрооборудования; обязать А.ВМО (СП) установить у водоисточников, а также по направлению движения к ним соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточников; в населенных пунктах <адрес>, д<адрес>, <адрес>, д. <адрес>, <адрес> установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; с северной стороны <адрес> выполнить противопожарную полосу, предотвращающую переброс огня на населенный пункт в случае лесного пожара.
Определением Усть-Кутского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ прокурора <адрес> от исковых требований в части обязывании А. ВМО (СП) выполнить с северной стороны населенного пункта <адрес> противопожарной полосы, предотвращающей переброс огня на населенный пункт в случае лесного пожара в связи с добровольным исполнением.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Чугунова С.В., иск поддержала по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель ответчика Соколов А.Ю. заявленные исковые требования не признал, суду пояснил, что в июне 2010 года в здании администрации производился ремонт, замена электропроводки, в данное время проведен контроль за техническим состоянием электрических сетей, проведены замеры сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного электрооборудования.
А.ВМО (СП) была направлена заявка во ВДПО для приобретения указателей и звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в кол-ве 2 шт. Указатели (знаки пожарной безопасности) в количестве 2-х штук приобретены. Указатели к водоисточникам установлены на котельной в <адрес> и водокачке <адрес>. Средства звуковой сигнализации для оповещения населения на случай пожара не приобретены, так как приобретением занимается <адрес>ное отделение ВДПО. В настоящее время ведется работа по приобретению средств звуковой сигнализации для оповещения населения на случай пожара, заказаны две сигнализации.
Устанавливать средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в д. <адрес>, д. <адрес>, <адрес> нет надобности, так как в д. <адрес>, д. <адрес>, <адрес> никто не проживает.
С северной стороны <адрес> проходит федеральная трасса "В», расстояние до которой составляет 50-70 метров, и от нее примыкают земельные участки жителей поселка для посадки картофеля. Противопожарная полоса в <адрес> будет выполнена весной 2011 года силами СПК "П".
Выслушав объяснения помощника прокурора <адрес>, представителя ответчика, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу:
Согласно ст. 1 ФЗ «О защите населений и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами предусмотренными законом.
В соответствии со ст. 34 ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» предусмотрены правила противопожарной безопасности в населенных пунктах.
Судом достоверно установлено, что в состав ВМО (СП) входят земли следующих населенных пунктов: <адрес>, д. <адрес>, <адрес>, д<адрес>, <адрес>.
В соответствии с п. 1 ППБ 01-03 требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами местного самоуправления,
В соответствии с п. 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Как следует из материалов проверки соблюдения требований пожарной безопасности А. ВМО (СП) <адрес>, а именно: копией акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ копией предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, копией протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, копией постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, копией постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, копией акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, копией предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, копией протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, копией постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение п. 57 ППБ 01-03 в здании администрации, расположенном по адресу <адрес>, <адрес>, не проведен контроль за техническим состоянием электрических сетей, а именно: не проведены замеры сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного электрооборудования. В нарушение п. 90 ППБ 01-03 у водоисточников, а также по направлению движения к ним отсутствуют соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточников. На территории всех населенных пунктов ВМО (СП) отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения населения на случай пожара, что является нарушением п. 114 ППБ 01-03. С северной стороны населенного пункта <адрес>, южной стороны <адрес> отсутствует противопожарная полоса, предотвращающая переброс огня на населенный пункт в случае лесного пожара, что является нарушением п. 112 ППБ 01-03, вместе с тем, с учетом того, что указанные населенные пункты прилегают к лесному массиву и землям сельхозназначения, создается реальная угроза перехода огня на населенные пункты в результате лесного пожара.
Как следует из заявки г. А. ВМО (СП) Соколова А.Ю. в УКРО ВДПО А.ВМО (СП) просила произвести поставку звуковой сигнализации в количестве 2 шт. и указателей.
Согласно договора купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ А. ВМО (СП) в лице Соколова А.Ю. приобрела у <адрес> отделения ВДПО знаки пожарной безопасности в количестве 2 штук.
Как пояснил представитель ответчика Соколов А.Ю. А. ВМО (СП) была направлена заявка во ВДПО для приобретения указателей и звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в кол-ве 2 шт. Указатели (знаки пожарной безопасности) в количестве 2-х штук приобретены. Указатели к водоисточникам установлены на котельной в <адрес> и водокачке <адрес>. Средства звуковой сигнализации для оповещения населения на случай пожара не приобретены, так как приобретением занимается ВДПО. В настоящее время ведется работа по приобретению средств звуковой сигнализации для оповещения населения на случай пожара, заказаны две сигнализации.
Допрошенный в качестве свидетеля К. суду пояснил, что он является главным государственным инспектором пожарного надзора по <адрес> и <адрес>. В сентябре 2009 года проводились мероприятия по пожарному надзору в населенных пунктах <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>. Материалами проверки установлено, что в здании администрации <адрес> не проведен контроль за техническим состоянием электрических сетей: не проведены замеры сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного электрооборудования. У водоисточников, а также по направлению движения к ним отсутствуют соответствующие указатели, на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточников. На территории всех населенных пунктов ВМО (СП) отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения населения на случай пожара. В ППБ нет четкого указания, какая именно должна быть звуковая сигнализация: главное условие - чтобы её было слышно во всем поселке. С северной стороны населенного пункта <адрес>, с южной стороны <адрес> отсутствует противопожарная полоса, предотвращающая переброс огня на населенный пункт в случае лесного пожара. На момент проверки мае 2010 года два нарушения были устранены: проведен контроль за техническим состоянием электрических сетей, проведены замеры сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного электрооборудования.
Свидетель И. суду пояснил, что он является главным государственным инспектором пожарного надзора по <адрес> и <адрес>. Он был с проверкой в <адрес> в мае 2010 года. На момент проверки четыре нарушения не были устранены. У водоисточников, а также по направлению движения к ним отсутствуют соответствующие указатели, на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточников. На территории всех населенных пунктов ВМО (СП) отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения населения на случай пожара. С северной стороны населенного пункта <адрес>, с северной стороны <адрес> отсутствует противопожарная полоса, предотвращающая переброс огня на населенный пункт в случае лесного пожара. К знакам, которые расположены на котельной <адрес> и водокачке <адрес>, должны быть установлены указатели по направлению движения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования прокурора <адрес> о признании бездействия по невыполнению обязанности соблюдать требования пожарной безопасности незаконным, об обязывании провести в здании администрации, расположенной по адресу <адрес>, контроль за техническими состоянием электрических сетей, об обязывании установить у водоисточников, а также по направлению движения к ним соответствующих указателей (объемных со светильником или плоских, выполненных с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточников, об обязывании установить в населенных пунктах <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, об обязывании выполнить с северной стороны населенного пункта <адрес> противопожарной полосы, предотвращающей переброс огня на населенный пункт в случае лесного пожара обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к А.ВМО (СП) о признании бездействия по невыполнению обязанности соблюдать требования пожарной безопасности незаконным, об обязывании провести в здании администрации, расположенной по адресу <адрес>, контроль за техническими состоянием электрических сетей, об обязывании установить у водоисточников, а также по направлению движения к ним соответствующих указателей (объемных со светильником или плоских, выполненных с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточников, об обязывании установить в населенных пунктах <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, об обязывании выполнить с северной стороны населенного пункта <адрес> противопожарной полосы, предотвращающей переброс огня на населенный пункт в случае лесного пожара удовлетворить.
Признать незаконным бездействие г. А. ВМО (СП) по невыполнению обязанности соблюдать требования пожарной безопасности.
Обязать А. ВМО (СП) провести в здании администрации, расположенной по адресу <адрес>, контроль за техническим состоянием электрических сетей, а именно замеры сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного электрооборудования.
Обязать А.ВМО (СП) установить у водоисточников, а также по направлению движения к ним соответствующих указателей (объемных со светильником или плоских, выполненных с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточников.
Обязать А.ВМО (СП) установить в населенных пунктах <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.
Обязать А. ВМО (СП) выполнить с северной стороны населенного пункта <адрес> противопожарную полосу, предотвращающую переброс огня на населенный пункт в случае лесного пожара.
С решением в окончательной форме стороны могут ознакомиться в Усть-Кутском городском суде ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней через Усть-Кутский городской суд, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий ПРИБЫТКОВА Н.А.