Гражданское дело по иску Дмитриченко О.В.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 ноября 2010 года город Усть-Кут

Усть-Кутский городской суд Иркутской области

в составе председательствующего судьи Прибытковой Н.А.

при секретаре Кузаковой Л.А.,

с участием истицы Дмитриченко О.В.,

представителя истца Черепановой Е.В.,

представителя ответчика Терпугова С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1128/2010г. по иску Дмитриченко О.В. к ФГУ ЛБУ, УС о признании права на получение повышающего коэффициента за выслугу лет, о признании бездействия по не информированию работников о переходе на новую систему оплаты труда, не принятии решения о применении повышающих коэффициентов к окладу работников незаконным, о взыскании невыплаченной заработной платы, денежной компенсации,

У С Т А Н О В И Л:

Дмитриченко О.В. обратилась в суд с иском к ФГУ ЛБУ, УС о взыскании невыплаченной заработной платы в размере <данные изъяты> руб.

ДД.ММ.ГГГГ истица Дмитриченко О.В. уточнила и дополнила свои исковые требования, просит взыскать с ответчика ФГУ ЛБУ повышающий коэффициент за выслугу лет в размере 20 % от оклада при начислении заработной платы в сумме <данные изъяты> руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, повышающий коэффициент к окладу по ФГУ ЛБУ в сумме <данные изъяты> руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по дату подачи искового заявления, денежную компенсацию за задержку выплат по выслуге лет в размере <данные изъяты> коп., а также денежную компенсацию за задержку выплат повышающего коэффициента к окладу по ФГУ ЛБУ в размере <данные изъяты> коп.

ДД.ММ.ГГГГ истица вновь увеличила своим исковые требования, просит признать бездействие ФГУ ЛБУ, выразившееся в не информировании работников о переходе на новую систему оплаты труда, непринятие решения о применении повышающих коэффициентов к окладу работников неправомерным, признать за ней право на применение повышающего коэффициента к окладу за выслугу лет в размере 0,2 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ независимо от принятия решения ФГУ ЛБУ о его применении.

В обоснование своих исковых требований указала, что согласно приказу начальника УС № от ДД.ММ.ГГГГ и трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ она работает в должности <данные изъяты> (квалификационный уровень 1/3) и выполняет работу в соответствии с должностной инструкцией <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. Пунктом 8 трудового договора установлена заработная плата в размере 4.650 в месяц, компенсационные выплаты: северная надбавка - 50 % и районный коэффициент - 30 %, а также премию (до 50 % от оклада). П.п.8.2 трудового договора подтверждает ее право на иные выплаты, если они установлены коллективным договором и (или) локальными нормативными актами работодателя.

В июне 2010 г. от председателя Профсоюзной организации УС Д. она узнала о существовании Положения об оплате труда и стимулировании работников ФГУ ЛБУ. П.4.2 Положения предусматривает установление работникам ФГУ ЛБУ повышающих коэффициентов к окладам, в том числе повышающий коэффициент к окладу по ЛБУ и повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет. Согласно п.4.4 указанного Положения персональный повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет устанавливается всем работникам, занимающим общеотраслевые должности служащих, в зависимости от общего количества лет, проработанных в организациях транспорта. Применительно к ней повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет должен составлять 20 %, так как общее количество лет, проработанных мной в организациях транспорта более трёх лет (согласно записей в трудовой книжке - 3 года 9 месяцев на момент трудоустройства в УС). Однако за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ей не выплачивался повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет.

Согласно п.4.5 указанного Положения повышающий коэффициент к окладу по ЛБУ устанавливается работникам, осуществляющим профессиональную деятельность по профессиям рабочих. Размеры приведены в Приложении №. Приложение № к Положению об оплате труда и стимулированию работников ФГУ ЛБУ устанавливает максимальный размер повышающего коэффициента в размере 50 % к окладу по учреждению (структурному подразделению), при условии, что его персонал (не указано, весь персонал или его часть) обслуживает участки внутренних водных путей с гидротехническими сооружениями первого и второго классов с гарантированными габаритами судовых ходов.

УС предоставляет услуги связи (бесперебойной и своевременной), в том числе экипажам судоходного транспорта, на участке внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов, и является структурным подразделением - филиалом ФГУ ЛБУ, который, в свою очередь, осуществляет функцию по обслуживанию гидротехнических сооружений первого и второго классов, поэтому действие п.4.5 Положения распространяется на его работников. В Приложении № не указано, должны ли быть на балансе учреждения гидротехнические сооружения первого и второго классов. На определенном участке внутреннего водного пути они могут использоваться на других основаниях, например, земснаряд по договору аренды для осуществления руслоочистительных работ. За весь период трудовой деятельности в УС с ДД.ММ.ГГГГ по настоящий момент ей не выплачивался повышающий коэффициент к окладу по ФГУ ЛБУ.

В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата - это вознаграждение за труд работника, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Положение является локальным нормативным актом работодателя ФГУ ЛБУ и предусматривает применение указанных повышающих коэффициентов.

ДД.ММ.ГГГГ на предприятии УС Государственный инспектор по труду К. провела проверку состояния локальных нормативных актов, в ходе которой руководство УС не предоставило для ознакомления Положение об оплате стимулировании работников ФГУ ЛБУ.

По просьбе председателя профкома УС Д. была проведена встреча председателя К. с руководством ФГУ ЛБУ. В результате встречи должностные лица подтвердили, что Положение об оплате труда действительно вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ, иперечисленные в нём надбавки должны выплачиваться работникам УС так же, как они выплачиваются в других структурных подразделениях ФГУ ЛБУ.

П.2.2 Положения об оплате труда и стимулировании работников ФГУ ЛБУ предполагает введение соответствующих повышающих коэффициентов по решению ФГУ ЛБУ с учетом обеспечения финансовыми средствами. Следует принять во внимание, что Положение было разработано в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений». Согласно п. 10 постановления целевое финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций учреждений в части оплаты труда работников, предусмотренных главным распорядителем средств федерального бюджета в федеральном бюджете, с учетом увеличения этих ассигнований с ДД.ММ.ГГГГ на 30 % в связи с введением новых систем оплаты труда.

Полагает, что финансовое обеспечение Положения имеет целью принятие положительного решения ФГУ ЛБУ о введении повышающих коэффициентов к окладам служащих и рабочих. Непринятие данного решения по причине отсутствия денежных средств незаконно.

ДД.ММ.ГГГГ Д. от имени работников УС направила письмо в адрес начальника УС Ш. с просьбой дать разъяснения по поводу невыплаты надбавок по вышеуказанному Положению с требованием перерасчета заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также дальнейшего применения (начисления) установленных надбавок (повышающих коэффициентов). Письмо осталось без ответа.

Тем не менее, в июле 2010 г. ей была начислена и выплачена выслуга в соответствии с п.4.4 Положения «...персональный повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет...» за период с 01.01 2010 г. по ДД.ММ.ГГГГ из расчета 20 % к установленному окладу ежемесячно.

То есть, работодатель тем самым подтвердил наличие у неё права на применение повышающего коэффициента в размере 20 % от оклада при начислении заработной платы.

Полагает, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (невыплаты за выслугу лет) задолженность ответчика по заработной плате составила <данные изъяты> рублей. Также за период с ДД.ММ.ГГГГ по дату подачи искового заявления задолженность ответчика по заработной плате (повышающего коэффициента к окладу по ФГУ ЛБУ составляет <данные изъяты> рублей.

Таким образом, работодатель не выполняет свои обязанности, предусмотренные ст. 22 Трудового кодекса РФ: соблюдать трудовое законодательство; локальные нормативные акты; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами; знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью», и условиями трудового договора, а именно, п.п.3.2.4. (обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные сроки) и п.п. 3.2.6. (обязанность работодателя знакомить работника под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с его трудовой деятельностью), чем причиняет мне материальный ущерб в виде невыплаченной в полном объеме в установленный срок заработной платы, что отражается на отчислениях в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.

В соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка РФ от невыплаченных в срок сумм, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

По состоянию на день её обращения в суд с исковым заявлением работодатель ФГУ ЛБУ в лице начальника УС Ш. согласно трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ обязан выплатить в её пользу денежную компенсацию за задержку выплат по выслуге лет в размере <данные изъяты> коп., а также денежную компенсацию за задержку выплат повышающего коэффициента к окладу по ФГУ ЛБУ в размере <данные изъяты> коп.

В судебном заседании истица Дмитриченко О.В. и её представитель Черепанова Е.В., допущенная к участию в процессе на основании заявления истицы в порядке п. 6 ст. 53 ГПК РФ, поддержали исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика - ФГУ ЛБУ Терпугов С.Г., по доверенности, исковые требования Дмитриченко О.В. не признал и суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ руководителем ФГУ ЛБУ Д. было утверждено и согласовано с председателем К. Положение об оплате груда и стимулировании работников ФГУ ЛБУ.

П. 2.2. настоящего Положения работникам ФГУ ЛБУ может быть предусмотрено установление повышающих коэффициентов к окладам: повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности, персональный повышающий коэффициент к окладу, повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет, повышающий коэффициент к окладу по Ленскому БУ, повышающий коэффициент к окладу за квалификационную категорию.

Решение о введении соответствующих повышающих коэффициентов принимается ФГУ ЛБУ с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами. Согласно письма первого заместителя руководителя ФГУ ЛБУ от ДД.ММ.ГГГГ исх. № с момента вступления в силу данного Положения, ФГУ ЛБУ не принимало решений об установлении работникам повышающих коэффициентов по причине отсутствия обеспечения указанных выплат финансовыми средствами. Право на начисление повышающих коэффициентов у работников не возникало, таким образом, трудовые права Дмитриченко О.В. не были нарушены.

Просит в иске Дмитриченко О.В. к ФГУ ЛБУ отказать в полном объеме.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив с совокупности все доказательства по делу, суд приходит к выводу, что исковые требования Дмитриченко О.В. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Иск предъявлен к ФГУ ЛБУ и его филиалу УС.

Согласно Уставу ФГУ ЛБУ является федеральным государственным учреждением (некоммерческой организацией), является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, переданное ему на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, лицевые счета в территориальных органах федерального казначейства. Финансирование деятельности Управления осуществляется на основе смет доходов и расходов, утверждаемых <данные изъяты> осуществляется на основе смет расходов и доходов, утверждаемых Управлением.

В свою очередь, УС согласно Положению является филиалом ФГУ ЛБУ, не является юридическим лицом, действует по доверенности юридического лица.

Таким образом, УС является ненадлежащим ответчиком по данному делу. И в иске Дмитриченко О.В. к УС следует отказать.

Рассматривая по существу требования Дмитриченко О.В. к ФГУ ЛБУ, суд установил, что истица Дмитриченко О.В. состоит в трудовых отношениях с ФГУ ЛБУ ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>.

Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела копией трудовой книжки истицы, трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ, а также пояснениями сторон.

В соответствии с условиями трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ истице Дмитриченко О.В. установлен должностной оклад, северные надбавки и районный коэффициент, а также премия до 50% в соответствии с коллективным договором, локальными нормативными актами работодателя. Спорные коэффициенты трудовым договором не предусмотрены.

Не предусмотрены спорные повышающие коэффициенты и штатными расписаниями на 2009г. и 2010г.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Как следует из содержания заявления и пояснений Дмитриченко О.В. и её представителя Черепановой Е.В., они считают, что работодатель в соответствии с принятым Положением об оплате и стимулировании труда работников Управления, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ, обязан выплачивать ей стимулирующие выплаты - повышающие коэффициенты к окладу за выслугу лет в размере 20% и по Ленскому БУ в размере 50%.

Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ введены новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений,

В соответствии с пунктом 10 Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций учреждений, воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, в части оплаты труда работников и гражданского персонала, предусмотренных главным распорядителям средств федерального бюджета в федеральном бюджете, с учетом увеличения объема этих ассигнований с ДД.ММ.ГГГГ на 30 процентов в связи с введением новых систем оплаты труда.

Согласно Положению об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, которые включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также настоящим Положением.

Как следует из Положения об оплате труда и стимулировании работников ФГУ ЛБУ от ДД.ММ.ГГГГ, принятого во исполнение постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, работникам Ленского БУ может быть предусмотрено установление следующих повышающих коэффициентов к окладам: по занимаемой должности, персональный, за выслугу лет, по Ленскому БУ, за квалификационную категорию. Решение о введении соответствующих повышающих коэффициентов принимается Ленским БУ с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами. Повышающие коэффициенты к окладу устанавливаются на определенный период времени в течение соответствующего календарного года. Применение повышающего коэффициента к окладу по занимаемой должности образует должностной оклад. Персональный повышающий коэффициент устанавливается работнику с учетом уровня его профессиональной подготовки, сложности, важности выполняемой работы, решение об установлении этого коэффициента принимается руководителем предприятия персонально в отношении конкретного работника. Применение персонального повышающего коэффициента к окладу не образует новый оклад и не учитывается при начислении иных выплат. Повышающий коэффициент за выслугу лет устанавливается всем работникам в зависимости от общего количества лет, проработанных в организации транспорта. Повышающий коэффициент к окладу по Ленскому БУ устанавливается работникам в соответствии с приложением №. Согласно приложению № к указанному Положению определяется максимальный размер повышающего коэффициента к окладу по учреждению.

Однако в ходе рассмотрения данного гражданского дела судом с достоверностью установлено, что бюджетные ассигнования на выплату повышающих коэффициентов с момента принятия Положения об оплате труда и стимулировании работников ФГУ ЛБУ от ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ сметой расходов не предусматривались и ответчику, финансирование которого осуществляется из федерального бюджета на основании сметы, не поступали.

Как следует из письма первого заместителя руководителя Ленского БУ Б. от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес начальника УС с момента вступления в силу Положения об оплате труда Ленское БУ не принимало решений об установлении работникам повышающих коэффициентов по причине отсутствия обеспечения указанных выплат финансовыми средствами.

Доказательств обратного суду не представлено.

Вместе с тем, согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ Ленского БУ и приказу № от ДД.ММ.ГГГГ руководителя УС всем работникам УС установлен повышающий коэффициент за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ в персонально установленном размере, для этих целей выделено дополнительное финансирование, что подтверждается письмом и.о. руководителя учреждения от ДД.ММ.ГГГГ № и справкой начальника УС Ш. от ДД.ММ.ГГГГ

Как пояснили истица Дмитриченко О.В., её представитель Черепанова Е.В. и представитель ответчика Терпугов С.Г., указанные выплаты с ДД.ММ.ГГГГ истице выплачены.

При таких обстоятельствах, учитывая, что Положение об оплате труда и стимулирования работников ФГУ ЛБУ от ДД.ММ.ГГГГ в связи с введением ДД.ММ.ГГГГ нового Положения об оплате труда отменено, оснований для возложения на ФГУ ЛБУ обязанности по выплате спорных стимулирующих выплат у суда не имеется.

А потому в удовлетворении иска Дмитриченко О.В. следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 209 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Дмитриченко О.В. к ФГУ ЛБУ и УС о признании права на получение повышающего коэффициента за выслугу лет, о признании бездействия по не информированию работников о переходе на новую систему оплаты труда, не принятии решения о применении повышающих коэффициентов к окладу работников незаконным, о взыскании невыплаченной заработной платы, денежной компенсации - отказать.

С решением в окончательной форме стороны могут ознакомиться в Усть-Кутском городском суде ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней через Усть-Кутский городской суд, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий ПРИБЫТКОВА Н.А.