Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 марта 2011 года город Усть-Кут
Усть-Кутский городской суд Иркутской области
в составе председательствующего судьи Прибытковой Н.А.
при секретаре Кузаковой Л.А.,
с участием истицы Ждан С.Л.,
представителя ответчика Смирновой И.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-413/2011г. по иску Ждан С.Л. к МУ МБ о взыскании недоначисленной заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
Истица предъявила иск к МУ МБ о взыскании недоначисленной заработной платы за ноябрь, декабрь 2010г. и за январь 2011г. в сумме <данные изъяты>.
В обоснование исковых требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ работает в МУ МБ <данные изъяты>. Должностной оклад у неё составляет <данные изъяты> руб. Из её расчетных листов следует, что указанный оклад установлен ответчиком по 9 разряду ETC. Однако при оплате труда на основе тарифной системы размер тарифной сетки не может быть ниже минимального размера оплаты труда, который с ДД.ММ.ГГГГ составляет 4.330 руб. (ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии со ст. 3 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О минимальном размере оплаты труда» - минимальный размер оплаты труда принимается для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Однако с обычными выводами, сделанными без учета системного толкования действующего законодательства, ответчиком не установлена ей заработная плата в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В связи с чем ответчиком нарушены ст. 133, 135 ТК РФ. Так, в соответствии со ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) не может быть ниже минимально размера оплаты труда, а согласно ст. 146 ТК РФ - в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, и ст. 148 ТК РФ - оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами. Так, согласно ст. 315 ТК РФ - оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районного коэффициента и процентных надбавок к заработной плате. Из этого следует, что применение районного коэффициента и процентных надбавок к зарплате (заработная плата не может быть менее МРОТ, т.е. 4330 руб., ст. 133 ТК РФ) в данном случае является дополнительной оплатой труда работников к зарплате.
Ноябрь 2010 г.- 4330 + СН + РК = 4330 + 50% + 70% = 4330 + 2165 + 3031 = 9526 руб. Декабрь 2010 г. -4330 + СН + РК - 4330 + 50% + 70% = 4330 + 2165 + 3031 = 9526 руб Январь 2011 г. - 4330 + СН + РК = 4330 + 50% + 70% = 4330 + 2165 + 3031 = 9526 руб.
А всего 28.578 руб.
Однако было выплачено в ноябре 2010 г. - <данные изъяты> руб., в декабре 2010 г. - <данные изъяты> руб., в январе 2011 г. - <данные изъяты> руб. А в общей сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Таким образом, долг составляет 28.578 - <данные изъяты> = <данные изъяты> руб.
Просит взыскать с ответчика сумму неначисленной заработной платы в сумме <данные изъяты> коп.
В судебном заседании истица Ждан С.Л. поддержала свои исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Смирнова И.К., по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования Ждан С.Л. не признала и суду пояснила, что истица состоит в трудовых отношениях с МУ МБ в должности <данные изъяты> 9 разряда, с должностным окладом, согласно штатного расписания в размере <данные изъяты> руб. Данное обстоятельство подтверждается трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ФИО1 и МУ МБ. Истице по условиям договора производится оплата районного коэффициента (70%), и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (50%).
Действующая до ДД.ММ.ГГГГ правое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнил простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 90-ФЗ).
При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же части второй статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса РФ в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 90-ФЗ).
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты РФ» из статьи 129Трудового кодекса РФ исключена часть 2,которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С ДД.ММ.ГГГГ также признано утратившим силу положениео том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов, а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 4 статьи 133 Трудового кодекса РФ). В то же время действующий в настоящее время частью 3 статьи 133 ТК РФ (в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ № 90-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности, не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть 1 статьи 129 ТК РФ определяет заработную платукак вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества иусловий выполнения работы, а также компенсационные выплаты(доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергающихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты(доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада, базового оклада (базового должностного оклада, базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статьи тарифная ставка- фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение норму труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад)- фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы -минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Содержание указанных в данной статьей определений понятий «тарифная ставка», «оклад (должностной оклад)», «базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы» исходя из которых истице начисляется и выплачивается заработная плата, Федеральным законом № 54-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ не изменено и не отменено.
Согласно статьям 314, 315, 316 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. <адрес> коэффициента и порядок его применения к заработной плате работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской федерации. Лицам работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях, размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определенном статьей 316 Трудового кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Соответственно, как районный коэффициент, так и северная надбавка является выплатами за работу в местностях с особыми климатическими условиями, исчисляемыми в процентом соотношении к должностным окладам, тарифным ставкам, которые входят в состав заработной платы (оплаты труда). Данные выплаты относятся к числу компенсационных, не учитываемых в размере оклада.
Из ст. 133.1 ТК РФ следует, что размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 82-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О минимальном размере оплаты труда" установлен минимальный размер оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 4330рублей в месяц.
Нормы статей 129, 133.1 ТК РФ говорят о том, что органы государственной власти освобождены от необходимости выдерживать соотношения тарифных ставок, окладов и размер МРОТ. При этом размеры тарифных ставок, окладов, базовых ставок, заработной платы по профессиональным квалификационным группам для отдельных категорий работников могут быть установлены в размере ниже МРОТ, однако, производящиеся работнику ежемесячные выплаты за полное отработанноевремя, в сумме не могут быть менее минимального размера оплаты труда.То есть именно месячная заработная плата работника с учетом компенсационных выплат (северной надбавки, районного коэффициента) и стимулирующих выплат, начисленных истице, не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Кроме того постановлением Администрации Усть-Кутского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О тарифной ставке (окладе) первого разряда и межразрядных тарифных коэффициентах Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетных учреждений, находящихся в ведении Усть-Кутского муниципального образования» установлена с ДД.ММ.ГГГГ тарифная ставка (оклад) 1 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета Усть-Кутского муниципального образования, в размере 1404,15 руб., а также утверждены межразрядные тарифные коэффициенты и тарифные ставки (оклады) второго и последующих разрядов Единой тарифной сетки.
Постановлением Администрации Усть-Кутского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О повышении размера тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетных учреждений, находящихся в ведении Усть-Кутского муниципального образования» с ДД.ММ.ГГГГ повышены в 1,14 раза размеры тарифных ставок работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета Усть-Кутского муниципального образования.
Таким образом, установление базовых окладов, базовых тарифных ставок работников муниципальных учреждений, как и порядок исчисления заработной платы не относится к компетенции руководителей муниципальных учреждений.
Руководитель муниципального учреждения не вправе принимать какое-либо решение, ведущее к увеличению финансирования учреждения, поскольку такое решение будет противоречить принципам формирования бюджета муниципального образования.
Просит отказать Ждан С.Л. в удовлетворении исковых требований.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему выводу.
Доводы представителя ответчика о том, что начисление заработной платы истице производилось в соответствии с требованиями трудового законодательства, в частности не ниже минимальной оплаты труда (МРОТ), суд находит необоснованными.
По сути, истицей оспаривается не факт задержки выплат начисленной заработной платы, а порядок её начисления в указанный период.
В соответствии с частью первой статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Установление минимального размера оплаты труда регламентировано статьей 133 ТК РФ, которой предусмотрено, в частности, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая); месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 3).
Согласно частям 1 и 2 статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера. При этом, как следует из содержания ст. 129 ТК РФ (части вторая-пятая), тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно, за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Из совокупного анализа указанных положений правовых норм следует, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в ч.1 ст. 133 ТК РФ, без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые устанавливаются работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда.
Часть третья статьи 133 ТК РФ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной в определениях от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ №, основным назначением МРОТ в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени. Федеральный законодатель, существенно увеличив МРОТ и признав утратившей силу часть 4 статьи 133 ТК РФ, предусматривавшей установление оклада (тарифной ставки) в размере не ниже МРОТ, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера. Иные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством, в частности обязанность работодателя осуществлять в повышенном размере оплату труда, производимого в особых условиях, были сохранены в неизменном виде.
Перечень указанных особых условий, предусмотренный статьей 146 ТК РФ, является исключительным: тяжелые и вредные условия (статья 147 ТК РФ), особые климатические условия (статья 148 ТК РФ). При этом повышенные размеры оплаты труда работников за работу в особых условиях устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ.
Таким образом, в состав МРОТ не включаются доплаты за работу в особых условиях, которые должны начисляться к минимальной оплате труда.
Правильность данного вывода подтверждается буквальным содержанием статей 147, 148, 315, 316, 317 ТК РФ, где речь идет о доплатах к заработной плате. В противном случае исчисленная с учетом районного коэффициента и процентных надбавок минимальная месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, оказалась бы равной минимальной заработной плате работников, не работающих в таких условиях. Это означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета особых условий труда.
Вместе с тем, в состав МРОТ включаются выплаты, предусмотренные статьями 60.2, 97, 149 ТК РФ, в частности выплаты за условия работы, отклоняющиеся от нормальных условий труда. В данном случае такие условия не относятся к особым условиям, предусмотренными статьями 146-148 ТК РФ. Дополнительная работа, выполняемая в течение установленной продолжительности рабочего времени, а также и сверхурочная работа, без освобождения от основной работы, подлежит оплате в виде надбавок, доплат. Также в состав МРОТ должны включаться различного рода стимулирующие надбавки, в том числе за сложность, за качественные показатели труда.
Постановлением мэра УКМО от ДД.ММ.ГГГГ №-п с ДД.ММ.ГГГГ тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетных учреждений, находящихся в ведении Усть-Кутского муниципального образования, установлена в размере 1.404,15 руб., утверждены с ДД.ММ.ГГГГ межразрядные тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетных учреждений. Межразрядный тарифный коэффициент 4 разряда составляет 1,142.
Постановлением мэра УКМО от ДД.ММ.ГГГГ №-п размер тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетных учреждений повышен в 1,14 раза.
В силу статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 91-ФЗ минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации составляет с ДД.ММ.ГГГГ - 4.330 рублей в месяц. Согласно статьям 315, 316, 317 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. В соответствии с <адрес>ов, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного ФИО2 СССР от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке применения Указа Президиума Верховного ФИО2 СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», Усть-Кут и <адрес> являются местностями, приравненными к районам Крайнего Севера.
Судом установлено, что истица Ждан Н.Л. с ДД.ММ.ГГГГ работает <данные изъяты> 9 разряда в МУ МБ.
Данное обстоятельство подтверждается записями в трудовой книжке истицы, пояснениями самой истицы и представителя ответчика.
Как следует из расчетных листков, размер районного коэффициента и процентная надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, у Ждан С.Л. составляет соответственно 70% и 50%.
Следовательно, минимальный размер её заработной платы при выполнении нормы рабочего времени не может ниже 9.526 руб. (4330 руб. + 50% процентная надбавка + 70% районный коэффициент).
Согласно расчетным листкам за ноябрь, декабрь 2010г. и январь 2011г., расчету заработной платы истицы за спорный период, Ждан С.Л. заработная плата начислялась исходя из должностного оклада <данные изъяты> 9 разряда в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. по повременно-премиальной оплате по окладу (согласно табеля по рабочим дням).
В ноябре 2010г. истицей был отработан 21 день (норма), в декабре 2010г. - 23 дня (норма), в январе 2011г. - 16 дней (норма).
Истицей произведен расчет недоначисленных сумм заработной платы за ноябрь, декабрь 2010г. и январь 2011г. в сумме <данные изъяты> руб<данные изъяты> коп. За основу расчета принят МРОТ 4.330 руб. с повышением на надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера 50%, районного коэффициента 70%.
Суд соглашается с предложенным истицей расчетом размера её заработной платы, находит его правильным.
Поскольку размер заработной платы истицы не может быть ниже 9.526 руб., её заработная плата за указанный выше период должна составлять:
в ноябре 2010 года: 9.526 руб. - <данные изъяты> руб. = <данные изъяты> руб.;
аналогично в декабре 2010г.;
в январе 2011г.: 9.526 руб. - <данные изъяты> = <данные изъяты> руб.
Таким образом, с ответчика в пользу истицы следует взыскать сумму заработной платы за ноябрь, декабрь 2010г., январь 2011г. в размере <данные изъяты> коп.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, главы 25.3 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход Усть-Кутского муниципального образования с суммы <данные изъяты> коп. в размере <данные изъяты> руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 209 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ждан С.Л. к МУ МБ о взыскании недоначисленной заработной платы удовлетворить.
Взыскать с МУ МБ в пользу Ждан С.Л. недоначисленную заработную плату за ноябрь, декабрь 2010г. и январь 2011г. в сумме <данные изъяты> коп.
Взыскать с МУ МБ госпошлину в бюджет Усть-Кутского муниципального образования в сумме <данные изъяты> руб.
С решением в окончательной форме стороны могут ознакомиться в Усть-Кутском городском суде 08 апреля 2011г.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней через Усть-Кутский городской суд, начиная с 11 апреля 2011 года.
Председательствующий ПРИБЫТКОВА Н.А.