о взыскании недоначисленной заработной платы



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 марта 2011 года г. Усть-Кут

Усть-Кутский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Корчевской Т.И., при секретаре Плюсниной А.А., с участием истца Карауловой М.Д., представителя ответчика Пятенко Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-433/2011 по иску Карауловой М.Д. к МУЗ "Усть-Кутская ЦРБ" о взыскании недоначисленной заработной платы,

У С Т А Н О В И Л:

Караулова М.Д. обратилась в суд с иском к МУЗ "Усть-Кутская ЦРБ" о взыскании недоначисленной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>

В обоснование иска указано, что истец Караулова М.Д. состоит в трудовых отношениях с ответчиком, работая в должности <данные изъяты> с должностным окладом по 3 разряду оплаты труда, размер которого -1744 руб. 80 коп. С 1 января 2009 года минимальный размер оплаты труда по первому разряду установлен 4330 рублей в месяц. По трудовому договору ответчик производит доплаты к установленному окладу по 3 разряду: 50 %- надбавка за непрерывный стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера ; 70 %- районный коэффициент работающим в г. Усть-Куте и Усть-Кутском районе; 30 % - надбавка за непрерывный стаж работы на данном предприятии; 15 % - надбавка за вредные условия труда. Следовательно, заработная плата должна рассчитываться из оклада 4330 рублей с учетом начисления на данный оклад вышеуказанных надбавок. С учетом произведенных выплат, задолженность ответчика составляет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>

В судебном заседании истец Караулова М.Д. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, кроме того, пояснила, что в <данные изъяты> 2010 года находилась в отпуске по временной нетрудоспособности в количестве 3 дней.

Представитель ответчика МУЗ "Усть-Кутская ЦРБ" Пятенко Н.М., действующая на основании доверенности, иск не признала и пояснила, что Федеральным законом от 20.04.2007 г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты РФ» из статьи 129 ТК РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 01 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов) не могут быть ниже минимального размера оплаты труда. ( ч. 4 с. 133 ТК РФ). В то же время действующей в настоящее время ч. 3 ст. 133 ТК РФ установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда ( трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Содержание указанных в ст. 129 ТК РФ определений понятий «тарифная ставка», «оклад( должностной оклад)», «базовый оклад ( базовый должностной оклад)»,, исходя из которых истце начисляется и выплачивается заработная плата, Федеральным законом № 54-ФЗ от 20.04.2007 г. не изменено и не отменено. Выплаты, предусмотренные ст. 149 ТК РФ, относятся к числу компенсационных, не учитываемых в размере оклада. Из ст. 133.1 ТК РФ следует, что размер минимальной оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ ( ред. от 24.07.2009) «О минимальном размере оплаты труда» установлен минимальный размер оплаты труда с 1 января 2009 года- 4330 рублей в месяц. Нормы статей 129, 133.1 ТК РФ говорят о том, что органы государственной власти освобождены от необходимости выдерживать соотношения тарифных ставок, окладов и размер МРОТ. При этом размеры тарифных ставок, окладов, базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам для отдельных категорий работников могут быть установлены в размере ниже МРОТ, однако ежемесячные выплаты за полностью отработанное время в сумме не могут быть менее минимального размера оплаты труда. То есть именно месячная заработная плата работника с учетом компенсационных выплат (северной надбавки, районного коэффициента) и стимулирующих выплат, начисленных истице, не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Выслушав объяснение истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью первой статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Установление минимального размера оплаты труда регламентировано статьей 133 ТК РФ, которой предусмотрено, в частности, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая); месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 3).

Согласно частям 1 и 2 статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.

При этом, как следует из содержания ст. 129 ТК РФ (части вторая-пятая), тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно, за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Судом установлено, что истец Караулова М.Д. состоит в трудовых отношениях с МУЗ "Усть-Кутская ЦРБ", работая <данные изъяты>, что подтверждается трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ приказом о приеме на работу. Истице данным трудовым договором установлен должностной оклад в размере 740 руб. в месяц, работодатель обязался также производить выплаты: 70%- районный коэффициент, 50 % северной надбавки, повышение должностного оклада в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда в размере 15 %. Положением об оплате труда предусмотрена надбавка за непрерывный стаж работы. Из расчетных листов видно, что такая надбавка Карауловой М.Д. выплачивается в размере 30 % от оклада ежемесячно.

Истицей оспаривается не факт задержки выплат начисленной заработной платы, а порядок её начисления в указанный период- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Истица не согласна с включением в состав минимальной заработной платы компенсационных надбавок за работу в особых климатических условиях: районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, а также надбавок за непрерывный стаж работы на данном предприятии, за вредные условия труда, полагает также, что ее должностной оклад должен составлять не менее чем 4330 рублей, и на данный оклад должны начислять соответствующие надбавки.

Однако разрешение вопроса о размере тарифной ставки (оклада) и о ее повышении относится к ведению работодателя, устанавливающего систему оплаты труда на основании коллективного договора и в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, поскольку ТК РФ в редакции, действующей с 01 сентября 2007 года, допускает установление тарифной ставки ниже установленного законом минимального размера оплаты труда.

Доводы истицы о том, что при оплате труда на основе тарифной системы размер тарифной ставки (оклада) не может быть ниже минимального размера оплаты труда, основаны на неправильном толковании закона.

Федеральным законом от 20.04.2007 N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" часть четвертая статьи 133 ТК РФ, которая устанавливала, что размеры тарифных ставок не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, с 01 сентября 2007 года признана утратившей силу.

Из содержания статей 129, 133, 133.1 Кодекса следует, что не может быть ниже минимального размера оплаты труда именно месячная заработная плата работника, а не тарифная ставка.

Вместе с тем, в соответствии со статьями 146, 147, 148 ТК РФ работа в особых условиях является самостоятельным основанием для установления повышенной оплаты труда.

Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Из этого следует, что повышенная оплата труда работника, которая не охватывается понятием месячной заработной платы, определенном частью 3 ст. 133 ТК РФ, производится на основе районных коэффициентов и процентных надбавок (статьи 316 и 317 ТК РФ), применяемых именно к заработной плате тех, кто работает в регионах с неблагоприятными климатическими условиями.

В ином случае исчисленная с учетом районного коэффициента и процентной надбавки минимальная месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в такой местности оказалась бы равной минимальной заработной плате работников, не работающих в подобных условиях.

Это означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета его особых условий и противоречили закону.

В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.2008 № 91-ФЗ минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации составляет с 1 января 2009 г. 4330 рублей в месяц.

В соответствии с Перечнем районов, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 г. и от 26.09.1967г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967г. № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», Усть-Кут и Усть-Кутский район являются местностями, приравненными к районам Крайнего Севера.

Как следует из расчетных листков, размер районного коэффициента и процентная надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, у Карауловой М.Д. составляет соответственно 70% и 50%.

Следовательно, размер её заработной платы при выполнении нормы рабочего времени не может ниже 9526 руб. (4330 руб. + 50% процентная надбавка + 70% районный коэффициент).

Согласно расчетному листу, за <данные изъяты> 2010 года Караулова М.Д отработала норму рабочего времени - 125 часов. Работодателем начислена заработная плата <данные изъяты>., что ниже, чем 9526 руб., на <данные изъяты>

За <данные изъяты> 2010 года Карауловой М.Д. отработано 107 часов при норме рабочего времени 137 часов. Исходя из положений ст. 133 ТК РФ, суд приходит к выводу о том, что правила о минимальном размере оплаты труда с учетом районного коэффициента и процентной надбавки при разрешении требования о взыскании заработной платы за <данные изъяты> 2010 года применению не подлежат, поскольку истцом не отработана норма рабочего времени.

За <данные изъяты> 2011 года Караулова М.Д отработала норму рабочего времени - 90 часов. Работодателем начислена заработная плата <данные изъяты>., что ниже, чем 9526 руб., на <данные изъяты>.

Всего взысканию с работодателя в пользу истца подлежит сумма : <данные изъяты>

В остальной части иска на сумму <данные изъяты>. следует отказать за необоснованностью.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК,

укР Е Ш И Л:

Исковое заявление Карауловой М.Д. к МУЗ "Усть-Кутская ЦРБ" о взыскании недоначисленной заработной платы удовлетворить частично.

Взыскать с МУЗ "Усть-Кутская ЦРБ" в пользу Карауловой М.Д. недоначисленную заработную плату за <данные изъяты> 2010 года и за <данные изъяты> 2011 года в размере <данные изъяты>.

В остальной части иска о взыскании заработной платы на сумму <данные изъяты> Карауловой М.Д. отказать.

Взыскать с МУЗ "Усть-Кутская ЦРБ" в доход бюджета Усть-Кутского муниципального образования государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Кутский городской суд в течение 10 суток со дня вынесения решения в окончательной форме, с которым стороны могут ознакомиться, начиная с 30 марта 2011 года.

Председательствующий: Т.И. Корчевская