о признании права на досрочное назначение пенсии



                                               

                                                  Р Е Ш Е Н И Е

                        ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                        22 августа 2011 года                                                                              г. Усть-Кут

                 Усть-Кутский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Корчевской Т.И., при секретаре Сиротиной Е.Д., с участием истца Марисовой М.П., представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ ( ГУ) в Усть-Кутском районе Иркутской области Темниковой Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1259/2011 по иску Марисовой М.П. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации                      ( государственному учреждению) в Усть-Кутском районе Иркутской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включении в стаж на соответствующих видах работ периодов работы, признании незаконным решения об отказе в назначении трудовой пенсии по старости, обязывании назначить трудовую пенсию по старости,

                                             У С Т А Н О В И Л:

            Марисова М.П. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ     ( государственному учреждению) в Усть-Кутском районе Иркутской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, включении в стаж на соответствующих видах работ периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> детского сада , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> Центра реабилитации детей и подростков, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Юннатского центра., признании незаконным отказа в назначении трудовой пенсии по старости, обязывании назначить трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ

               В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ истец Марисова М.П. обратилась в Управление Пенсионного фонда в Усть-Кутском районе с документами для досрочного назначения пенсии, поскольку у нее наступило такое право. Специалистами УПФР ей было разъяснено, что для назначения трудовой пенсии досрочно ей не хватает трудового стажа, а периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> детского сада , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> Центра реабилитации детей и подростков( детского приюта), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> <данные изъяты> муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Юннатского центра не засчитываются в педагогический стаж, поскольку должности и сами учреждения не соответствуют Списку работ, профессий и должностей, утв.Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781.

               Письмом от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, было предложено установить факт работы в вышеуказанные периоды в судебном порядке.

              В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец выполняла работу <данные изъяты> в детском саду .

              В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец выполняла работу <данные изъяты> в Центре реабилитации для детей и подростков, который относился к образовательным учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и фактически выполнял функции детского приюта согласно п.1.1., 1.4 Устава от 20 октября 1995 года.

             В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала в качестве <данные изъяты> в Юннатском центре. Юннатский центр был реорганизован, и его правопреемником стало муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей- Детский Эколого-биологический Центр Усть-Кутского муниципального образования.

             Данные учреждения и должности относятся к Списку работ, профессий и должностей от 29 октября 2002 года № 781, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».     

            В судебном заседании истец Марисова М.П. иск поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, кроме того, пояснила также, что при обращении ДД.ММ.ГГГГ в Управление ПФР в Усть-Кутском районе она требовала приема от нее заявления о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в чем ей было отказано, приняли только трудовую книжку. Только после неоднократных обращений к руководству заявление Марисовой М.П. в произвольной форме о назначении пенсии с документами было ответчиком принято. Бланк заявления о назначении трудовой пенсии установленного образца ей не выдали.

            Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Усть-Кутском районе Иркутской области Темникова Н.Б., действующая на основании доверенности, иск не признала и пояснила, что на основании пп.19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия ранее общеустановленного возраста назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста. При назначении пенсии указанного вида применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

             При определении права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью за периоды работы до 01.11.1999 г. применялся Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей, утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, после 01.11.1999 г. применялся Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утв. постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, а с 12.11.2002 г. применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

            В названных Списках в разделах «Наименование должностей» предусмотрена должность воспитателя, но в разделе «Наименование учреждений» не предусмотрено учреждений Центр реабилитации детей и подростков и Юннатский центр.

             Списки составлены по принципу исчерпывающих перечней наименований должностей и учреждений, с учетом которых назначается соответствующая трудовая пенсия по старости, что исключает возможность их расширительного толкования органами пенсионного обеспечения.

              В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ » трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пп. 4 и 4.1 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

              При этом, днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

              В случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен предоставить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии.

             Истец Марисова М.П. обращалась в УПФР в Усть-Кутском районе за консультацией о назначении пенсии. Заявления при данных консультациях Марисова М.П. не предоставляла. Марисовой М.П. было разъяснено, что для назначения трудовой пенсии не хватает стажа, а периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности детского сада , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> Центра реабилитации детей и подростков        (детского приюта), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Юннатского центра не засчитываются в стаж педагогической деятельности, так как учреждения не соответствуют Списку от 29.10.2002 г. № 781.

             Письмом от ДД.ММ.ГГГГ было не отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, а рекомендовано установить факт работы в вышеуказанные периоды в судебном порядке, что в данном случае истцом сделано не было.

             Продолжительность стажа истца менее 25 лет, и право у истца на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не усматривается.

             Выслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к убеждению в том, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

             Согласно пп. 19 ч. 1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

              В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных законом. В силу ст. 7 указанного закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. Кроме того, закон предусматривает случаи назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения установленного возраста.

              В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", разъяснено, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

              Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства от 29.10.2002 г. № 781, а также ранее действовавшими Списками должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, и Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, имеется наименование должности воспитатель, наименование учреждения- детский сад.

Как видно из трудовой книжки Марисовой М.П., истец работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> детского сада

Кроме того, данные обстоятельства подтверждаются почетными грамотами, которыми Марисова М.П. награждена в период работы в детском саду за <данные изъяты>, в которых указано, что Марисова М.П. работала <данные изъяты> детского сада , а не мед.сестрой -воспитателем, как указано в архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ о наличии приказа о приеме на работу с ДД.ММ.ГГГГ и в приказе о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ.

В приказе от ДД.ММ.ГГГГ Осетровской РЭБ флота в параграфе 1 указано об увольнении Марисовой М.П. - <данные изъяты> д/с

В личной карточке Марисовой М.П. указано о специальности по диплому- <данные изъяты>.

В характеристиках Марисовой М.П. с места работы- детского сада , указана ее должность - <данные изъяты>.

Свидетель К. показала, что она работала в детском саду медицинской сестрой с 1979 года по 1991 год. В ДД.ММ.ГГГГ в детский сад после окончания школы была принята Марисова М.П. <данные изъяты> Марисова М.П. никогда не работала медсестрой-воспитателем, у нее не имеется медицинского образования, к тому же такой должности в детском саду не имелось, а медсестрой в детском саду работала одна К.., Марисова М.П. после увольнения К. продолжала работать воспитателем.

Свидетель Т. показала, что Марисова М.П. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, до закрытия детского сада, работала так же как и свидетель, <данные изъяты> в детском саду и никогда не работала медсестрой -воспитателем. Медсестрой много лет работала К.

Не доверять показаниям свидетелей у суда не имеется оснований, они согласуются между собой и с письменными доказательствами, в том числе, с записями в трудовых книжках свидетелей.

Из личной карточки Марисовой М.П. видно, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; при этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

       С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

        Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.

       Принимая во внимание, что отпуск истца по уходу за ребенком имел место с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ то данный период подлежит включению в специальный стаж работы Марисовой М.П.

        При таких обстоятельствах доводы истца о ее работе в должности воспитателя детского сада с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ заслуживают внимания, подтверждены доказательствами, а требование о зачете работы в педагогический стаж ( <данные изъяты> подлежит удовлетворению.

        Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Марисова М.П. работала в должности <данные изъяты> Центра реабилитации детей и подростков, что подтверждается записью в трудовой книжке.

        В соответствии с      п.13       Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, а также Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства от 29.10.2002 г. № 781, работа в учреждениях социального обслуживания: социально - реабилитационном центре для несовершеннолетних; социальном приюте для детей и подростков подлежит зачету в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью.

         Как следует из Устава Усть-Кутского детского приюта, зарегистрированного 20 октября 1995 года, Центр реабилитации детей и подростков ( в дальнейшем детский приют) создается для оказания неотложной помощи детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, входит в систему службы социальной защиты, в его задачи входит оказание экстренной помощи несовершеннолетним, оказавшимся без попечения родителей или лиц, их заменяющих, средств к существованию самовольно оставивших семьи.

        Согласно справке № 9 о переименовании учреждения, приказом от 27 февраля 2001 года № 7 Центр реабилитации детей и подростков переименован в Муниципальное учреждение Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Сокол» УКМО, приказом от 14 декабря 2005 года № 708 в связи со сменой собственника учреждение переименовано в Областное государственное учреждение социального обслуживания Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Сокол», а приказом от 11 января 2011 года № 10-о/д переименовано в Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Сокол». При переименовании задачи и функции учреждения не изменились.

      Таким образом, имеются основания для того, чтобы зачесть в стаж педагогической деятельности в муниципальном учреждении для детей работу истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> Центра реабилитации детей и подростков <данные изъяты>

            С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец Марисова М.П. работала в должности <данные изъяты> муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Юннатского центра, затем 19 февраля 2003 года Юннатский центр переименован в муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детский эколого-билогический центр УКМО, где Марисова М.П. работает <данные изъяты> по настоящее время, что подтверждается трудовой книжкой.

      В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства от 29.10.2002 г. № 781, работа в образовательных учреждениях дополнительного образования педагогом дополнительного образования детского эколого-биологического центра подлежит включению в стаж педагогической деятельности.

     Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв.Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

           Как видно из Устава муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Юннатского центра, утв. 31 марта 1998 года и зарегистрированного 24 июня 1998 года, основной уставной деятельностью Юннатского центра является образовательный процесс и оказание дополнительных образовательных услуг учащимся детям.

           Согласно п. 1 Устава Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Детского Эколого-биологического центра УКМО от 2007 года, данное учреждение является правопреемником Юннатского центра, виды уставной деятельности изменений не претерпели.

           При сравнении должностных обязанностей педагога дополнительного образования Юннатского центра и МОУ ДОД ДЭБЦ УКМО установлено, что эти обязанности идентичны.

           Свидетель Н.. показала, что она в течение 30 лет работает директором ДЭБЦ в том числе и директором Юннатского центра. До этого наименования учреждение носило наименование станция юннатов. Марисова М.П. работает <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. Ранее ДЭБЦ имел наименование Юннатский центр, в 2003 году произошло переименование Юннатского центра в детский эколого- биологический центр с целью приведения в соответствие наименования учреждения Списку должностей, учреждений от 2002 года. Как станция юннатов, Юннатский центр, так и ДЭБЦ имели одни и те же задачи и функции- экологическое образование и воспитание школьников. После переименования учреждения никто из сотрудников не был уволен или переведен в ДЭБЦ, все продолжали работать на том же месте. Марисова выполняла учебную нагрузку полностью.

         Свидетель Г. показала, что работает в ДЭБЦ с 1996 года, до 2003 года ДЭБЦ назывался как Юннатский центр. В 2001 году Марисова М.П. принята на работу <данные изъяты>. Функции Юннатского центра после переименования в ДЭБЦ не изменились.

           На 01 января 2001 года у истца имелся стаж педагогической деятельности продолжительностью более <данные изъяты>

           С учетом совокупности исследованных судом доказательств, суд приходит к выводу о том, что и данный период работы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж педагогической деятельности истца (<данные изъяты>).

          Как видно из объяснения истца, не опровергнутого ответчиком, Марисова М.П. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УПФР в Усть-Кутском районе с заявлением в произвольной письменной форме о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей с приложением документов.

          Данное заявление получено УПФР ДД.ММ.ГГГГ

          Из расписки должностного лица УПФР видно, что трудовая книжка истца получена ответчиком ДД.ММ.ГГГГ.

          На данное заявление Марисовой М.П. ответчик не принял соответствующее решение о назначении пенсии либо об отказе в назначении пенсии, но ДД.ММ.ГГГГ направил письмо , в котором указал, что в стаж на соответствующих видах работ в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года можно засчитать периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> детского сада , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года в качестве <данные изъяты> детского сада , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> МОУ ДОД «Детский эколого-биологический центр», всего стаж работы составляет <данные изъяты>, что менее требуемого в 25 лет. Не подлежит включению, по мнению УПФР в Усть-Кутском районе, спорные периоды работы. Поэтому право на досрочную пенсию по старости у Марисовой не усматривается.

         Однако, оснований согласиться с данным выводом в письме УПФР в Усть-Кутском районе, которое суд расценивает как отказ в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, в какой бы он форме не был выражен, не имеется, поскольку истцом выработан требуемый стаж, который подлежит включению в стаж работы по пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». С учетом того, что ответчик признал наличие у Марисовой соответствующего стажа работы <данные изъяты>, а также работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ( <данные изъяты>), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( <данные изъяты>), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( <данные изъяты> то всего стаж на соответствующих видах работ Марисовой М.П. составляет на 31 декабря 2009 года <данные изъяты> а на ДД.ММ.ГГГГ- <данные изъяты>., что более требуемого в 25 лет.

        Согласно ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления. В случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

          Как разъяснено в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20.12.2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (статья 19 Федерального закона N 173-ФЗ).

       Министерством труда и социального развития РФ, Пенсионным фондом РФ принято постановление от 27 февраля 2002 года №17/19 пб «Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», зарегистрированное в Минюсте РФ 31 мая 2002 года за №3191. В соответствии с указанными Правилами граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту жительства. Граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя. Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом ПФР и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.

        Согласно п. 11 Правил при приеме заявления об установлении пенсии и необходимых документов территориальный орган ПФР: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам; сличает подлинники представленных документов с их копиями, фиксирует выявленные расхождения; регистрирует заявления граждан и выдает расписку-уведомление, в которой указывается дата приема заявления, перечень недостающих документов и сроки их представления; истребует от юридических и физических лиц документы, необходимые для назначения пенсии, перерасчета размера пенсии, перевода с одной пенсии на другую и выплаты пенсии; оформляет выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования.

       Дата приема заявления регистрируется в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа ПФР. Факт и дата приема заявления и необходимых документов от гражданина, обращающегося за пенсией, подтверждается распиской-уведомлением, выдаваемой территориальным органом ПФР. В том случае, если заявление и необходимые документы поступили по почте, расписка-уведомление направляется в адрес заявителя в таком же порядке либо выдается ему на руки.

       По результатам рассмотрения заявления гражданина, обратившегося за назначением пенсии, переводом с одной пенсии на другую, территориальный орган ПФР производит расчет размера пенсии и выносит соответствующее решение. В случае отказа в удовлетворении заявления гражданина территориальный орган ПФР не позднее чем через пять дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причин отказа и порядка обжалования вынесенного решения и одновременно возвращает все документы.

       В соответствии с п. 17 Правил обращения за пенсией в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы или в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования отсутствуют необходимые для назначения пенсии сведения, гражданин вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы, в том числе и уточняющие эти сведения.

      П. 20 Правил устанавливает что, в случае отсутствия в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования необходимых для назначения пенсии сведений, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уведомляет о составе недостающих сведений заявителя, работодателя либо государственные (муниципальные) органы, разъясняет порядок и сроки их представления.

     Как видно из объяснений истца, заявления истца от ДД.ММ.ГГГГ, расписки специалиста УПФР в Усть-Кутском районе о получении трудовой книжки Марисовой М.П., Марисова М.П. обратилась ДД.ММ.ГГГГ в УПФР в Усть-Кутском районе за назначением трудовой пенсии по старости. Соответствующих разъяснений о недостающих документах, необходимых для назначения пенсии, Управлением ПФР в письменном виде истцу не было предложено представить. В письме от ДД.ММ.ГГГГ имеется лишь указание на отсутствие у Марисовой М.П. права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Доказательств обратному ответчиком не представлено.

       Согласно приказу № 48 от 13 марта 2007 года отделением ПФР по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу утвержден Технологический регламент работ по вопросам пенсионного обеспечения граждан в Управлениях и Отделах ПФР. Начальникам Управлений и Отделов ПФР предписано обеспечить организацию работы в соответствии с требованиями Технологического регламента. Согласно разделу 2 указанного Технологического регламента распечатать заявление о назначении пенсии и предоставить его на подпись застрахованному лицу входит в обязанность специалиста клиентской службы Управления ПФР.

        Таким образом, довод представителя ответчика, что заявление о назначении пенсии в установленном порядке истцом не подано, ничем не подтвержден. Согласно внутренним документам территориальных органов ПФР изготовление заявления о назначении пенсии возлагается на специалиста территориального органа ПФР, чего ответчиком не выполнено.

      Судом установлено, что Марисова М.П. в установленном законом порядке обратилась в Управление ПФР ДД.ММ.ГГГГ по вопросу досрочного назначения пенсии, однако, Управление ПФР в нарушение Правил обращения за пенсией не дало истцу письменного разъяснения о недостающих документах, содержащих уточняющие сведения для назначения пенсии, не разъяснило порядок и сроки их представления, что привело к нарушению права Марисовой М.П. на досрочное назначение пенсии. В нарушение Правил ответчик не провел заседание с вызовом истца и не вынес соответствующего решения органа пенсионного обеспечения о назначении или об отказе в назначении пенсии.

        При таких обстоятельствах, при которых истец Марисова М.П. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Усть-Кутском районе о назначении пенсии, стаж педагогической деятельности на 12 марта 2010 года составил более требуемых 25 лет, общий страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, также составил более требуемого Федеральным законом, то следует удовлетворить иск о признании права истца на назначение трудовой пенсии по старости с 12 марта 2010 года, признании отказа в назначении пенсии незаконным и обязывании ответчика назначить истцу трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

        На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

                 

                                                        Р Е Ш И Л:

         Исковое заявление Марисовой М.П. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации ( государственному учреждению) в Усть-Кутском районе Иркутской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включении в стаж на соответствующих видах работ периодов работы, признании незаконным решения об отказе в назначении трудовой пенсии по старости, обязывании назначить трудовую пенсию по старости удовлетворить.

         Признать незаконным отказ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Усть-Кутском районе Иркутской области в досрочном назначении Марисовой Марине Петровне трудовой пенсии по старости, оформленный как письмо от ДД.ММ.ГГГГ .

          Включить в стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей Марисовой М.П., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, работу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> детского сада , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> Центра реабилитации детей и подростков( детского приюта), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Юннатского центра.

           Признать за Марисовой М.П. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

          Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации

(государственное учреждение) в Усть-Кутском районе Иркутской области назначить Марисовой Марине Петровне трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ

           Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Кутский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме, с которым стороны могут ознакомиться, начиная с 29 августа 2011 года.

Председательствующий                                                                              Т.И.Корчевская