ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 01 ноября 2011 года г. Усть-Кут Усть-Кутский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Горянинской Л.А., с участием помощника Осетровского транспортного прокурора Коношановой Я.А., представителя ОАО « Аэропорт Усть-Кут» Тележникова В.Н., при секретаре Ивлевой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1617/2011 по иску Осетровского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Аэропорт Усть-Кут» о признании бездействий ОАО «Аэропорт Усть-Кут», выразившееся в непроведении аттестации рабочих мест незаконным, об обязании провести аттестацию рабочих мест, У С Т А Н О В И Л: В обоснование иска указано, что при проверке исполнения трудового законодательства ОАО «Аэропорт Усть-Кут» установлено, что ответчиком допускается нарушение требований охраны труда в части отсутствия аттестации рабочих мест. Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия на каждом рабочем месте, безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществления технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации. Проверкой установлено, что в ОАО «Аэропорт Усть-Кут» аттестация рабочих мест по условиям труда никогда не проводилась. В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства. Отсутствие аттестации рабочих мест впоследствии может лишить права работников, работающих на предприятии, уволенных, вновь принятых, на получение дополнительных льгот, связанных с работой с вредными и опасными условиями труда, в том числе на получение досрочной пенсии. Непроведение аттестации рабочих мест также ущемляет права и законные интересы неопределенного круга лиц- возможных работников данного предприятия. Отсутствие аттестации рабочих мест на данном предприятии противоречит интересам государства. Согласно ст. 2 Конституции РФ соблюдение прав и свобод человека является обязанностью государства. В соответствии со ст. 210 ТК РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников, являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда. Таким образом, ответчик не обеспечил право работников предприятия на безопасные, соответствующие нормам закона, условия труда. Осетровский транспортный прокурор просит признать бездействие ОАО «Аэропорт Усть-Кут» выразившееся в непроведении аттестации рабочих мест незаконным и обязать ОАО « Аэропорт Усть-Кут» провести аттестацию рабочих мест в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании помощник Осетровского транспортного прокурора Коношанова Я.А. иск поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении. Представитель ответчика по доверенности Тележников В.Н. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, но просил увеличить срок проведения аттестации до ДД.ММ.ГГГГ. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора в судебном заседании исковое требование прокурора поддержал. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные суду доказательства в их совокупности, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению. Статьей 37 Конституции РФ гарантировано право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Из ответа на запрос от ДД.ММ.ГГГГ следует, что общее количество работников предприятия -152 человека, аттестация рабочих мест не проводилась. В судебном заседании представитель ответчик не оспаривал то обстоятельство, что аттестация рабочих мест по условиям труда на предприятии не проведена. В соответствии с частью 12 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Согласно статье 219 Трудового кодекса Российской Федерации каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, на получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов В соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. приказом Минздравсоцразвития от ДД.ММ.ГГГГ №н, аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Результаты аттестации используются в целях: разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда; установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях; контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; оценки профессионального риска; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты; подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда; подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников; расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания; рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников; санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда; обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников; приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов; обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей. Аттестации подлежат все рабочие места работодателя. Непроведение ответчиком аттестации рабочих мест по условиям труда нарушает права неопределенного круга лиц, работающих или тех, кому предстоит работа на предприятии, на безопасные условия труда, на информированность об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов и полагающихся компенсациях. Поскольку в судебном заседании установлено, что аттестация рабочих мест ответчиком не была проведена, то суд считает, что исковое требование о признании бездействия незаконным следует удовлетворить. Обязать ОАО « Аэропорт Усть-Кут» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в срок до ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Исковое заявление Осетровского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО « Аэропорт Усть-Кут» удовлетворить. Признать бездействие ОАО «Аэропорт Усть-Кут», выразившееся в непроведении аттестации рабочих мест незаконным. Обязать ОАО « Аэропорт Усть-Кут» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Кутский городской суд в течение 10 суток со дня вынесения мотивированного решения, с которым лица, участвующие в деле, могут ознакомиться, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. Председательствующий: Л.А. Горянинская