РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17 ноября 2011 г. г. Усть-Кут Усть-Кутский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Морозовой А.Р., при секретаре Лебедевой И.В., с участием помощника прокурора Коношановой Я.А., представителя ответчика ОАО - Гридневой С.В., представителя третьего лица Государственной инспекции труда в Иркутской области - Хомякова С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1606/2011 по исковому заявлению Осетровского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО о признании бездействия незаконным, обязывании устранения нарушений, УСТАНОВИЛ: Осетровский транспортный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Усть-Кутский городской суд с иском к ОАО о признании бездействие выразившееся в непроведении аттестации рабочих мест по условиям труда незаконным, противоречащим требованиям законодательства об охране труда, об обязывании провести аттестацию рабочих мест условиям труда в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование заявления прокурор указал, что в ходе проверки Осетровской транспортной прокуратурой установлено, что в ОАО расположенном по адресу 666781, <адрес>, не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. Статьей 37 Конституции РФ гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Согласно ст. 209 Трудового кодекса РФ аттестация рабочих мест по условиям труда представляет собой оценку условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Согласно п. 4 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 года № 342н «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Пункт 3 Порядка устанавливает, что результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используется в целях: разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда; установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях; контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; оценки профессионального риска; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты; подготовки статистической отчетности об условиях труда компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда; подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотр, (обследованиям) работников; расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательно социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания; рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников; санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда; обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников; приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов; обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей. Пункт 6 Порядка устанавливает, что обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя. Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера. Аттестующая организация - юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, оформление и подготовку отчета об аттестации. Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого данной аттестующей организацией проводится аттестация. Работодатель вправе привлечь для выполнения работ по аттестации несколько аттестующих организаций. При этом между аттестующими организациями работа по аттестации может быть распределена как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам работ, выполняемых на данных рабочих местах. Вместе с тем, в нарушение требований трудового законодательства, в ОАО аттестация рабочих мест по условиям труда не проведена. Согласно п. 8 вышеуказанного Порядка, согласно которому сроки проведения аттестации устанавливаются организацией исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних измерений. Проверкой было установлено, что аттестация рабочих мест по условиям труда в ОАО не проводилась. В соответствии со ст. 353 Трудового кодекса РФ государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Выявленные нарушения требований трудового законодательства ущемляют права лиц, работающих в ОАО в настоящее время либо собирающихся работать в будущем, на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, на льготы и компенсации, предусмотренные за работу в указанных условиях, в связи с чем прокурор в силу вышеуказанной нормы ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Защита права указанной категории лиц в силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ возможна путем пресечения действий, нарушающих право или создающих его нарушение, а также путем присуждения к исполнению обязанности. Согласно п. 2.1. Устава ОАО утвержденного решением общего собрания акционеров ОАО протокол № 1 от ДД.ММ.ГГГГ, ОАО является юридическим лицом и может быть истцом и ответчиком в суде. В судебном заседании помощник Остеровского транспортного прокурора Коношанова Я.А. уточнила исковые требования, просила признать бездействие ОАО выразившееся в непроведении аттестации рабочих мест по условиям труда незаконными, противоречащими требованиям законодательства об охране труда; обязать ОАО провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Уточненные исковые требования поддержала по основаниям указанным в исковом заявлении. Представитель ответчика ОАО - Гриднева С.В. действующая на основании доверенности исковые требования прокурора признала в полном объеме, признание иска выразила в адресованном суду заявлении. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Государственной инспекции труда в Иркутской области - Хомяков С.В. действующий на основании доверенности, полагал заявленные требования обоснованными, против признания иска не возражал. Судом разъяснено участникам процесса последствия признания иска. Признание иска не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, в связи с чем подлежит принятию. В силу ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом выносится решение об удовлетворении исковых требований. Согласно ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом. В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, в сумме <данные изъяты> рублей, от уплаты которой прокурор, в силу требований п. 9 ст.333.36 НК РФ, освобожден. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск удовлетворить. Признать бездействие ОАО выразившееся в непроведении аттестации рабочих мест по условиям труда незаконными, противоречащими требованиям законодательства об охране труда незаконным. Обязать ОАО провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с ответчика государственную пошлину в местный бюджет в размере <данные изъяты> рублей. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Кутский городской суд в течение десяти дней со дня вынесения решения. Судья А.Р. Морозова