гражданское дело по жилищному сертификату



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 ноября 2011 года                                                           город Усть-Кут

Усть-Кутский городской суд Иркутской области

в составе председательствующего судьи Прибытковой Н.А.

при секретаре Кузаковой Л.А.,

с участием истицы Подымахиной А.У.,

представителя истицы Крючкова С.Е.,

представителя ответчика Николаевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-1546/2011г. по иску Подымахиной А.У. к Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Усть-Кутскому району, Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Казачинско-Ленскому району о признании права на получение жилищной субсидии, признании решения комиссии по вопросам учета граждан и распределению жилищных субсидий выезжающих из районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, незаконным, восстановлении на регистрационном учете,

У С Т А Н О В И Л:

Подымахина А.У. обратилась в суд с иском к Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Усть-Кутскому району, Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Казачинско-Ленскому району о признании права на получение жилищной субсидии, признании решения комиссии по вопросам учета граждан и распределению жилищных субсидий выезжающих из районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, незаконным, восстановлении на регистрационном учете.

В обоснование исковых требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ состояла на регистрационном учете граждан, изъявивших желание воспользоваться правом на получение жилищной субсидии, предоставленным Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в Управлении Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области в Казачинско-Ленском районе.

    В ДД.ММ.ГГГГ. по семейным обстоятельствам выехала в город <адрес> на постоянное место жительства, продав квартиру по адресу <адрес>, за <данные изъяты> руб.

В ДД.ММ.ГГГГ году обратилась в Управление министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области в Усть-Кутском районе, которое ведет учет граждан, имеющих право на получение государственной жилищной субсидии согласно Федеральному закону от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ, в <адрес>, с вопросом о возможности постановки её на учет граждан, изъявивших желание воспользоваться государственной социальной выплатой, предусмотренной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ, начиная с даты постановки в Управлении Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области в Казачинско-Ленском районе, то есть с ДД.ММ.ГГГГ На что был положительный ответ, что ей необходимо написать заявление о постановке на регистрационный учет в Усть-Кутском районе. Учетное дело, находящееся в Управлении Казачинско-Ленского района, было затребовано Усть-Кутским управлением самостоятельно, без её участия. Впоследствии, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года, она проходила ежегодное подтверждение своего желания воспользоваться субсидией, предоставляя при этом документы, что основания предоставления государственной жилищной субсидии не изменились.

ДД.ММ.ГГГГ решением комиссии Управления министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области в Усть-Кутском районе по вопросам учета граждан и распределения жилищных субсидий для выезжающих из Усть-Кутского района внесены дополнения и изменения в списки граждан, состоящих на учете для получения жилищной субсидии, её сняли с регистрационного учета по дате первоначального заявления ДД.ММ.ГГГГ и она включена на учет по дате обращения в Управление Усть-Кутского района ДД.ММ.ГГГГ Основанием перепостановки на регистрационный учет явилось то обстоятельство, что ранее она проживала на территории Казачинско-Ленского района и состояла на учете по выезду из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в <адрес> поселковом совете с ДД.ММ.ГГГГ, и как прибывшая на территорию Усть-Кутского района в ДД.ММ.ГГГГ г, ошибочно поставлена на учет по первоначальной дате ДД.ММ.ГГГГ в очередь граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии Усть-Кутского района, дата обращения ДД.ММ.ГГГГ На основании этих обстоятельств жилищная комиссия пришла в выводу, что она изменила место постоянного жительства, в связи с чем была снята с учета по первоначальной дате постановки на регистрационный учет. Обратившись в Казачинско-Ленское управление, выяснила, что она снята с регистрационного учета в Управлении Казачинско-Ленского района приказом от ДД.ММ.ГГГГ по её личному заявлению в связи с выездом в другую местность на постоянное местно жительства. Хотя заявления с просьбой о снятии с регистрационного учета в Управлении Казачинско-Ленского района она не писала, и просьб таких никогда никому не выражала.

Таким образом, в настоящее время ситуация такова, что она снята с регистрационного учета в Казачинско-Ленского районе. Состоит на регистрационном учете в Усть-Кутском районе по дате обращения ДД.ММ.ГГГГ Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что по не зависящим от неё обстоятельствам, ею был утрачен период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. нахождения на регистрационном учете, что отодвигает время получения социальной выплаты, да и ставит по сомнение вообще возможность воспользоваться государственной социальной выплатой.

В результате действий ответчиков ей создаются препятствия в реализации её законного материального интереса и права, получения государственной социальной единовременной выплатой на приобретение жилья в районах с благоприятными природно-климатическими условиями.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ граждане имеют право на судебную защиту своих прав путем признания права, восстановления положения существовавшего до нарушения права и пресечение действий нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. О незаконности решения Управления Министерства социального развития опеки и попечительству Иркутской области в Казачинско-Ленском районе, о снятии её с регистрационного учета свидетельствует тот факт, что снятие граждан с регистрационного учета строго регламентировано Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретенияжилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, (утв. постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. № 879, строго пределен порядок снятия с учета и уведомления о снятии с учета, определен правовой акт которым оформляется снятие с учета. Вопреки утверждениям ответчиков заявление о снятии с учета в связи с выездом на другое место жительства она не писала. О том, что она снята с регистрационного учета без законных оснований, её уведомили только сейчас, по истечении 3 лет с момента снятия с учета, правового акта, на основании которого снята с учета, не предоставлено.

Перепостановка на регистрационном учете граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и местности, приравненной к районам Крайнего Севера, не предусмотрена законодательством, определяющим порядок постановки и снятия с регистрационного учета граждан, желающих воспользоваться социальной выплатой на приобретение жилья.

Просит суд признать за ней право на получение жилищной субсидии согласно Федеральному закону от 25 октября 2002г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Признать решение комиссии по вопросам учета граждан и распределения жилищных субсидий для выезжающих их северных территорий управления министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области в Усть-Кутском районе о перепостановке на регистрационном учете незаконным и необоснованным. Восстановить её на регистрационном учете граждан, состоящих на регистрационном учета на получение жилищного сертификата, в соответствии с заявленным уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании истица Подымахина А.У. и её представитель Крючков С.Е., допущенный к участию в процессе на основании ходатайства истицы в соответствии с п. 6 ст. 53 ГПК РФ, поддержали исковые требования по основаниям, изложенным иске.

Представитель ответчика - управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Усть-Кутскому району Николаева А.А., по доверенности б/н от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования Подымахиной А.У. не признала и суду пояснила, что Подымахина А.У. в соответствии с Федеральным Законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с ДД.ММ.ГГГГ состояла в Управлении социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Казачинско-Ленскому району на регистрационном учете на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных в ним местностей, по категории «пенсионер». На момент постановки на регистрационный учет Подымахина А.У. проживала в <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году она сменила место постоянного жительства и переехала в <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году Подымахина А.У. обратилась в управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Усть-Кутскому району с целью постановки на регистрационный учет по дате первоначального обращения, а именно ДД.ММ.ГГГГ, на что Управлением по Усть-Кутскому району было запрошено учетное дело Подымахиной А.У. из Управлении по Казачинско-Ленскому району. Вопрос был решен положительно. В период ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Подымахина А.У. ежегодно проходила необходимую перерегистрацию, подтверждая тем самым свое желание воспользоваться данной субсидией. Однако в связи с обнаруженной ошибкой протоколом от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Подымахиной А.У. комиссия по вопросам учета граждан и распределения жилищных субсидий выезжающих из Усть-Кутского района внесла изменения в списки граждан, состоящих на учете для получения жилищной субсидии. Решением комиссии Подымахина А.У. была снята с регистрационного учета по дате ДД.ММ.ГГГГ. и включена по дате обращения ДД.ММ.ГГГГ. Основанием для внесения данных изменений послужило Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2002 года № 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан,имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». В соответствии с п.п. «б» ч.2 п.21 данного постановления граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае «выезда в другую местность на постоянное место жительства». В соответствии с п.20 Постановления Правительства РФ от 10 декабря 2002 года № 879 если у граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, то их повторная постановка на учет производится на общих основаниях по месту постоянного проживания, т.е. с новой датой постановки на учет. Просит в иске Подымахиной А.У. отказать.

Представитель ответчика - управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Казачинско-Ленскому району в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. В своем отзыве на иск Подымахиной А.У. от ДД.ММ.ГГГГ её исковые требования не признал, указал, что Подымахина А. У. состояла на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных местностей с ДД.ММ.ГГГГ согласно списку Муниципального образования «Казачинско-Ленский район», по категории «работающие» по ДД.ММ.ГГГГ В связи с выездом из <адрес> за пределы района с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктом 8 и подпункта «б» пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 г. № 879, Подымахина А. У. была снята с учета по причине выезда за пределы района на постоянное место жительства на основании информации территориального подразделения Управления Федеральной миграционной службы по Казачинско-Ленскому району с ДД.ММ.ГГГГ При личном обращении ДД.ММ.ГГГГ Подымахиной А. У. разъяснялось, что, если у гражданина после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, то их повторная постановка на учет производится на общих основаниях, по месту постоянного проживания. Учетное дело Подымахиной А. У. в управлении Казачинско-Ленского района отсутствует в связи с тем, что до ДД.ММ.ГГГГ формированием и ведением личных дел занимались поселковые администрации района. В ДД.ММ.ГГГГ года администрацией Муниципального образования «Казачинско-Ленский район» были переданы только общие списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей отдельно по категориям: «инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства», «пенсионеры» и «работающие». Начиная с ДД.ММ.ГГГГ года при ежегодной перерегистрации специалистами управления по Казачинско-Ленскому району проводилось новое формирование учетных дел граждан в связи с отсутствием у граждан права на постановку на учет, однако Подымахина А. У. с ДД.ММ.ГГГГ. и до момента снятия ее с учета ни разу не прошла ежегодную перерегистрацию. В соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлены условия предоставления жилищных субсидий гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, не позднее 1 января 1992 года, имевшим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получившим субсидии на эти цели. Поэтому восстановить дату постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным, так как это противоречит нормам действующего законодательства.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст.ст. 59, 60 и 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что исковые требования Подымахиной А.У. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим их районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.10.2002г. № 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что истица Подымахина А.У. состояла на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных местностей с ДД.ММ.ГГГГ согласно списку Муниципального образования «Казачинско-Ленский район» по категории «работающие», утвержденному главой района еще в 2004г.

Данное обстоятельство также подтверждается пояснениями сторон, материалами учетного дела Подымахиной А.У., представленного ответчиком управлением министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Казачинско-Ленскому району, справкой управления Департамента социальной защиты населения Иркутской области по Казачинско-Ленскому району от ДД.ММ.ГГГГ, письмом ВРио начальника управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Казачинско-Ленскому району от ДД.ММ.ГГГГ

Как пояснила суду истица ПодымахинаА.У., в начале ДД.ММ.ГГГГ. она приватизировала, а потом продала квартиру по адресу <адрес>, за <данные изъяты> рублей, снялась с регистрационного учета по этому адресу, и в ДД.ММ.ГГГГ. переехала на постоянное место жительства в <адрес> к дочери А,. по адресу <адрес>, где была зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ Затем снялась с регистрационного учета по этому адресу и переехала на постоянное место жительства к другой дочери П. по адресу <адрес>, где зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ и проживает в настоящее время.

Данное обстоятельство подтверждается также адресной справкой ТП УФМС РФ по <адрес> в <адрес>, отметками в паспорте истицы.

ДД.ММ.ГГГГ истица Подымахина А.У. обращается с заявлением в управление Департамента социальной защиты населения Иркутской области по г. Усть-Куту и Усть-Кутскому району о включении её в состав граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, для приобретения жилого помещения в г. Иркутске. Что подтверждено сторонами в судебном заседании, а также подтверждается заявлением Подымахиной А.У. от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный номер .

Как пояснила суду представитель ответчика Николаева А.А., Подымахина А.У. согласно этому заявлению была поставлена на регистрационный учет по дате первоначального обращения ДД.ММ.ГГГГ, было заведено учетное дело. В период ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Подымахина А.У. ежегодно проходила в управлении перерегистрацию.

Приказом Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Казачинско-Ленскому району от ДД.ММ.ГГГГ Подымахина А.У. была снята с учета в связи с выездом в другую местность на постоянное место жительства.

Решением комиссии по вопросам учета граждан и распределения жилищных субсидий выезжающих из Усть-Кутского района управления министерства социального развития, опеки и попечительства по Усть-Кутскому району ДД.ММ.ГГГГ Подымахина А.У. снята с учета по дате ДД.ММ.ГГГГ и включена по дате обращения ДД.ММ.ГГГГ по категории «пенсионер», что подтверждается представленной суду выпиской из протокола заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ

Истица Подымахина А.У. и её представитель в судебном заседании утверждали, что по не зависящим от неё обстоятельствам был утрачен период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. нахождения на регистрационном учете, что отодвигает время получения Подымахиной А.У. социальной выплаты. В результате действий ответчиков Подымахиной А.У. создаются препятствия в реализации её законного материального интереса и права получения государственной социальной единовременной выплатой на приобретение жилья в районах с благоприятными природно-климатическими условиями.

Однако суд не может согласиться с данными утверждениями истицы и её представителя, считает их ошибочными, не основанными на нормах материального права.

       В соответствии с п. 20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002г. № 879, в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета. Если у граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, то их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.

    А согласно п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002г. № 879 граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае выезда в другую местность на постоянное место жительства.

     В данном конкретном случае, оценив все представленные доказательства, суд приходит к выводу, что, переехав в мае ДД.ММ.ГГГГ. из <адрес> на постоянное место жительства в <адрес>, истица Подымахина А.У. по своему добровольному волеизъявлению изменила основания, в соответствии с которыми она была поставлена в Казачинско-Ленском районе с ДД.ММ.ГГГГ на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, и, соответственно, правильно была снята в Казачинско-Ленском районе с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае выезда в другую местность на постоянное место жительства.

И поэтому совершенно обоснованно она была поставлена в управлении министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Усть-Кутскому району на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по дате обращения ДД.ММ.ГГГГ, то есть на общих основаниях.

     Таким образом, суд не находит законных оснований для удовлетворения исковых требований Подымахиной А.У. о признании права на получение жилищной субсидии с ДД.ММ.ГГГГ, признании решения комиссии по вопросам учета граждан и распределению жилищных субсидий выезжающих из районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера от ДД.ММ.ГГГГ , восстановлении на регистрационном учете имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае выезда в другую местность на постоянное место жительства с ДД.ММ.ГГГГ

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Подымахиной А.У. к Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Усть-Кутскому району, Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Казачинско-Ленскому району о признании права на получение жилищной субсидии, признании решения комиссии по вопросам учета граждан и распределению жилищных субсидий выезжающих из районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера незаконным, восстановлении на регистрационном учете - отказать.

С решением в окончательной форме стороны могут ознакомиться в Усть-Кутском городском суде ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней через Усть-Кутский городской суд, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий                                       ПРИБЫТКОВА Н.А.