о признании незаконным бездействия в части необеспечения нормативного запаса топлива



                                                                              Р Е Ш Е Н И Е

                       ИМЕНЕМ     РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                     19 декабря 2011 года                                                г. Усть-Кут

                    Усть-Кутский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Корчевской Т.И., при секретаре Крючковой С.А., с участием прокурора Чугуновой С.В., представителей ответчиков ООО «Энергосфера» Нагорных Н.Н., администрации УКМО (ГП) Метёнкиной Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1769/2011 по иску прокурора г. Усть-Кута в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия ООО «Энергосфера», Администрации УКМО (ГП)), выразившегося в непринятии мер по созданию общего нормативного запаса топлива на котельных "З", "р"», "Л" к отопительному сезону 2011-2012 гг. незаконным, обязывании обеспечить нормативный запас топлива     на котельных «"З"», «"р" «"Л"»,

                                  У С Т А Н О В И Л:

          Прокурор г. Усть-Кута обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия ООО «Энергосфера», Администрации УКМО (ГП) выразившегося в непринятии мер по созданию общего нормативного запаса топлива на котельных "З"», "р" "Л" к отопительному сезону 2011-2012 гг. незаконным, обязывании обеспечить неснижаемый нормативный запас топлива     на котельных «"З"», «"р"», «"Л"».

          В обоснование иска указано, что прокуратурой проведена проверка по фактам остановки котельных "З"», "р" "Л"», эксплуатируемых ООО «Энергосфера», прекращения подачи тепловой энергии жителям микрорайонов Якурим, РЭБ, Старый Усть-Кут г. Усть-Кута. Данные котельные являются муниципальной собственностью. На основании договора от 16 декабря 2010 года указанные котельные находятся в аренде ООО «Энергосфера».

         В соответствии с уставом ООО «Энергосфера» является юридическим лицом, целями деятельности которого являются производство, передачи и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), деятельность по обеспечению работоспособности котельных. Данные котельные осуществляют подачу тепловой энергии в жилые помещения граждан согласно договору теплоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ заключенному с ООО УК "Ф+"

        В соответствии с пп.»в» п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.

                Согласно п. 5 Правил если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом.

               Постановлением Главы администрации Усть-Кутского МО городского поселения от 07.09.2011 г. № 603-п начало отопительного сезона определено 15 сентября 2011 года.

               Несмотря на требования распоряжения Правительства Иркутской области, постановления главы УКМО (ГП), нормативный эксплуатационный запас топлива на котельных «"З"», «"р"», «"Л"». В рамках принятых обязательств к началу отопительного сезона не был создан.

               К тому же, данные котельные были остановлены соответственно 23, 22 и 21 сентября 2011 года из-за отсутствия запасов топлива, в результате чего без тепла в течение более суток остались жилые дома, детские сады, школы, больницы, детский дом.

              На территории г. Усть-Кута договоры с поставщиками на поставку жидкого топлива для работы котельных заключаются самостоятельно предприятиями, эксплуатирующими котельные.

     В соответствии с п. 2.6.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. № 170, контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления.

             П.8 Постановления главы Усть-Кутского МО городского поселения от 20.05.2011 г. № 326-п «О плане мероприятий по подготовке объектов ЖКХ Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) и объектов социальной сферы к зимнему отопительному период 2011-2012 гг.» на МУ «Служба заказчика по ЖКХ» УКМО (ГП) возложена обязанность по обеспечению к началу отопительного сезона на муниципальных котельных нормативного запаса топлива. Контроль за выполнением постановления был возложен на первого заместителя главы УКМО (ГП).

             Распоряжением Правительства Иркутской области от 01.06.2011 г. № 173-рп «О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы муниципальных образований Иркутской области и объектов социальной сферы, находящихся в государственной собственности Иркутской области, к отопительному сезону 2011-2012 гг» главам муниципальных образований было рекомендовано обеспечить завоз топлива, организовать работу по созданию нормативных запасов топлива к началу отопительного сезона 2011-2012 гг.( на 30 суток- по жидкому топливу), обеспечить к началу отопительного сезона 2011-2012 гг. на складах теплоснабжающих организаций ЖКХ запаса топлива.

              В соответствии с п. 2.6.13 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием- обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода.

           В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро- тепло- газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

          Таким образом, установлено бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в ненадлежащем контроле за обеспечением общего нормативного запаса топлива на котельных "З" "р" "Л" эксплуатируемых ООО «Энергосфера», а также в ненадлежащей приемке готовности котельных к эксплуатации в отопительный период 2011-2012 гг.

Пунктом 2 Инструкции об организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных, утв. приказом Минэнерго РФ от 04.09.2008 № 66, норматив создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных является общим нормативным запасом основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).

         В соответствии с п. 4 Инструкции ННЗТ на отопительных котельных создается в целях обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств (перерывы в поступлении топлива; резкое снижение температуры наружного воздуха и т.п.) при невозможности использования или исчерпании нормативного эксплуатационного запаса топлива.

                 Согласно п. 15 Инструкции НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы электростанций и котельных и обеспечивает плановую выработку электрической и (или) тепловой энергии.

       Пунктом 37 Инструкции установлено: количество суток, на которые рассчитывается ННЗТ, определяется фактическим временем, необходимым для доставки топлива от поставщика или базовых складов, и временем, необходимым на погрузоразгрузочные работы.

                 В силу п. 39 Инструкции для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток:

       по твердому топливу - 45 суток;

       по жидкому топливу - 30 суток.

                Распоряжением и.о. главы Усть-Кутского МО городского поселения от 13.09.2011 г. утвержден нормативный запас топлива на складах предприятий, в соответствии с которым нормативный неснижаемый запас жидкого топлива должен быть обеспечен на 7 дней. На МУ «Служба заказчика по ЖКХ» возложена организация контроля за формированием нормативных запасов топлива на начало отопительного периода 2011-2012 гг. на складах теплоснабжающих предприятий ЖКХ. Контроль за исполнением распоряжения возложен на первого заместителя главы УКМО (ГП).

                Среднесуточный расход топлива на котельных составляет : котельная «"З"-<данные изъяты> тонн в сутки, котельная «"р"»-<данные изъяты> тонн в сутки, котельная «"Л"»- <данные изъяты> тонн в сутки.

                Общий нормативный запас основного и резервного топлива (ОНЗТ) должен быть в следующем количестве: котельная «"З"»-ОНЗТ <данные изъяты> тонн, из них ННЗТ-<данные изъяты> тонн, НЭЗТ-<данные изъяты> тонн; котельная "р" ОНЗТ -<данные изъяты> тонн, из них ННЗТ- <данные изъяты> тонн, НЭЗТ- <данные изъяты> тонн; котельная "Л"», ОНЗТ-<данные изъяты> тонн, из них ННЗТ-<данные изъяты> тонны, НЭЗТ-<данные изъяты> тонн.

               Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений.

               Исходя из положений ст. 7 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций проводятся заблаговременно.

               Согласно п. «г» ч. 2 ст. 11 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населания и территорий от чрезвычайных ситуаций.

               В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 39 Устава УКМО (ГП) к полномочиям администрации поселения относится обеспечение исполнительно-распорядительных функций и контрольных функций по решению вопросов местного значения в интересах населения городского поселения.

              Невыполнение ООО «Энергосфера» норм действующего законодательства, обязывающих обеспечить нормативный запас жидкого топлива, может явиться причиной предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, тем самым грубо нарушив права граждан. Кроме того, отсутствие неснижаемого нормативного запаса нефти на котельных в случае перерыва в поступлении топлива, резкого снижения температуры наружного воздуха, при исчерпании эксплуатационного запаса топлива, может возникнуть угроза остановки котельных, нарушения условий жизнедеятельности жителей УКМО (ГП), что впоследствии приведет к возникновению чрезвычайной ситуации на территории УКМО (ГП).

               Вместе с тем, бездействие администрации УКМО (ГП), выразившееся в отсутствии контроля за созданием общего нормативного запаса топлива на котельных в количестве, требуемом законом, может привести к нарушению конституционных прав неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.

             Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства.

    Согласно ст. 72 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.

    В силу ст. 78 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

            В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

            В судебном заседании прокурор Чугунова С.В. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении, уточнив требования в отношении ответчика администрации УКМО (ГП), и просила признать незаконным бездействие администрации УКМО (ГП), выразившееся в необеспечении к началу отопительного сезона на котельных "З"», "р"», «"Л"», эксплуатируемых ООО «Энергосфера», нормативных запасов топлива, обязать администрацию УКМО (ГП) обеспечить создание нормативных запасов топлива на муниципальных котельных, эксплуатируемых ООО «Энергосфера».

            Представитель ответчика - администрации Администрации УКМО (ГП) Метёнкина Г.Н., действующая на основании доверенности, иск не признала и пояснила, что в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро- тепло- газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Данная норма не содержит прямого указания, как именно должно быть организовано снабжение населения топливом, это могут быть организационные мероприятия по ремонту котельных, по изданию нормативно- правовых актов в области теплоснабжения, направление писем и обращений по вопросам поставки топлива и т.д.

            В соответствии с ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью в лице органов местного самоуправления, а также представительных органов.

           Согласно ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

          Конституционный принцип самостоятельного управления органами местного самоуправления муниципальной собственностью проявляется, в частности, в том, что за органами местного самоуправления закрепляется широкий объем прав не только по управлению, но и по владению, пользованию, распоряжению муниципальной собственностью.

         Экономической основой местного самоуправления и обязательным условием самого существования муниципального образования является местный бюджет. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. При этом в местном бюджете раздельно предусматриваются средства на исполнение расходных обязательств, возникающих в связи с осуществлением полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций и других бюджетов бюджетной системы РФ для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

         В ст. 12 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации не только признается, но и гарантируется местное самоуправление.

         Таким образом, требование прокурора противоречит принципам, установленным ст. 10 Конституции Российской Федерации, согласно которым государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, и каждая из данных ветвей власти самостоятельна и не может вмешиваться в компетенцию другой ветви власти и, следовательно, прокурор не может обязать орган исполнительной власти увеличить расходную часть бюджета путем возложения определенных обязанностей.

        В рамках действующего законодательства РФ для реализации положений в области теплоснабжения согласно концессионному соглашению котельные "З"», «"р"», «"Л"», осуществляющие подачу тепловой энергии в жилые дома города, были переданы ООО «Энергосфера». С целью заключения концессионного соглашения были проведены организационные мероприятия, связанные с соблюдением Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федерального закона от 21.07.2005 г. «О концессионных соглашениях» ( объявление и проведение конкурса).

        Постановлением Главы УКМО (ГП) от 20.05.2011 г. № 326-п «О плане мероприятий по подготовке объектов ЖКХ Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) и объектов социальной сферы к зимнему отопительному периоду 2011-2012 гг.» принят план мероприятий, согласно которому созданный штаб осуществляет общее руководство по подготовке к отопительному сезону, штаб проводится еженедельно. Заседание штаба проводится при участии главы администрации УКМО (ГП) либо при участии первого заместителя главы. Согласно протоколу заседания штаба от 28 июля 2011 года, от 01 сентября 2011 года, 15 сентября 2011 года, принято решение о необходимости принять меры по созданию к отопительному периоду 2011-2012 гг. нормативного запаса топлива.

        С целью обеспечения контроля за прохождением отопительного сезона, решения вопросов в области ЖКХ, контроля за нормативным запасом топлива на теплоисточниках города администрация УКМО (ГП) организовала оперативно-диспетчерское управление.

         Контроль в области теплоснабжения и обеспечения нормативного запаса топлива на котельных города обеспечивается ежедневным докладом ответственных лиц управляющих компаний, теплоснабжающих организаций главе города, первому заместителю главы города.

          Организация принятия мер к соблюдению нормативного запаса топлива на котельных города осуществляется в том числе посредством ведения переговоров с поставщиками топливно-энергетических ресурсов, направлением писем в адрес таких поставщиков.

          Администрация УКМО (ГП) принимала участие в совещании при министре жилищной политики, транспорта и связи Иркутской области по вопросу рассмотрения возможности отпуска нефти и нефтепродуктов ООО «ИНК» для ООО «Энергосфера» без предоплаты.

          Распоряжение Правительства Иркутской области от 01 июня 2011 г. № 173-РП «О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы муниципальных образований Иркутской области и объектов социальной сферы, находящихся в государственной собственности Иркутской области, к отопительному сезону 2011-2012 гг.» носит рекомендательный характер, кроме того, администрацией УКМО (ГП) эти рекомендации исполнены, а выводы прокурора о несоблюдении администрацией УКМО (ГП) норм действующего законодательства РФ являются ошибочными.

Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» определяет требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью :обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда. Соответственно, ссылка прокурора на невыполнение требований данных Правил администрацией УКМО (ГП) не основана на законе.

         Представитель ответчика ООО «Энергосфера» Нагорных Н.Н., действующая на основании доверенности, иск не признала и пояснила, что обязанность поддерживать НЭЗТ в течение всего отопительного сезона в количестве 30-суточного расхода у ООО «Энергосфера» отсутствует и законодательно не предусмотрена.

        ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Энегросфера» и ООО «Осетровская РЭБ флота» заключен договор на поставку мазута М-40 (мазут М-100) в количестве <данные изъяты>.

В соответствии с п. 37 Инструкции об организации в Минэнерго России работы по расчету создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных, утв. приказом Минэнерго РФ от 04.09.2008 № 66, количество суток, на которые рассчитывается ННЗТ, определяется фактическим временем, необходимым для доставки топлива от поставщика или базовых складов, и временем, необходимым на погрузоразгрузочные работы. Доставка топлива от территории нефтебазы, которая находится по ул. Нефтяников, 41 в г. Усть-Кут, и время, необходимое на погрузо-разгрузочные работы, составляет 5 суток.

На сегодняшний день в соответствии с заключенным договором неснижаемый нормативный запас жидкого топлива, рассчитанный на 7 суток, составляет : на котельной «"З"»- <данные изъяты> тонна, на котельной «"р"»- <данные изъяты> тонн, на котельной «"Л"»- <данные изъяты> тонн, то есть в пределах, установленных законодательством.

Также между ООО «Энергосфера» и ООО «ИНК» с ДД.ММ.ГГГГ заключен договор поставки с ориентировочным количеством нефти, поставляемой в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты>.

         Обязанность ООО «Энергосфера» на будущее создать и поддерживать 30-суточный НЭЗТ действующим законодательством не предусмотрена.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.             

Согласно требованиям п. 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного Комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу N 170 от 27.09.2003 N 170 готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода. Все акты утверждаются и сдаются до 15 сентября.

Пунктом 2 Инструкции об организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных, утв. приказом Минэнерго РФ от 04.09.2008 № 66, норматив создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных является общим нормативным запасом основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).

В соответствии с п. 4 Инструкции ННЗТ на отопительных котельных создается в целях обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств (перерывы в поступлении топлива; резкое снижение температуры наружного воздуха и т.п.) при невозможности использования или исчерпании нормативного эксплуатационного запаса топлива.

         Согласно п. 15 Инструкции НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы электростанций и котельных и обеспечивает плановую выработку электрической и (или) тепловой энергии.

Пунктом 37 Инструкции установлено: количество суток, на которые рассчитывается ННЗТ, определяется фактическим временем, необходимым для доставки топлива от поставщика или базовых складов, и временем, необходимым на погрузоразгрузочные работы.

         В силу п. 39 Инструкции для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток: по твердому топливу - 45 суток; по жидкому топливу - 30 суток.

Распоряжением и.о. главы Усть-Кутского МО городского поселения от 13.09.2011 г. №52-р утвержден нормативный запас топлива на складах предприятий, в соответствии с которым нормативный неснижаемый запас жидкого топлива должен быть обеспечен на 7 суток.

Как видно из устава ООО «Энегросфера», данное общество является юридическим лицом, целями деятельности которого являются производство, передачи и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), деятельность по обеспечению работоспособности котельных.

В соответствии с договором теплоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ , заключенным между ООО «Энергосфера» и ООО УК "Ф+" ответчик обязался поставлять коммунальные ресурсы в в целях оказания исполнителем коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления в течение отопительного периода для потребителей на объектах ООО УК "Ф+" проживающих в многоквартирных домах.

Согласно договору аренды имущества от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Энергосфера» комитетом по управлению муниципальным имуществом УКМО (ГП) переданы в аренду котельные «"З"», «"р"» и «"Л"», расположенные в г. Усть-Кут.

        Из справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в отношении котельных «"З"» и «"Л"» комитетом по управлению муниципальным имуществом УКМО (ГП) с ООО «Энергосфера» заключены концессионные соглашения сроком на 5 лет.

        Постановлением Главы администрации Усть-Кутского МО городского поселения от 07.09.2011 г. № 603-п начало отопительного сезона определено 15 сентября 2011 года.

      Судом установлено, что нормативный запас топлива на котельных «"З"», «"р"», «"Л"» в рамках принятых обязательств к началу отопительного сезона не был создан, что подтверждается письмом главы МО «город Усть-Кут» от 01 сентября 2011 года № т-1544, объяснениями представителей ответчиков.

      Данные котельные были остановлены: котельная «"З"» - 23 сентября 2011 года, котельная «"р"»- 22 сентября 2011 года, котельная «"Л"» 21 сентября 2011 года, из-за отсутствия запасов топлива, в результате чего без тепла в течение более суток остались жилые дома, детские сады, школы, больницы, детский дом. Данные обстоятельства ответчиками не оспариваются, подтверждаются объяснением и.о. директора ОП ООО «Энергосфера» Косыгина А.Н. от 24 октября 2011 года, данным ст. помощнику прокурора г. Усть-Кута.

      На территории г. Усть-Кута договоры с поставщиками на поставку жидкого топлива для работы котельных заключаются самостоятельно предприятиями, эксплуатирующими котельные, что следует из письма главы МО «город Усть-Кут» от 01 сентября 2011 года № м-1544, а также подтверждается договором поставки от 29 сентября 2011 г. № 29/09/2011, договором перевозки груза от 12 сентября 2011 г. № 23/11,договором поставки от 01 сентября 2011 г., договором купли- продажи нефтепродуктов от 02 декабря 2011 года № 76/11, договором № ИТп11-497 на оказание услуг по приему, хранению и отпуску нефтепродуктов через филиал в г. Усть-Кут от 07 декабря 2011 года, заключенными с поставщиками жидкого топлива ответчиком ООО «Энергосфера».

Согласно приложению № 1 к Постановлению и.о. главы администрации муниципального образования «город Усть-Кут» от 13 сентября 2011 года № 52-р, суточный расход топлива на котельной «"Л"» составляет <данные изъяты>, нормативный неснижаемый запас топлива должен составлять -<данные изъяты>, на котельной «"р"»-<данные изъяты>, нормативный неснижаемый запас топлива-<данные изъяты>, «"З"» -<данные изъяты> нормативный неснижаемый запас топлива-<данные изъяты>

В силу Инструкции об организации в Минэнерго РФ работы по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных, утвержденной Приказом Минэнерго РФ от 04.09.2008 N 66, расчет нормативного эксплуатационного запаса топлива производится ежегодно на 1 октября планируемого года. Норматив создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных является общим нормативным запасом основного и резервного видов топлива и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива и нормативного эксплуатационного запаса топлива. Для расчета нормативного эксплуатационного запаса топлива принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количеству суток: по твердому топливу - 45 суток; по жидкому топливу- 30 суток.

На 15 сентября 2011 года на котельных ООО «Энегросфера» запас жидкого топлива был менее неснижаемого нормативного запаса, рассчитываемого на 7 суток, и, соответственно, менее неснижаемого эксплуатационного запаса, поскольку с 21 сентября 2011 года начались остановки котельных, эксплуатируемых Обществом, в связи с отсутствием топлива. На 18 декабря 2011 года запас топлива на котельной «"З"» составил 22 тонны, при на котельной «"Л"»-30 тонн, на котельной «"р"»-35 тонн, что подтверждается информацией о тепло-водоснабжении по г. Усть-Куту и Усть-Кутскому району на указанную дату; при этом общий нормативный запас топлива для котельной «"З"» - <данные изъяты>, неснижаемый запас - <данные изъяты>, для котельной «"р"»-ОНЗТ-<данные изъяты>, ННЗТ-<данные изъяты> тонн, для котельной «"Л"»- ОНЗТ-<данные изъяты>, ННЗТ-<данные изъяты> тонн.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что ответчик не создал к началу отопительного сезона 2011 -2012 гг., а также и в течение отопительного сезона необходимые нормативные запасы топлива, что создает реальную угрозу к несвоевременной подаче тепла потребителям и нарушению прав потребителей коммунальной услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора к ООО «Энергосфера» подлежат удовлетворению.

Доводы представителя ответчика об отсутствии обязанности создать нормативный неснижаемый эксплуатационный запас, рассчитываемый из максимального расхода топлива за 30 суток, противоречат действующему законодательству, а потому не могут быть приняты во внимание.

Что касается требований прокурора, предъявленных к администрации УКМО (ГП), то суд не находит оснований для их удовлетворения.

Законодательные акты, на которые ссылается прокурор в обоснование иска ( Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, Инструкция об организации в Минэнерго РФ работы по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных, утвержденной Приказом Минэнерго РФ от 04.09.2008 N 66, Распоряжение Правительства Иркутской области от 01 июня 2011 г. № 173-РП «О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы муниципальных образований Иркутской области и объектов социальной сферы, находящихся в государственной собственности Иркутской области, к отопительному сезону 2011-2012 гг», Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» не содержат норм, возлагающих на органы местного самоуправления обязанности обеспечить создание неснижаемого запаса топлива на котельных к отопительному сезону. Такая обязанность законодательно возложена на организации, эксплуатирующие котельные, которые самостоятельно заключают договоры на поставку им топлива для котельных.

         Ссылка прокурора в обоснование иска на п.8 Постановления главы Усть-Кутского МО городского поселения от 20.05.2011 г. № 326-п «О плане мероприятий по подготовке объектов ЖКХ Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) и объектов социальной сферы к зимнему отопительному период 2011-2012 гг.», согласно которому на МУ «Служба заказчика по ЖКХ» УКМО (ГП) возложена обязанность по обеспечению к началу отопительного сезона на муниципальных котельных нормативного запаса топлива, а контроль за выполнением постановления был возложен на первого заместителя главы УКМО (ГП), не может быть принята во внимание, поскольку МУ «Служба заказчика по ЖКХ» не является структурным подразделением администрации УКМО (ГП), а является самостоятельным юридическим лицом со статусом муниципального учреждения.

           При таких обстоятельствах в части иска прокурора г. Усть-Кута в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Усть-Кутского муниципального образования ( городского поселения), выразившегося в необеспечении создания общего нормативного запаса топлива на котельных «"З"», «"р"», «"Л"» к отопительному сезону 2011-2012 гг. незаконным, обязывании обеспечить создание нормативного запаса топлива     на котельных «"З"», «"р"», «"Л" следует отказать.

          На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

               Р Е Ш И Л:

          Исковое заявление прокурора г. Усть-Кута в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия ООО «Энергосфера», Администрации УКМО (ГП), выразившегося в непринятии мер по созданию общего нормативного запаса топлива на котельных «"З"», «"р"», «"Л"» к отопительному сезону 2011-2012 гг незаконным, обязывании обеспечить нормативный запас топлива     на котельных «"З" «"р"», «"Л"» удовлетворить частично.

          Признать незаконным бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Энергосфера», выразившееся в непринятии мер по созданию общего нормативного запаса топлива на котельных «"З"», «"р"», «"Л"» к отопительному сезону 2011-2012 гг.

          Обязать ООО «Энергосфера» обеспечить неснижаемый нормативный запас жидкого топлива (нефти) и нормативный эксплуатационный запас топлива на котельной «"З"», расположенной по адресу : Иркутская область, г. Усть-Кут, <адрес>, в количестве: ОНЗТ_ <данные изъяты>, из них ННЗТ-<данные изъяты>, НЭЗТ-<данные изъяты>; на котельной "р"», расположенной по адресу : Иркутская область, г. Усть-Кут, <адрес> в количестве : ОНЗТ -<данные изъяты>, из них ННЗТ- <данные изъяты>, НЭЗТ- <данные изъяты>; на котельной «"Л"», расположенной по адресу : Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. <адрес>, в количестве: ОНЗТ-<данные изъяты>, из них ННЗТ-<данные изъяты>, НЭЗТ-<данные изъяты>.

         В остальной части иска прокурора г. Усть-Кута в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Администрации УКМО (ГП)), выразившегося в необеспечении создания общего нормативного запаса топлива на котельных «"З"», «"р"», «"Л"» к отопительному сезону 2011-2012 гг. незаконным, обязывании обеспечить создание нормативного запаса топлива     на котельных «"З"», «"р"», «"Л"» отказать.

         Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Кутский городской суд в течение 10 суток со дня вынесения мотивированного решения, с которым лица, участвующие в деле, могут ознакомиться, начиная с 23 декабря 2011 года.

Председательствующий:                                                         Т.И. Корчевская

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>