гражданское дело по иску прокурора об обязывании устранить нарушения пожарной безопасности



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ     РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 ноября 2011 года                                                           г. Усть-Кут

Усть-Кутский городской суд Иркутской области

в составе председательствующего судьи Горянинской Л.А,

при секретаре Ивлевой И.В.

с участием помощника прокурора г.Усть-Кута Чугуновой С.В.

представителя ответчика МДОУ детский сад УКМО Студинской М.В.

представителя третьего лица Студинской М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1513/2011 по иску прокурора г.Усть-Кута в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ детский сад УКМО об обязании устранить нарушения пожарной безопасности путем оборудования помещений здания системой пожарной сигнализации, системой оповещения людей о пожаре, произвести пропитку огнезащитным составом деревянных конструкций чердачных помещений здания детского сада,

                                          У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Усть-Кута предъявил иск в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МДОУ детский сад УКМО о запрете деятельности МДОУ детский сад УКМО до устранения нарушений правил пожарной безопасности, выразившихся в отсутствии автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре, не произведении обработки огнезащитным составом деревянных конструкций.

В обоснование иска указано, что прокуратурой г. Усть-Кута проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на обеспечение общедоступности, бесплатности образования. Право на образование является одним из основных неотъемлемых конституционных прав граждан России (ст. 43 Конституции РФ). Согласно ст. 3 Конституции о правах ребенка, ратифицированной Российской Федерацией во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Согласно статьи 9 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24 июля 1998 года при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

Согласно предписания № 164-2-18-3 от 18 августа 2010 года при проведении внепланового мероприятия по контролю за исполнением обязательных требований пожарной безопасности в помещении МДОУ детского сада УКМО выявлены нарушений Правил пожарной безопасности (ППБ), а именно нарушения п. 3 НПБ 110-03, табл. 1; п. 96 ППБ 01-03; п. 16 ППБ 01-03; НПБ 104-03 табл.2 п. 6*; п. 7, 1 СНиП 21.01-97*. В целях устранения выявленных при обследовании (проверке) нарушений ППБ в предписании указано на необходимость выполнить в срок до 10 августа 2011 года следующие мероприятия: 1. Помещение детского сада оборудовать автоматической системой пожарной сигнализации согласно требований, заключить договор на обслуживание; 2. предусмотреть систему оповещения людей о пожаре; 3. Произвести обработку огнезащитным составом деревянных конструкций.

29 августа 2011 года была проведена проверка в отношении МДОУ детский сад УКМО, которой установлено, что требования предписания № 164-2-18-3 от 18 августа 2010 года не исполнены, нарушения ППБ не устранены, о чем составлен акт проверки № 160 от 29.08.2011 г. За невыполнение требований пожарной безопасности в помещении МДОУ детский сад УКМО 29 августа 2011 года на заведующую МДОУ детский сад УКМО составлен протокол об административном правонарушении в области пожарной безопасности по ст. 19.5 ч. 13 КоАП РФ.

В нарушение норм пожарной безопасности 110-03, п.96 Правил пожарной безопасности 01-03, на объектах МДОУ детский сад УКМО отсутствует автоматическая система пожарной сигнализаций, не заключен договор на ее обслуживание; в нарушение п. 16ППБ 01-03; Норм пожарной безопасности 104-03, табл. 2 п. 6 Правил пожарной безопасности отсутствует система оповещения людей при пожаре. В нарушение п. 7.1 СНиП 21.01-97 не произведена обработка огнезащитным составом деревянных конструкций. До настоящего времени вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности не устранены.

В соответствии с п.п. 3 п. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В соответствии со ст. 37 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ (в ред. от 22.07.2008 г.) руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Согласно п.п. 2 п. 2 Устава МДОУ детский сад УКМО основными целями и задачами ДОУ, в числе прочих является охрана жизни детей.

Согласно п.п. 10 п. 1 Устава МДОУ детский сад УКМО ДОУ в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, иным федеральным и региональным законодательством.

Согласно п.п. 18 п. 3 Устава МДОУ детский сад УКМО ДОУ в установленном законодательством Российской Федерации порядке несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников и работников ДОУ во время образовательного процесса.

МДОУ детский сад Усть-Кутского муниципального образования осуществляет свою деятельность в здании, не соответствующем указанным выше требованиям пожарной безопасности, в связи с чем имеется реальная угроза причинения вреда здоровью и жизни неопределенного круга лиц, находящихся в здании детского сада, в том числе несовершеннолетних дошкольников, при возникновении пожара.

Таким образом, своей деятельностью образовательное учреждение создает опасность причинения вреда в будущем, нарушения конституционных прав неопределенного круга лиц на жизнь и здоровье, безопасную окружающую среду.

Таким образом, в силу требований ст. 43 Конституции РФ нарушается право несовершеннолетних на образование.

Согласно ст. 15 Конституции РФ на территории государства действуют Федеральные законы и другие нормативные акты, которые должны неуклонно исполнятся органами местного самоуправления, должностными лицами, всеми гражданами.

В соответствии с ч. 1 ст. 1065 Гражданского Кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую угрозу. Пресечение деятельности, создающей угрозу нарушения чужого права, согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ- один из способов защиты гражданских прав. Возможность наступления в будущем вредоносного результата признается достаточным основанием для обращения в суд с иском о запрете деятельности, создающей подобную опасность.

20 октября 2011 года прокурор уточнил исковые требования, просит обязать МДОУ детский сад УКМО устранить нарушения пожарной безопасности путем оборудования помещений здания детского сада системой пожарной сигнализации, системой оповещения людей о пожаре, произвести пропитку огнезащитным составом деревянных конструкций чердачных помещений здания детского сада.

В суде6ном заседании прокурор Чугунова С.В. иск поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика - МДОУ детский сад УКМО Студинская М.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что прокуратура требует запретить деятельность детского сада, руководствуясь ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Вместе с тем согласно ч. 2 этой же статьи ГК РФ суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.

Детский сад УКМО и Управление образованием считают, что исковое заявление Прокуратуры г. Усть-Кута не может рассматриваться как поданное в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (в данном случае воспитанников и работников детского сада), так как оно подано в разрез с правами, свободами и законными интересами указанного круга лиц, а также противоречит общественным интересам.

Так в настоящее время в детском саду - 69 детей. Городские детские сады находятся от детского сада на удалении 120 км. В Усть-Кутском районе нет ни одного образовательного учреждения интернатного типа. Все городские сады переполнены. В том числе ближайший детский сад № в п. Звёздный, детские сады в любом случае не смогут принять дополнительно 69 детей из детского сада . В настоящее время по Усть-Кутскому району в очереди на предоставление места в детском саду стоят около 2500 детей. Кроме того в п. <адрес> отсутствует специализированный транспорт для перевозки малолетних детей. Трудовой коллектив детского сада составляет 22 человека. Необходимо обратить внимание на то, что у всех у них есть семьи и дети, которых необходимо содержать, кормить, одевать, лечить, обучать и так далее. Не понятно, каким образом запрет деятельности детского сада будет способствовать реализации прав граждан на образование и безопасную окружающую среду, тем более прав тех детей, которые не смогут посещать детский сад.

На основании изложенного детский сад и Управление образованием считают, что удовлетворение искового заявления Прокуратуры г. Усть-Кута приведет к обострению и без того сложной финансово-экономической ситуации в Усть-Кутском районе, в частности п. <адрес>, и вызовет большой общественный резонанс и социальную напряженность.

Также детский сад и Управление образованием считают, что последствием удовлетворения иска Прокуратуры г. Усть-Кута о запрете деятельности детского сада явится нарушение гарантированного права на получение бесплатного дошкольного образования 69 детей, и права на труд 22 членов трудового коллектива детского сада. Работники детского сада могут лишиться работы, а значит и средств на содержание себя и своих семей, что в условиях финансово-экономического кризиса и нестабильности может поставить этих людей на грань выживания.

Просит суд обратить внимание и на следующее: согласно Протокола № 2-18\-273 от 29 августа 2011 года детским садом как юридическим лицом, не обеспечено выполнение предписания № 164-2-18-3 (не установлена система автоматической пожарной сигнализации и система оповещения людей о пожаре, не проведена обработка огнезащитным составом деревянных конструкций крыши до 10.08.2011г.).

Согласно уставу детский сад является бюджетным учреждением, финансовое обеспечение выполнения функций которого осуществляется за счет средств бюджета Усть-Кутского муниципального образования на основе бюджетной сметы, устанавливающей лимиты бюджетных обязательств детского сада на финансовый год. Заключение и оплата детским садом муниципальных контрактов, иных договоров, а значит выполнение для нужд детского сада каких-либо работ (оказания услуг), подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств. Детский сад не имеет права получать кредиты (займ), субсидии и бюджетные кредиты детскому саду не предоставляются. То есть единственным источник финансирования детского сада является местный бюджет.

Постановлением Администрации УКМО от 20 июня 2011 г. № 523-п были внесены изменения в муниципальную целевую программу «Обеспечение пожарной безопасности на социальных объектах Усть-Кутского муниципального образования на 2010-2012 годы». Потребность детского сада в финансировании цели монтажа АУПС и СОУЭ составляет <данные изъяты> рублей, финансирование было запланировано на 2012 год.

Детский сад не имеет собственных источников прибыли, не наделен правом распоряжаться своим имуществом, поскольку согласно уставу имущество находится в оперативном управлении. То есть детский сад не имеет возможности самостоятельно изыскать финансовые средства для выполнения всех необходимы противопожарных мероприятий.

На момент проверки в детском саду действительно не исполнено предписание Госпожнадзора. Однако в этом нет вины детского сада. Заведующая детским садом, письменно обращалась в Управление образованием с просьбой о выделении средств на цели проведения всех необходимых противопожарных мероприятий. Однако в связи с дефицитностью бюджета эти работы возможно произвести только в рамках целевой программы в 2012 году.

Детский сад и Управление образованием считают, что передача в суд материалов о запрете эксплуатации объекта социального назначения является крайней мерой и должна применяться только в тех случаях, когда речьидет о реальной опасности для жизни и здоровья людей или тогда, когда ни администрация объекта социального назначения, ни органы власти длительное время не предпринимают никаких решений для устранения выявленных нарушений. Но все перечисленные выше обстоятельства не имеют место быть в настоящем деле.

Кроме того, в соответствии со ст. 31 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Соответственно обеспечение системой пожарной сигнализацией, системой оповещения людей о пожаре, проведение пропитки огнезащитным составом деревянных конструкций чердачных помещений здания детского сада, возложено непосредственно на органы местного самоуправления, за счет своих собственных средств данные мероприятия детский сад провести не имеет возможности.

На основании изложенного детский сад считает иск прокуратуры г. Усть-Куа необоснованным.

Представитель третьего лица - Управления образованием УКМО Студинская М.В., действующая на основании изложенного, исковые требования не признала, просила суд отказать в удовлетворении исковых требований.

Выслушав объяснения прокурора, представителя ответчика и третьего лица, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к убеждению в том, что иск подлежит удовлетворению.

Статьей 18 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона « О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Как следует из содержания статьи 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ ( в ред. от 25.11.2009), предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Согласно ст. 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ ( в ред. от 25.11.2009, организации обязаны:

а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;

в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;

г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях.

В силу п. 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ( ППБ 01-03, утв. Приказом Министерства РФ по делам ГО и ЧС от 18 июня 2003 года № 313, настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Судом установлено, что 24 августа 2010 года отделом Государственного пожарного надзора по г. Усть-Куту и Усть-Кутскому району в адрес заведующей муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада УКМО вынесено предписание № 164-2-18-3 по устранению нарушений требований пожарной безопасности в срок до 10 августа 2011 года.

Из акта № 160 от 29 августа 2011 года проверки соблюдения требований пожарной безопасности, проведенной на основании распоряжения от 12 июня 2011 года о проведении мероприятий по надзору и.о. главного государственного инспектора по г. Усть-Куту и Усть-Кутскому району по пожарному надзору, протокола об административном нарушении в области пожарной безопасности № 2-18-273 от 29 августа 2011 года видно, что на объектах МДОУ детский сад УКМО выявлены факты невыполнения предписания ОГПН по г. Усть-Куту и Усть-Кутскому району № 164-2-18-3 от 24.08.10г., а именно помещения детского сада не оборудованы автоматической системой пожарной сигнализации согласно требований, не заключен договор на обслуживание (п. 3НПБ 110-03, табл 1; п. 96 ППБ 01-03); не предусмотрена система оповещения людей о пожаре (п. 16 ППб 01-03; НПБ104-03- табл. 2п 6 *); не произведена обработка огнезащитным составом деревянных конструкций крыши (п.7.1 СНил 21.01-97*).

Согласно определения отдела надзорной деятельности по пожарному надзору по г. Усть-Куту и Усть-Кутскому району Государственного пожарного надзора от 29 августа 2011 года дело об административном правонарушении, возбужденное протоколом № 2-18-273 от 29.08.2011г. в отношении юридического лица - МДОУ ДС УКМО, передано на рассмотрение мировому судье г. Усть-Кута, для принятия мер воздействия в виде административного штрафа на юридическое лицо.

Из приложения № 1 к паспорту долгосрочной муниципальной целевой программы «Обеспечение пожарной безопасности на объектах учреждений социальной сферы Усть-Кутского муниципального образования на 2010-2012 годы», утвержденной постановлением мэра УКМО от 14 октября 2009 года № 1181-п (с изменениями от 20 июня 2011 года № 523-п) следует, что оснащение современным противопожарным оборудованием, средствами защиты объектов учреждений образования (установка автоматической пожарной сигнализации и пропитка деревянных конструкций) МДОУ д/сад п. <адрес> запланировано на 2012 год, потребность в финансировании на цели монтажа АУПС и СОУЭ составляет <данные изъяты> рублей

Поскольку судом установлено, что требования пожарной безопасности ответчиком не исполняются не только добровольно, но и по предписанию государственного органа, ведающего вопросами надзора за пожарной безопасностью, неисполнение ответчиком требований пожарной безопасности затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, а в силу ст. 12 ГК РФ пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре являются способами защиты гражданских прав, то имеются основания для удовлетворения иска прокурора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

                                          

                                                      Р Е Ш И Л:

Иск прокурора г.Усть-Кута в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ детский сад УКМО об обязании устранить нарушения пожарной безопасности путем оборудования помещений здания системой пожарной сигнализации, системой оповещения людей о пожаре, произвести пропитку огнезащитным составом деревянных конструкций чердачных помещений здания детского сада, удовлетворить.

Обязать МДОУ детский сад УКМО устранить нарушения пожарной безопасности путем оборудования помещений здания системой пожарной сигнализации, системой оповещения людей о пожаре, произвести пропитку огнезащитным составом деревянных конструкций чердачных помещений здания детского сада.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Кутский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения.

Председательствующий:                                                         Л.А. Горянинская

-32300: transport error - HTTP status code was not 200