гражданское дело по иску прокурора в интересах Шевченко Л.А.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 февраля 2012 года                                                                         город Усть-Кут

Усть-Кутский городской суд Иркутской области

в составе председательствующего судьи Быковой М.В.,

при секретаре Плюсниной А.А.,

с участием истицы Шевченко Л.А.,

прокурора Чугуновой С.В.,

представителя ответчика Садыковой Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-45/12 по исковому заявлению прокурора города Усть-Кута в интересах Шевченко Л.А. к Администрации Усть-Кутского муниципального образования, Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на получение жилого помещения, об обязывании предоставить жилое помещение

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Усть-Кута обратился с исковым заявлением в интересах Шевченко Л.А. к Администрации Усть-Кутского муниципального образования о признании права на получение жилого помещения, об обязывании предоставить жилое помещение. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Шевченко Л.А. обратилась в прокуратуру с заявлением о защите ее жилищных и социальных прав в обеспечении гарантий, предусмотренных законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В ходе рассмотрения обращения Шевченко Л.А. установлено, что она является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на получение дополнительных гарантий по социальной поддержке на жилое помещение.

Мать истицы Ш. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец А. воспитанием дочери не занимался, заочным решением Усть-Кутского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ был лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней Шевченко Л.А.. Постановлением мэра УКМО -п от ДД.ММ.ГГГГ истица была определена в социально-реабилитационный центр "С" жилье за истицей не закреплялось в связи с его отсутствием. После окончания 9 классов из СРЦН "С" Шевченко Л.А. была направлена для обучения в <данные изъяты> г.Усть-Кута.

По ходатайству органа опеки и попечительства в обеспечение гарантий, предусмотренных законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с ДД.ММ.ГГГГ она поставлена на учет в Усть-Кутском муниципальном образовании (городское поселение) для внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма.

После окончания обучения истица обратилась в органы местного самоуправления с заявлением о внеочередном предоставлении жилого помещения, ей было разъяснено право обратиться в жилищную комиссию УКМО (городское поселение), рассматривающую вопросы предоставления жилья.

Согласно выписке из протокола от ДД.ММ.ГГГГ ОЖК при администрации Усть-Кутского муниципального образования (городское поселение) Шевченко Л.А. согласовано предоставление по договору временного пользования жилого помещения в г.Усть-Куте по <адрес>, с производством ремонта за свой счет, сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В дальнейшем зимой ДД.ММ.ГГГГ года между истицей и КУМИ УКМО (городское поселение) был заключен договор (без даты) социального найма вышеуказанного жилого помещения, состоящего из одной жилой комнаты площадью 7,4 кв.метров, общей жилой площадью 11,8 кв.метров. В договоре значится фамилия истицы в период замужества М.. В настоящее время брак расторгнут, фамилия изменена на Шевченко.

По условиям договора истице, состоящей на учете на внеочередное предоставление жилого помещения по основаниям, предусмотренным ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» было предоставлено по договору социального найма жилое помещение ниже социальной нормы предоставления, установленной органами местного самоуправления в Усть-Кутском муниципальном образовании (городское поселение) решением Думы УКМО (городское поселение) от ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом того, что истицей до настоящего времени не реализовано ее право на жилье, соответствующее требованиям закона, предусматривающего государственные гарантии для лиц, отнесенных к числу детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей, восстановление этого права возможно путем обязывания ответчика предоставить ей надлежащее жилое помещение.

До настоящего времени Шевченко Л.А. состоит в льготном списке на внеочередное получение жилья, как лицо имеющее право на получение дополнительных гарантий по социальной поддержке лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, под (постановление администрации Усть-Кутского муниципального образования (городское поселение) от ДД.ММ.ГГГГ -п).

ДД.ММ.ГГГГ истица обращалась в администрацию УКМО с заявлением и надлежащим пакетом документов о предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма в соответствии со ст.8 ФЗ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, закона Иркутской области №50-ОЗ. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ она была уведомлена об отказе в предоставлении ей жилого помещения. Основания отказа в уведомлении не отражены, имеется ссылка на разъяснения Министерства социального развития опеки и попечительства статьи 56 ЖК РФ о снятии с учета граждан, зарегистрированных в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилья, при предоставлении им жилого помещения не ниже учетной нормы площади жилого помещения, установленной Усть-Кутским муниципальным образованием. Шевченко Л.А. разъяснено право на обращение в суд. Данное решение является незаконным и необоснованным.

Детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, однократно предоставляются жилые помещения по договорам социального найма по месту их учета в границах соответствующего населенного пункта, соответствующие санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта, общей площадью 33 квадратных метра.

Жилое помещение, соответствующее требованиям закона, истице не предоставлено, основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма, соответствующего требованиям вышеуказанных законов, не утрачены. Шевченко Л.А. сохранила право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Прокурор просит суд признать право Шевченко Л.А. на обеспечение гарантий, предусмотренных Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ на получение жилого помещения, соответствующего требованиям ст.4 Закона Иркутской области №50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области», обязать администрацию Усть-Кутского муниципального образования предоставить Шевченко Л.А. в обеспечение гарантий, предусмотренных Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ жилое помещение соответствующее требованиям ст.4 Закона Иркутской области №50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области», расположенное в границах города Усть-Кута, соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, общей площадью не менее 33 квадратных метров, взамен ранее предоставленного жилого помещения, расположенного по адресу: г.Усть-Кут, <адрес>.

Определением суда в качестве ответчика по рассматриваемому спору привлечено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

В судебном заседании прокурор Чугунова С.В., истица Шевченко Л.А. поддержали заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель администрации УКМО Садыкова Е.П. заявленные требования не признала в полном объеме, просила в удовлетворении заявленных требований отказать. Суду пояснила, что в соответствии с ч. 3 ст. 4 Закона Иркутской области от 22 июня 2010 года № 50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по их заявлению, поданному в уполномоченный орган. ДД.ММ.ГГГГ Шевченко Л.А. обратилась в Администрацию Усть-Кутского муниципального образования с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Данное заявление было зарегистрировано в журнале регистрации заявлений детей-сирот, обратившихся с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, под

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма либо об отказе в его предоставлении принимается уполномоченным органом не позднее чем через 25 дней со дня подачи заявления и документов. При рассмотрении представленных документов было установлено, что Шевченко Л.А. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на регистрационном учете по месту жительства по адресу: г. Усть-Кут, <адрес>. Основанием для регистрации явился договор социального найма помещения, который был заключен между Шевченко Л.А. и Комитетом по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения).

Протоколом заседания Комиссии по рассмотрению документов, представляемых в соответствии с законом Иркутской области от 22 июня 2010 года №50-ОЗ, от 16 мая 2011 года Администрации УКМО было рекомендовано обратиться с соответствующим запросом в Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

Шевченко Л.А. было направлено письмо, в котором Администрация УКМО сообщила, что решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении жилого помещения будет принято после получения ответа Министерства на указанный выше запрос Администрации УКМО.

В ДД.ММ.ГГГГ поступил ответ Министерства от ДД.ММ.ГГГГ. Вопрос о предоставлении Шевченко Л.А. жилого помещения по договору социального найма был повторно рассмотрен на заседании Комиссии по рассмотрению документов, представляемых в соответствии с Законом Иркутской области от 22 июня 2010 года №50-ОЗ, протоколом от ДД.ММ.ГГГГ Администрации УКМО было рекомендовано отказать Шевченко Л.А. в предоставлении жилого помещения как ребенку-сироте, имеющей жилое помещение по договору социального найма, а также разъяснить Шевченко Л.А. право на обращение в суд.

У Шевченко Л.А. отсутствует право на обеспечение гарантиями, предусмотренными ФЗ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В связи с чем, в заявленном прокурором г. Усть-Кута требовании следует отказать.

Также представитель ответчика суду пояснил, что Администрация УКМО является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В Иркутской области 22 июня 2010 года принят Закон №50-ОЗ, в силу ст. 4 которого детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, однократно предоставляются жилые помещения по договорам социального найма. Статья 5 названного Закона установила, что финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, производится за счет средств областного бюджета, в порядке, установленном бюджетным законодательством.

Законом Иркутской области от 29 июня 2010 года №52-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» органы местного самоуправления Усть-Кутского муниципального образования были наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, проживающих на территории области либо помещенных в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор в организации, расположенные на территории, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма.

Надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является Иркутская область в лице Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, которое в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 26 августа 2010 года №210-пп определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области при осуществлении органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области областных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма.

Кроме того, Администрация УКМО не заключала с Шевченко Л.А. договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Усть-Кут, <адрес>, наймодателем по указанному адресу является Комитет по управлению муниципальном имуществом Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения). В связи с чем, Администрация УКМО не может являться ответчиком по требованиям о замене одного помещения другим.

Требования прокурора по обеспечению Шевченко Л.А. жилым помещением общей площадью не менее 33 квадратных метрам не отвечает требованиям ч.11 ст. 4 Закона Иркутской области от 22 июня 2010 года № 50-ОЗ, в соответствии с которой жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям - сиротам общей площадью 33 квадратных метра; с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома размер общей площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с Законом, может быть увеличен (уменьшен) не более чем на 5 квадратных метров.

В судебном заседании представитель Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области не присутствовал, письменным заявлением просил дело рассмотреть в отсутствие представителя. Также в возражениях на заявленные требования указал, что законодательством Российской Федерации предусмотрены два вида гарантий прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение: основные и дополнительные.

Основные гарантии предусмотрены ст. 57 ЖК РФ, в соответствии с которой детям-сиротам гарантируется внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Жилое помещение предоставляется в размере нормы, установленной органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма и другим факторам.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений области. Законом Иркутской области от 29 июня 2010 года №52-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» предусмотрена передача осуществления областных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Следовательно, Администрация Усть-Кутского муниципального образования обязана осуществлять возложенные областные государственные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Просил в удовлетворении исковых требований прокурору г.Усть-Кута в части возложения на министерство обязанности предоставить Шевченко Л.А. жилое помещение отказать.

Выслушав прокурора, пояснения сторон, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в соответствии с требованиями ст. 59,60, 67 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь всех собранных по делу доказательств в их совокупности, суд считает, что исковые требования прокурора города Усть-Кута в интересах Шевченко Л.А. о признании права на получение жилого помещения, об обязывании предоставить жилое помещение, обоснованны и подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 17 Конституции в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В силу ст. 18 Конституции права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст. 40 Конституции каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

На основании ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с положениями закона: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;дополнительные гарантии по социальной поддержке - законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при получении ими профессионального образования по очной форме обучения.

Статьей 5 закона определено, что предусмотренные законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 8 закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти (статья 12).

Местное самоуправление согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130, часть 1), оно гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья 133), его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132).

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Такой порядок является обязательным во всех случаях. Соответственно, частью 4 статьи 49 ЖК РФ закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Из приведенных законоположений следует, что обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Дополнительные гарантии прав на жилое помещение и вопросы их реализации в Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Законом Иркутской области от 22 июня 2010 года №50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области».

В соответствии со ст. 3 областного закона учет детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма по Закону, осуществляется в соответствии с законом области, определяющим порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно ст. 4 закона детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, однократно предоставляются жилые помещения по договорам социального найма. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В иных случаях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по достижении ими восемнадцати лет либо приобретении ими в установленном порядке полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по их заявлению, поданному в уполномоченный орган. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений уполномоченного органа.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма либо об отказе в его предоставлении принимается уполномоченным органом не позднее чем через 25 дней со дня подачи заявления и документов.

Отказ в предоставлении жилого помещения по договору социального найма может быть обжалован в вышестоящий в порядке подчиненности исполнительный орган государственной власти Иркутской области и (или) в судебном порядке. Уведомления о предоставлении жилого помещения по договору социального найма либо об отказе в его предоставлении с указанием причин отказа направляются детям-сиротам не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия соответствующих решений. Решение уполномоченного органа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием для заключения договора социального найма жилого помещения в срок, установленный данным решением.

Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по месту их учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в границах соответствующего населенного пункта. С согласия детей-сирот им могут быть предоставлены по договорам социального найма в соответствии с Законом жилые помещения в границах района, в который входит соответствующий населенный пункт.

Жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам общей площадью 33 квадратных метра.

С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома размер общей площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Законом, может быть увеличен (уменьшен) не более чем на 5 квадратных метров.

В случае отсутствия возможности предоставить жилое помещение общей площадью, указанной в абзаце первом настоящей статьи, жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено детям-сиротам общей площадью более 33 квадратных метров при условии, что его стоимость не превышает стоимости жилого помещения общей площадью 33 квадратных метра, рассчитанной исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной главой муниципального образования Иркутской области (городского округа или муниципального района), на территории которого предоставляются детям-сиротам жилые помещения, на 1 июня года, предшествующего текущему финансовому году, но не выше средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Иркутской области, определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации.

Жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно соответствовать санитарным и техническим правилам и нормам, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Порядок организации работы по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с Законом определяется уполномоченным органом.

В силу ст. 5 указанного закона финансирование расходов, связанных с реализацией Закона, производится за счет средств областного бюджета, предусмотренных законом области об областном бюджете, в порядке, установленном бюджетным законодательством.

Законом Иркутской области от 29 июня 2010 года №52-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» органы местного самоуправления, в частности, Усть-Кутское муниципальное образование, наделены областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, жилыми помещениями по договорам социального найма на территории соответствующих муниципальных образований Иркутской области.

В силу ст. 6 Закона Иркутской области от 29 июня 2010 года №52-ОЗ финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета. Указанные субвенции расходуются в порядке, установленном Правительством Иркутской области.

Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе области об областном бюджете на очередной финансовый год и передаются органам местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством.

Постановлением Правительства Иркутской области от 26 августа 201 года №210-пп в целях реализации Закона Иркутской области от 22 июня 2010 года № 50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области», Закона Иркутской области от 29 июня 2010 года № 52-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области», министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области при осуществлении органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области областных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма.

На основании анализа вышеперечисленных норм законодательства Российской Федерации и Иркутской области судом сделан вывод, что надлежащим ответчиком по рассматриваемому исковому заявлению является Администрация Усть-Кутского муниципального образования.

Судом установлено, что мать истицы Ш. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец А. заочным решением Усть-Кутского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, включая истицу Шевченко Л.А.

Истица Шевченко Л.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., была определена в социально-реабилитационный центр "С" жилплощадь по причине отсутствия не закреплена, на основании постановления Администрации УКМО от ДД.ММ.ГГГГ -п.

В соответствии со справкой Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Усть-Кутскому району Шевченко Л.А. относится к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет.

Как следует из справки Главы муниципального образования «город Усть-Кут» Шевченко Л.А., ДД.ММ.ГГГГ., состоит на льготной очереди на получение жилой площади, что подтверждается также списком детей-сирот, утвержденным постановлением -п от ДД.ММ.ГГГГ, ходатайством Городского отдела образования от ДД.ММ.ГГГГ о включении истицы в очередь на внеочередное предоставление жилья.

Согласно Уведомления в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемые сведения о правах Шевченко Л.А. на объекты недвижимого имущества отсутствуют.

Ответчиком Администрацией Усть-Кутского муниципального образования отказано истице Шевченко Л.А. в получении жилого помещения по договору социального найма, что подтверждается ответом Администрации от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом заседания Комиссии по рассмотрению документов, предоставляемых в соответствии с Законом Иркутской области от 22 июня 2010 года №50-ОЗ от 16 мая 2011 года и от 18 июля 2011 года. При рассмотрении заявления ответчиком установлено, что истице предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: г. Усть-Кут, <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. Кроме того, ответчик ссылается на разъяснения уполномоченного органа - Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

Согласно указанного ответа от 16 июня 2011 года Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области разъясняет положения действующего законодательства Российской Федерации и Иркутской области, отказа в предоставлении жилого помещения Шевченко Л.А. ответом не предусмотрено.

Действительно, в соответствии с договором б/н социального найма жилого помещения Комитетом по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования (городское поселение) предоставлено Шевченко Л.А. жилое помещение, расположенное по адресу: г. Усть-Кут, <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., которое отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям по пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным, что подтверждается актом приема-передачи к договору социального найма.

Как следует из выписки из протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания ОЖК при администрации УКМО (городское поселение) Шевченко Л.А. согласовано выделение жилого помещения по договору временного пользования жилым помещением по <адрес> на 6 месяцев, ремонт за свой счет.

Согласно справки о заключении брака М. и Шевченко Л.А. ДД.ММ.ГГГГ заключили брак, после заключения брака ей присвоена фамилия М,. Согласно свидетельства о расторжении брака вышеуказанный брак прекращен ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ М, переменила фамилию на Шевченко Л.А., что подтверждается Свидетельством о перемене имени от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу Решения Думы Усть-Кутского муниципального образования (городское поселение) от ДД.ММ.ГГГГ норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет 14 кв.м. общей площади на одного человека, в этом же размере установлена учетная норма площади жилого помещения общей площади на одного человека.

Таким образом, судом установлено, что истице Шевченко Л.А. Администрацией Усть-Кутского муниципального образования (городское поселение) было предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., что менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одного человека, а также менее учетной нормы общей площади жилого помещения на одного человека. Следовательно, истица Шевченко Л.А. имеет право на обеспечение гарантий, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на получение жилого помещения, соответствующего требованиям ст.4 Закона Иркутской области от 22 июня 2010 года №50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение в Иркутской области».

Суд отклоняет доводы представителя ответчика о том, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, поэтому в удовлетворении требований прокурора города Усть-Кута в интересах Шевченко Л.А. к Администрации Усть-Кутского муниципального образования о признании права на получение жилого помещения, об обязывании предоставить жилое помещение надлежит отказать в полном объеме. Действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, независимо от наличия или отсутствия в бюджете соответствующего субъекта Российской Федерации на это денежных средств.

Исковые требования прокурора города Усть-Кута в интересах Шевченко Л.А. к Администрации Усть-Кутского муниципального образования о признании права на получение жилого помещения, об обязывании предоставить жилое помещение подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 209 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора города Усть-Кута в интересах Шевченко Л.А. к Администрации Усть-Кутского муниципального образования о признании права на получение жилого помещения, об обязывании предоставить жилое помещение удовлетворить.

Признать право Шевченко Л.А. на обеспечение гарантий, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на получение жилого помещения, соответствующего требованиям ст.4 Закона Иркутской области от 22 июня 2010 года №50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение в Иркутской области».

Обязать Администрацию Усть-Кутского муниципального образования предоставить Шевченко Л.А. жилое помещение, соответствующее требованиям ст. 4 Закона Иркутской области от 22 июня 2010 года №50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение в Иркутской области», расположенное в границах города Усть-Кута, соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, общей площадью не менее 33 кв.м.

В удовлетворении исковых требований прокурора города Усть-Кута в интересах Шевченко Л.А. к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на получение жилого помещения, об обязывании предоставить жилое помещение - отказать.

С решением в окончательной форме стороны могут ознакомиться в Усть-Кутском городском суде 10 февраля 2012 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Усть-Кутский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, начиная с 11 февраля 2012 года.

Судья                                                                                                        Быкова М.В.