гражданское дело по иску о понуждении выполнить обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду



Заочное Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 февраля 2012 года                                                           город Усть-Кут

Усть-Кутский городской суд Иркутской области

в составе председательствующего судьи Прибытковой Н.А.

при секретаре Люлькив А.В.,

с участием пом. прокурора г. Усть-Кута Чугуновой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-129/2012г. по иску прокурора города Усть-Кута в интересах Российской Федерации, Иркутской области, Усть-Кутского муниципального образования, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО "Ф" о понуждении выполнить обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3 кварталы ДД.ММ.ГГГГ. в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Усть-Кута в интересах Российской Федерации, Иркутской области, Усть-Кутского муниципального образования, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО "Ф" о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3 кварталы ДД.ММ.ГГГГ. в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. на счет Управления Федерального казначейства в Иркутской области.

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой г.Усть-Кута проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства при осуществлении деятельности ООО "Ф" В ходе проверки установлено, что ООО "Ф" имеет задолженность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3 кварталы ДД.ММ.ГГГГ. в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

Согласно п.2.2 ст.2 Устава ООО "Ф" предметом его деятельности является, в том числе, производство и продажа тепловой энергии, добыча и реализация воды, удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность, предоставление других услуг.

В ходе проверки установлено, что ООО "Ф" не согласованы с органом Ростехнадзора проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу (ПДВ), проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), а также разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу.

При осуществлении деятельности ООО "Ф" эксплуатируются котельная ЦРБ (микрорайон "С" г.Усть-Кута), котельная (микрорайон "Б" г.Усть-Кута), котельная «РТС» г. Усть-Кут, котельная ТУ СМ г.Усть-Кут. Факт эксплуатации указанных объектов, являющихся источниками выбросов в атмосферный воздух, письмами ООО "Ф" копией договора аренды имущества -У, копиями ежеквартальных расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно ст.1 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды РФ» загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

    В соответствии с положениями указанной статьи ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В силу ч.1 ст. 16 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным.

    В соответствии с ч. 2 ст. 16 указанного ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе и выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, размещение отходов производства и потребления и иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Статьей 1 Федерального закона РФ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», определено понятие «размещение отходов» - это размещение отходов - хранение и захоронение отходов.

    В силу ст.28 Федерального закона РФ от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 23 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него, за размещение отходов с юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992г. № 632, установлено, что данный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду, в том числе выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников.

По смыслу указанных норм платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей такое воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ, размещать отходы.

    Согласно определению Конституционного суда РФ от 10.12.2202 №284-0 платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, и представляет собой обязательные публично-правовые платежи за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние, в пределах установленных государством такого допустимого воздействия.

В соответствии со ст. 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994г. №1-ФКЗ «О конституционном суде РФ» решения конституционного суда (в т.ч. и принятые в форме определений) обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и объединений.

    В соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006г. №557 «Об установлении платы за негативное воздействие на окружающую среду» срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода устанавливается не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, которым признается календарный квартал.

    В ходе проверки установлено, что ООО "Ф" произвело расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3 кварталы ДД.ММ.ГГГГ. всего в размере <данные изъяты> рублей.Прокуратурой города установлено, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3 кварталы ДД.ММ.ГГГГ. в полном объеме до настоящего времени не исполнена, на момент предъявления иска задолженность ООО "Ф" составляет <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

    Следует учитывать, что обязанность по уплате платы не снимается в случае простоя, консервации и иного приостановления деятельности предприятия, в случае дальнейшего оказания негативного воздействия на окружающую среду. Плата за негативное воздействие на окружающую среду - это индивидуальный платеж, взимаемый с юридических лиц во исполнение их обязательства (обязанности) по компенсации негативного воздействия на окружающую среду, производимого в результате хозяйственной или иной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. Плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится в бюджет.

     Согласно ст. 51, 57, 62 Бюджетного Кодекса РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам соответствующих бюджетов, зачисление платы за негативное воздействие на окружающую среду производится бюджеты всех уровней по следующим нормативам: в федеральный бюджет - по нормативу 20 %, в бюджет субъекта РФ (Иркутской области) - 40 %, в бюджет муниципального района (Усть-Кутского муниципального образования) по нормативу - 40%.

Согласно ч. 1 ст. 4 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» атмосферный воздух является объектом охраны окружающей среды охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. К основным принципам охраны окружающей среды, в соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона, в частности относятся: платность природопользования и возмещения вреда окружающей среде, соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду.

Поскольку Общество не произвело уплату платы за негативное воздействие на окружающую среду нарушены интересы Российской Федерации, Иркутской области и Усть-Кутского муниципального района, нарушение интересов которых заключается в том, что бюджеты указанных уровней недополучают суммы, являющиеся статьями формирования доходов соответствующих бюджетов, в связи с чем, Российская Федерация, Иркутская область, Усть-Кутское муниципальное образование не имеют возможности направлять данные денежные средства, носящие компенсационный характер, на восстановление окружающей природной среды, выполнение природоохранных мероприятий. Кроме того, исковое заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, нарушение которых заключается в следующем.

В силу ст. 42 Конституции РФ, ч. 1 ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Осуществляя выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, размещение отходов ООО "Ф" оказывает негативное воздействие на окружающую среду, не внося плату за негативное воздействие на окружающую среду, ответчик препятствует реализации таких принципов охраны окружающей среды как обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, чем нарушает права граждан, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды».

В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение исполнения обязанности в натуре.

В соответствии со ст. 78 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересовграждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Невнесение ООО "Ф" в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду (размещение отходов) за 1,2,3 квартал ДД.ММ.ГГГГ. в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. послужило основанием для предъявления настоящего иска.

Согласно ст. 22 ГПК РФ исковые заявления с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных прав или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из экологических правоотношений, подведомственны судам общей юрисдикции.

На подготовке дела к судебному разбирательству ДД.ММ.ГГГГ пом. прокурора г. Усть-Кута Чугунова С.В. изменила исковые требования, просит понудить ООО "Ф" выполнить свою обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3 кварталы ДД.ММ.ГГГГ. в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. с перечислением на счет Управления Федерального казначейства Российской Федерации по <адрес>.

В судебном заседании пом. прокурора г. Усть-Кута Чугунова С.В. поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - ООО "Ф" в судебное заседание не явился, о дне настоящего судебного разбирательства был извещен надлежащим образом.

Суд с учетом мнения пом. прокурора г. Усть-Кута Чугуновой С.В. считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя ответчика ООО "Ф"

В своем отзыве на иск прокурора г. Усть-Кута от ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «"Ф" К. иск прокурора не признал, указал, что ООО "Ф" не согласен с предъявленным иском, считает, что принятие судом иска прокурора осуществлено с нарушением норм ГПК РФ. Прокурор не наделен правом обращения в суд с исковым заявлением о взыскании денежных средств, в частности - о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду в пользу государственного органа и органа исполнительной власти.

При обращении в суд с указанным иском прокурор вышел за пределы предоставленных ему полномочий, так как данный иск предъявлен в нарушение требований ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ст. 22, ст. 27 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации». Данный иск не является предметом интересов неопределенного круга лиц, нарушающих их права и свободы, а является имущественным интересом конкретного лица - Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области - Управление Росприроднадзора по Иркутской области.

Платежи по смыслу статьи 16 Закона «Об охране окружающей среды» являются необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и призваны обеспечить возмещение ущерба и затраты государства на охрану и восстановление окружающей среды. Установление платы за негативное воздействие на окружающую среду, согласно ст. 14 ФЗ «Об охране окружающей среды», является методом экономического регулирования в области охраны окружающей среды. А вредное воздействие на окружающую среду, в процессе деятельности ООО «Феникс гранд», осуществляется с учетом нормативов допустимого воздействия на окружающую среду и требований в области охраны окружающей среды. ООО «Феникс гранд», вреда окружающей среде, по определению его понятия, изложенного в ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды», как «негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов» не причиняет.

Управление в области охраны окружающей среды, осуществляется федеральными государственными органами власти и органами власти субъектов РФ, органами исполнительной власти, с разграничением их полномочий в соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно вышеуказанному ФЗ «Об охране окружающей среды», к полномочиям данных органов относится в том числе, предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Ни одним нормативным актом, регулирующим отношения, связанные с охраной окружающей среды, не предусмотрена передача полномочий и наделение правом органов прокуратуры по обращению в суд с исковым заявлением о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду в пользу органов власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды.

В данном случае предметом иска - взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду, является конкретный имущественный (экономический) спор междудвумя конкретными лицами: ООО "Ф" и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области - Управление Росприроднадзора по Иркутской области, о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду, не являющейся налогом, который, при подаче одной из сторон, подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Просит прекратить производство по делу, так как данный иск не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 ГПК РФ и подано лицом не правомочным на предъявление данного иска.

Выслушав пояснения пом. прокурора г. Усть-Кута Чугуновой С.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Судом установлено, что согласно договору аренды имущества -У от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Комитетом по управлению имуществом Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) и ООО "Ф" последнему предоставлено во временное владение и пользование имущество для использования в своих производственных целях и получения коммерческих результатов в соответствии с конструктивными и эксплуатационными данными имущества, передаваемого в аренду.

В частности, по данному договору в аренду ООО "Ф" передана котельная ЦРБ (<адрес>), котельная (<адрес>), котельная «РТС» г. Усть-Кут, котельная «ТУСМ» г. Усть-Кут.

Судом также установлено, что ООО "Ф" в I, II и III кварталах ДД.ММ.ГГГГ. на вышеперечисленных объектах осуществляло выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и водные объекты.

Данный факт нашел свое подтверждение имеющимися в материалах дела произведенными самим ответчиком ООО "Ф" расчетами сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду в связи с выбросами вредных веществ в атмосферный воздух и водные объекты за I квартал ДД.ММ.ГГГГ. в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., за II квартал ДД.ММ.ГГГГ. в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., за III квартал ДД.ММ.ГГГГ. в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.; расчетами сумм платы по объектам негативного воздействия; платежными поручениями о перечислении платы за негативное воздействие на окружающую среду от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб., от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб., от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб.

Тем самым, осуществляя выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух Общество оказывало негативное воздействие на окружающую среду.

В силу статьи 16 части 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

В силу статьи 28 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», ст. 23 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании было установлено, что ООО "Ф" не производило расчеты за негативное воздействие на окружающую среду, что является нарушением требований федерального законодательства, предписывающего обязательность внесения данной платы.

Согласно справке за подписью директора ООО "Ф" К. от ДД.ММ.ГГГГ за негативное воздействие на окружающую среду начислена в ДД.ММ.ГГГГ. плата в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. оплачено <данные изъяты> руб., общая задолженность составляет <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., в том числе I квартал ДД.ММ.ГГГГ. - <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., II квартал ДД.ММ.ГГГГ. - <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., III квартал ДД.ММ.ГГГГ. - <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

Таким образом, суд считает, что размер платы ООО "Ф" за негативное воздействие на окружающую среду за I, II, III кварталы ДД.ММ.ГГГГ. в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. нашел свое подтверждение совокупностью исследованных по делу доказательств.

По мнению суда, не внося своевременную плату за негативное воздействие на окружающую среду, ответчик препятствовал реализации основополагающих принципов охраны окружающей среды: обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов. Эти принципы являются необходимыми условиями обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, и их несоблюдение является нарушением конституционных прав граждан в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Каких либо доказательств, опровергающих указанные установленные судом обстоятельства, ответчик в силу ст. 56 ГПК РФ не представил.

Таким образом, исковые требования прокурора г. Усть-Кута, обратившегося в суд в защиту интересов Российской Федерации, Иркутской области, Усть-Кутского муниципального образования.. . и защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению.

Доводы представителя ответчика ООО "Ф" К. о том, что данный иск не подведомствен суду общей юрисдикции, не состоятельны и основаны на неверном толковании норм процессуального права.

В соответствии со ст. 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Вместе с тем, в соответствии с действующим федеральным законодательством прокурор полномочиями по взысканию обязательных платежей и санкций в судебном порядке не наделен.

Суды в силу статей 27, 28 АПК РФ рассматривают дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских правоотношений, и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Одними из принципов законодательства об охране окружающей среды являются обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, а также платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде (ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Как следует из содержания заявления прокурора, основанием для обращения в суд в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, Иркутской области и Усть-Кутского муниципального образования послужило нарушение ООО «Ф» норм законодательства об охране окружающей среды, а именно: невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, а не нарушения при осуществлении им предпринимательской деятельности.

Таким образом, иск прокурора в порядке ст. 45 ГПК РФ заявлен в суд общей юрисдикции в соответствии со ст. 22 ГПК РФ обоснованно.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора города Усть-Кута в интересах Российской Федерации, Иркутской области, Усть-Кутского муниципального образования, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО "Ф" о о понуждении выполнить обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3 кварталы ДД.ММ.ГГГГ. в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. удовлетворить.

Обязать ООО "Ф" исполнить обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за I, II, III кварталы ДД.ММ.ГГГГ. в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. на счет <данные изъяты> по Иркутской области БИК в <данные изъяты> по Иркутской области г. Иркутска по коду классификации доходов бюджетов РФ по реквизитам получателя: ИНН КПП УФК по Иркутской области (<данные изъяты> по Иркутской области).

С решением в окончательной форме стороны могут ознакомиться в Усть-Кутском городском суде 05 марта 2012г.

    Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

     Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий                                       ПРИБЫТКОВА Н.А.