ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 марта 2012 года г. Усть-Кут Усть-Кутский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Корчевской Т.И., с участием прокурора Чугуновой С.В., представителя ответчика ЗАО «Усть-Кутский хлебокомбинат» Ткаченко Л.В.,, при секретаре Семеновой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-328/2012 по иску прокурора г. Усть-Кута в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО "Усть-Кутский хлебокомбинат" об обязывании провести аттестацию рабочих мест, У С Т А Н О В И Л: Прокурор г. Усть-Кута предъявил в суд иск в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО « Усть-Кутский хлебокомбинат» об обязывании провести аттестацию рабочих мест в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. В обоснование иска указано, что при проверке исполнения трудового законодательства ЗАО «Усть-Кутский хлебокомбинат» Государственной инспекцией труда в Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ответчиком допускается нарушение требований охраны труда в части отсутствия аттестации рабочих мест. ЗАО «Усть-Кутский хлебокомбинат» действует на основании устава. Среднесписочная численность работников ответчика составляет <данные изъяты> человек. Отсутствие аттестации рабочих мест впоследствии может лишить права работников, работающих на предприятии, уволенных, вновь принятых, на получение дополнительных льгот, связанных с работой с вредными и опасными условиями труда, в том числе на получение досрочной пенсии. Непроведение аттестации рабочих мест также ущемляет права и законные интересы неопределенного круга лиц- возможных работников данного предприятия. Отсутствие аттестации рабочих мест на данном предприятии противоречит интересам государства. Согласно ст. 2 Конституции РФ соблюдение прав и свобод человека является обязанностью государства. В соответствии со ст. 210 ТК РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников, являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда. Аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте, поскольку в результате текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте могут работать разные лица. Проведение аттестации призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать. Таким образом, в ЗАО «Усть-Кутский хлебокомбинат» не обеспечено право работников на безопасные, соответствующие нормам закона, условия труда. В судебном заседании прокурор Чугунова С.В. иск поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении. Представитель ответчика ЗАО «Усть-Кутский хлебокомбинат» генеральный директор Ткаченко Л.В., действующая на основании прав по должности, иск признала в полном объеме и пояснила, что аттестация рабочих мест не проведена в связи с реорганизацией производства, проводимой одновременно с производственной деятельностью. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Государственной инспекции труда в Иркутской области Герасименко В.К., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменном отзыве на иск исковые требования прокурора г. Усть-Кута в интересах неопределенного круга лиц поддержал. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу. Статьей 37 Конституции РФ гарантировано право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Как видно из акта от ДД.ММ.ГГГГ № о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, данная проверка проведена государственным инспектором труда Государственной инспекции труда по Иркутской области Герасименко В.К. В ходе проведения проверки установлено, что аттестация рабочих мест по условиям труда в ЗАО «Усть-Кутский хлебокомбинат» не проведена. Из штатного расписания ЗАО «Усть-Кутский хлебокомбинат» следует, что численность работающих на ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> единицы. Ответчик признал, что аттестация рабочих мест по условиям труда ЗАО «Усть-Кутский хлебокомбинат» не проведена до настоящего времени. В соответствии с частью 12 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Согласно статье 219 Трудового кодекса Российской Федерации каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, на получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов В соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. приказом Минздравсоцразвития от 24.04.2011 г. № 342н, аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Результаты аттестации используются в целях: разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда; установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях; контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; оценки профессионального риска; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты; подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда; подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников; расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания; рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников; санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда; обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников; приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов; обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей. Аттестации подлежат все рабочие места работодателя. Непроведение ответчиком аттестации рабочих мест по условиям труда нарушает права неопределенного круга лиц, работающих или тех, кому предстоит работа в ЗАО «Усть-Кутский хлебокомбинат» на безопасные условия труда, на информированность об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов и полагающихся компенсациях. При таких обстоятельствах признание иска ответчиком подлежит принятию, а иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц- удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора г. Усть-Кута в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО "Усть-Кутский хлебокомбинат" об обязывании провести аттестацию рабочих мест удовлетворить. Обязать ЗАО "Усть-Кутский хлебокомбинат" провести аттестацию рабочих мест в срок не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Усть-Кутский городской суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения, с которым лица, участвующие в деле, могут ознакомиться, начиная с 23 марта 2012 года. Председательствующий: Т.И. Корчевская