дело № 2-94/12



                                                      РЕШЕНИЕ

                                 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 февраля 2012 г.                                                                                           г. Усть-Кут

Усть-Кутский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Морозовой А.Р., при секретаре судебного заседания Лебедевой И.А., с участием истца Михайлова Н.Н., Медведевой Н.Г., Красновой Л.Л., Краснова Н.В., представителя ответчика Скромной А.Н.,, рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-94 по иску Сизова О.А., Поляковой А.А., Михайлова Н.Н., Медведевой Н.Г., Красновой Л.Л., Краснова Н.В. к обществу с ограниченной ответственности "З" о перерасчете коммунальных услуг,

                                                         УСТАНОВИЛ:

    Сизов О.А., Полякова А.А., Михайлов Н.Н., Медведева Н.Г., Краснова Л.Л., Краснов Н.В. обратились в суд с иском к обществу с ограниченной ответственности "З" о перерасчете коммунальных услуг.

В обоснование иска указали, что являются собственниками жилых помещений расположенных в пос. <адрес> Усть-Кутского района по адресу: Краснов Н.В. и Краснова Л.Л. по <адрес> Медведева Н.Г. по <адрес>, Михайлов Н.Н. по <адрес>, Полякова А.А. по <адрес>, Сизов О.А. по <адрес>.

На протяжении последних 3-х лет, которых истицы проживают на данной жилой площади, качество предоставляемых коммунальных услуг (горячее водоснабжение), с начала отопительного сезона не устраивает (т.е. коммунальные услуги по отоплению не предоставлялись 100 %). Температура воздуха в квартире зимой достигала всего лишь 12-17 градусов, что подтверждается многочисленными заявлениями директору ООО «"З" К. В квартире в осенний и зимний период времени не возможно было проживать. В связи, с чем они приняли решение установить в квартире автономную, независимую от общедомовой, систему отопления.

С письменного согласия (на подключение по ВЛ-0,4 кВ для нужд электрического отопления т.к. ООО УК "Э" обслуживает электросети в п. <адрес> директора ООО УК "Э" Медведевой Н.Г, в квартирах ими собственными силами были установлены автономная отопительная система, от центральной отопительной системы дома они отключились. После установки собственной отопительной системы были написаны заявления директору ООО "З" К., с просьбой не начислять коммунальные услуги (отопление), поскольку истцы отключились от центральной системы отопления, так как в квартире не возможно было проживать, а так же для того чтобы в дальнейшем начисление коммунальных услуг производились из количества затраченной электроэнергии на отопление квартиры. Однако, неоднократные устные и письменные просьбы были.

Из распечаток ООО ""З" видно, что у истцов имеется задолженность по оплате коммунальных услуг и содержанию жилого, в том числе и по оплате за горячее водоснабжение.

Ответчик пояснил, так как отключение от центральной отопительной системы и подключение системы автономного отопления является переустройством инженерных сетей и требует при этом соответствующего разрешения, что при отсутствии соответствующих документов с началом отопительного сезона ей будет произведено начисление по оплате за услугу "отопление". В силу части 1 статьи 25 Жилищного кодекса РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

В соответствии с требованиями части 1 статья 26 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Отключение от системы центрального отопления и подключение автономного отопления ими были произведены в целях повышения благоустройства. Перейти на автономную систему отопления были вынуждены, так как дом очень плохо отапливался. В квартире в осеннее - зимний период времени (т.е. с началом отопительного сезона), приходилось тепло одеваться, постоянно были включены электрообогреватели для того чтобы хоть как то согреться.

Проходящие через квартиры стояки заизолированы теплоизоляционным материалом. Права и интересы соседей установленная мной автономная система отопления не нарушает. При переустройстве инженерных сетей жилищные права и интересы других жильцов затронуты не были, на работе общей инженерной системы водяного отопления дома это так же не повлияло, поскольку, при установке автономного электроотопления были сняты лишь изношенные радиаторы, в замен их поставлены новые и вся система отопления закольцована, т.е. система инженерных сетей не нарушена. Таким образом, ни материальный, ни моральный, какой либо другой ущерб не причинен.

Согласно части 4 статьи 29 Жилищного кодекса РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью, что подтверждено заявлениями соседей.

Истцы просят обязать ответчика ООО "З" произвести перерасчет платы за коммунальные услуги (отопление): Медведева Н.Г. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., Сизов О.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., Полякова А.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., Михайлов Н.Н. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., Краснов Н.В. и Краснова Л.Г. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.

Медведева Н.Г., Михайлов Н.Н., Краснов Н.В. и Краснова Л.Г. в судебном заседании иск поддержали по мотивам, указанным в заявлении.

Сизов О.А., Полякова А.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть иск без их участия.

Представитель ответчика ООО "З" Скромная А.Н. исковые требования не признала, объяснив тем, что установка автономной отопительной системы является переустройством жилого помещения в соответствии со ст. 25 ЖК РФ. Для осуществления переустройства необходимо соблюсти порядок, детально регламентированный в п. 2 ст. 26 ЖК РФ, суть которого сводится в получении разрешения в органе местного самоуправления, то есть в администрации Звезднинского городского поселения, данный документ является основанием проведения переустройства жилого помещения. По окончании работ по переустройству жилого помещения (при условии, что они выполнялись по согласованию с органом местного самоуправления и на основании выданного им решения) результат работ должен быть сдан приемочной комиссии. Факт завершения указанных работ подтверждается актом приемочной комиссии. Форма документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства жилого помещения, утверждена Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2005 г. N 266. Указанный акт приемочной комиссии должен быть направлен органом местного самоуправления, осуществляющим согласование, в организацию (орган) по учету объектов недвижимого имущества для внесения изменения в техническую документацию БТИ.

Истцы в обход установленных законом правил осуществили самовольное переустройство жилого помещения.

В соответствии с пп. «в» п. 53 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307 потребителю запрещается самовольно присоединяться к внутридомовым инженерным системам или присоединяться к ним в обход коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы без внесения в установленном порядке изменений в техническую документацию на многоквартирный дом или жилой дом либо в технический паспорт жилого помещения.

Также проект переустройства должен соответствовать разрешению на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. Для этого необходимо произвести: а) расчет влияния отключения обогревающих элементов на систему отопления здания в целом, б) расчет остаточного теплопотребления от стояков системы отопления, в) оценку влияния отключения обогревающих элементов на теплогидравлический режим здания.

Во-вторых, даже если демонтаж обогревающих элементов будет признан технически возможным и соответствующий проект переустройства будет подготовлен и оформлен лицензированной организацией в установленном порядке, то необходима оценка возможных последствий его реализации.

Демонтаж обогревающих элементов не должен привести к нарушению прав граждан, пользующихся другими помещениями. Например, использование автономного теплоисточника позволяет произвольно регулировать, в том числе снижать, температуру внутреннего воздуха, что может ухудшить тепловой режим соседних помещений. Как правило, снижение температуры производится с целью снизить расходы на содержание неиспользуемого помещения (при отъезде или непроживании). Температурный режим всего здания в таком случае будет обеспечен за счет повышения теплопотребления соседними помещениями, что приведет к увеличению расходов их собственников.

Соседи, представившие согласие на подключение автономной системы отопления, не представляли, на момент установки, какие последствия может это повлечь в будущем.

Перечень коммунальных услуг, предоставляемых проживающим в многоквартирном доме гражданам, определяется степенью и уровнем благоустройства дома, а не волеизъявлением самих граждан. В случае, когда многоквартирный дом оборудован системой отопления по присоединенной сети, объектом теплоснабжения является именно многоквартирный дом, а не отдельные в нем помещения. Отопление дома, а следовательно предоставление соответствующей коммунальной услуги проживающим в нем гражданам, является обязательным условием содержания такого дома. Желание самостоятельно определять способ поддержания в жилом помещении нормативной температуры гражданин может реализовать в многоквартирном доме с иным уровнем благоустройства или индивидуальном жилом доме. Соответственно отключение от отопления не будет означать освобождение от обязанности оплачивать соответствующую коммунальную услугу в установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам порядке (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307).

В случаях, когда по техническим причинам ООО "З" не могло оказывать коммунальные услуги в полном объеме, производились снятия с платежей квартиросъемщиков и собственников жилых помещений пропорционально объему недопоставленных услуг. Издавался Приказ по предприятию, где устанавливался процент снятия. С ДД.ММ.ГГГГ. процент снятия устанавливается ТСЖ "Н" в Протоколе общего собрания и направляется в ООО "З" для начисления плач ежей за коммунальные услуги.

Произвести перерасчет за отопление за спорный период только за стояк отопительной системы, проходящий через квартиру, не представляется возможным, так как расчет начислений осуществляется по нормативам потребления тепловой энергии, в зависимости от площади жилого помещения на основании Постановления Главы Звезднинского МО №39 от 12.11.2009г. «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на территории р.п. Звездный», а также Постановления Администрации Усть-Кутского муниципального образования № 1392-п от 30.11.2010г. «Об установлении тарифа на тепловую энергию, вырабатываемую ООО "З"

В связи с невозможностью перерасчета платы за отопление, и так как платежи за отопление от населения являются основным источником доходов организации на содержание котельной в п. Звездный, возникнет необходимость исключения из обслуживаемого жилого фонда квартир, собственники которых самовольно отключились от системы центрального отопления, что повлечет за собой значительные убытки, так как сумма субсидии, получаемая из бюджета Иркутской области уже установлена на будущий год и увеличить ее не представляется возможным. Распределить сумму убытка на других квартиросъемщиков и собственников жилых помещений незаконно.

По предварительным подсчетам, при исключении из обслуживаемого жилого фонда 5 квартир общей площадью <данные изъяты> кв.м, сумма убытков составит <данные изъяты> руб., что является значительной потерей для бюджета ООО "З"

Ответчик просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица - администрации Усть-Кутского муниципального образования (администрация УКМО) Смирнова И.К., по доверенности, иск не поддержала, указав, что истцы, как собственники жилых помещений, в которых проживают, произвели переустройство систем отопления, с подключением автономной отопительной системы.

Порядок переустройства жилого помещения регулируется ст. 25-29 главы 4 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующих внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

В соответствии со статьей 26 ЖК РФ переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на оснований принятого им решения. Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого жилого помещения предоставляет:

- заявление о переустройстве по форме установленной Правительством Российской Федерации;

- правоустанавливающие документы на переустраиваемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

- подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства жилого помещения;

- технический паспорт переустраиваемого жилого помещения;

- согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);

- заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных в частью 2 статьи 26 ЖК РФ.

Из представленных документов видно, что истцы являются собственниками занимаемых ими жилых помещениях.

Жилищный фонд, расположенный на территории поселка Звездный на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ было передано в безвозмездное пользование Администрации Звездинского муниципального образования (городское поселение).

Жилищный фонд поселка Звездный был передан для осуществления полномочий возложенных на поселение в соответствии со статьей 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в том числе для организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В то же время, между администрацией Усть-Кутского муниципального образования и администрацией Звездинского муниципального образования 29 декабря 2011 года было заключено соглашение № 3/12 «О передаче осуществления части своих полномочий».

Так согласно пункта 1.7. соглашения, городским поселением переданы полномочия по согласованию переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, расположенных на территории Звездинского городского поселения.

Как видно, истцы не обращались в уполномоченный орган, осуществляющим согласование, с одновременным предоставлением пакета документов предусмотренных статьей 26 ЖК РФ, доказательств обратного истицей не представлено.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Жилищного кодекса РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представляющегося в. соответствии пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего кодекса.

Поскольку решение уполномоченного органа на проведение переустройства квартиры их собственником получено не было, полагаю, что произведенное переустройство явилось следствием самовольных действий истцов.

В соответствии со статьей 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

На основании статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Статьей 154 Жилищного кодека РФ определено, что структура платы за жилое помещение входит плата за коммунальные услуги, в том числе плата за отопление.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам».

Данные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных улуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные коммунальные услуги в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами.

Вышеуказанные Правила не предусматривают перерасчет платы за коммунальные услуги в связи с незаконным переустройством системы отопления в жилом помещении.

Кроме того, устройство индивидуального отопления связано с демонтажем и изменением внутридомовых систем тепло -, газо -, и водоснабжения многоквартирного жилого дома, то есть общего имущества, что требует волеизъявления на отказ от услуг отопления по присоединенной сети путем реконструкции сети теплоснабжения всего дома и тем самым согласия на переустройство, всех его жильцов на основании части 3 статьи 36 ЖК РФ.

Просит в удовлетворении требований отказать.

Представитель администрации Звезднинского городского поселения в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Истцы являются собственниками жилых помещений расположенных в пос. Звездный, Усть-Кутского района по адресу: Краснов Н.В. и Краснова Л.Л. по <адрес>, Медведева Н.Г. по <адрес>, Михайлов Н.Н. по <адрес>, Полякова А.А. по <адрес>, Сизов О.А. по <адрес>.

Поскольку, качество предоставляемых услуг не соответствовало, в частности горячее водоснабжение и отопление, в квартирах было холодно, ими в занимаемых жилых помещениях собственными силами установлены автономные системы отопления. Сизовым О.А. в ДД.ММ.ГГГГ г., Поляковой А.А. в ДД.ММ.ГГГГ г., Михайловым Н.Н. в ДД.ММ.ГГГГ г., Медведевой Н.Г. в ДД.ММ.ГГГГ г., Красновой Л.Л. и Красновым Н.В. в ДД.ММ.ГГГГ г.

Получая услугу по отоплению ненадлежащего качества, поэтому оплату не производили, направляли ответчику заявления о перерасчете платы за отопление. С момента замены системы отопления по настоящее время услуги по теплоснабжению они не получают, но счета-квитанции по оплате этой услуги им ООО "З" предъявляет. В их квартирах отсутствует система отопления, проходят только стояки этой системы.

Жилищный фонд, расположенный на территории поселка Звёздный на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ передан в безвозмездное пользование администрации Звездинского муниципального образования (городское поселение).

Жилищный фонд поселка Звёздный был передан для осуществления полномочий возложенных на поселение в соответствии со статьей 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в том числе для организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В то же время, между администрацией Усть-Кутского муниципального образования и администрацией Звёздинского муниципального образования 29 декабря 2011 года было заключено соглашение № 3/12 «О передаче осуществления части своих полномочий».

Так, согласно пункта 1.7 соглашения, городским поселением переданы полномочия по согласованию переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, расположенных на территории Звёздинского городского поселения.

Аналогичные соглашения с передачей полномочий по согласованию переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, расположенных на территории Звездинского городского поселения имелись и в 2010 г. № 3/10 от 01 января 2010 г. (п.1.5) и 2011 г. № 3/11 (п. 1.5).

Установлено, что истцы произвели отключение своих квартир в многоквартирном доме от существующей системы теплоснабжения с установкой альтернативного вида отопления, жилые помещения они обогревают с помощью электрообогревательных приборов.

В соответствии со ст. ст. 25, 26 ЖК РФ установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования являются переустройствами жилого помещения, которое проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо обязано представить в орган, осуществляющий согласование, предусмотренный законом пакет документов.

Жилищный кодекс РФ не содержит перечня требований законодательства, которые должны быть соблюдены при проведении переустройства жилого помещения, такие требования содержатся в подзаконных нормативных актах.

Согласно п. 53 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г., потребителю запрещается самовольно присоединяться к внутридомовым инженерным системам или присоединяться к ним в обход коллективных (общедомовых) или индивидуальных приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы без внесения в установленном порядке изменений в техническую документацию на многоквартирный дом или жилой дом либо в паспорт жилого помещения.

Отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой альтернативного вида отопления предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления.

Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года N 170, устанавливают, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускается (п. 1.7.2).

Проект переустройства должен соответствовать Строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, так как затрагивает общедомовые инженерные системы отопления.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истцами не были получены вышеназванные технические условия. А переоборудование системы отопления в отдельной квартире многоквартирного дома затрагивает общедомовые инженерные сети, что препятствует возможности замены одного вида отопления на другой.

В соответствии с п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Правительством РФ от ДД.ММ.ГГГГ, внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного в этих сетях, включается в состав общего имущества многоквартирного дома.

Согласно ч. 3 ст. 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

Такого согласия истцами не получено.

Таким образом, истцами произведено установление альтернативного вида отопления с нарушением требований вышеуказанных нормативных актов, поэтому, переоборудование системы отопления не может быть признано судом законным.

Учитывая, что установление альтернативного вида отопления произведено истцами самовольно, является незаконным, оснований для перерасчёта коммунальных услуг (отопления), в указанные истцами периоды, не имеется, иск удовлетворению не подлежит.

Не является основанием для перерасчёта коммунальных услуг и разрешение главы администрации пос. Звездный, выданное Поляковой А.А. ДД.ММ.ГГГГ об отключении её квартиры по <адрес> в пос. Звёздный, Усть-Кутского района и установке автономного отопления от электропитания, поскольку, в период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. жилой фонд пос. Звёздный находился в оперативном управлении МУ «Служба заказчика по ЖКХ» и глава администрации пос. Звёздный не вправе был давать согласование такого переустройства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                               РЕШИЛ:

Сизову О.А., Поляковой А.А., Михайлову Н.Н., Медведевой Н.Г., Красновой Л.Л., Краснову Н.В. в удовлетворении иска к обществу с ограниченной ответственности "З" о перерасчете коммунальных услуг, - отказать.

С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться в Усть-Кутском городском суде ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Кутский городской суд в течение месяца, исчисляя сДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий:                                                                          А.Р.Морозова.