о признании бездействия незаконным, об обязывании провести оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств



                           Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ     РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

              28 марта 2012 года                                                                                             г. Усть-Кут

Усть-Кутский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Корчевской Т.И., с участием прокурора Орловой О.С., представителей ответчика ОАО «Аэропорт Усть-Кут» Бузикова В.И., Тарасова Т.В., при секретаре Семеновой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-404/2012 по иску Осетровского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Аэропорт Усть-Кут" о признании незаконным бездействия, выразившегося в не проведении оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, обязывании провести оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств,

                                         У С Т А Н О В И Л:

                Осетровский транспортный прокурор предъявил иск к ОАО «Аэропорт Усть-Кут» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не проведении оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, обязывании провести оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

              В обоснование иска указано, что прокуратурой в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства о безопасности полетов в ОАО «Аэропорт Усть-Кут», в результате чего было установлено следующее. В нарушение требований ст. 5 Федерального закона № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» не проведена оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры ОАО «Аэропорт Усть-Кут» от актов незаконного вмешательства. Соответственно, не составлены планы обеспечения транспортной безопасности.

             В соответствии с п.5.7 Требований к обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровень безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утв. приказом Минтранса России от 08.02.2011 г. № 40, субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта и присвоенной категории объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта.

             Уведомление о включении ОАО «Аэропорт Усть-Кут» в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта и присвоенной ему третьей категории объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта ответчик получил 28 июля 2011 года.

             Таким образом, установлено, что в ОАО «Аэропорт Усть-Кут» не в полном объеме выполняются меры по обеспечению авиационной безопасности и создается угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, так как предприятие осуществляет перевозки пассажиров, почты, багажа и грузов.

              В судебном заседании прокурор Орлова О.С. иск поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении.

              Представитель ответчика ОАО «Аэропорт Усть-Кут» Бузиков В.И., действующий на основании доверенности, иск не признал и пояснил, что уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о включении ОАО «Аэропорт Усть-Кут» в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта и присвоении третьей категории объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта получено от Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) ДД.ММ.ГГГГ. Никаких процедур, указаний, порядка исполнения Требований по обеспечению транспортной безопасности данное уведомление не содержит.

               Только ДД.ММ.ГГГГ из Восточно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта поступила информация о сроках и аккредитованных организациях, проводящих оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта.

               Из телефонных переговоров с указанными в перечне аккредитованными организациями проводящими оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, ответчик узнал, что большинство организаций аккредитовались, чтобы занять нишу для работ на будущее и оценку уязвимости они не проводят. Организации, которые соглашались работать, устанавливали неприемлемые сроки исполнения, то есть через полгода или год. Транспортной безопасностью сейчас занимаются ОАО «РЖД», Росавиация, морской, речной, автомобильный транспорт, метрополитен. Заявку приняла единственная организация- ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», Хабаровский филиал, но с отсрочкой после исполнения работ по оценке уязвимости ОТИ ОАО «РЖД». Заявка подана ДД.ММ.ГГГГ, и только ДД.ММ.ГГГГ поступило согласие на заключение договора с данной организацией. Для заключения договора необходим большой пакет документов, постраничный перечень документов составляет <данные изъяты> листов.

             А потому ответчик считает, что задержка с проведением оценки уязвимости произошла не по вине ОАО «Аэропорт Усть-Кут», и обвинение прокурора в бездействии не объективно.

             В настоящее время идет подготовка всех материалов для заключения договора с ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» на проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта ОАО «Аэропорт Усть-Кут».

              Кроме того, во исполнение Федерального закона № 16 -ФЗ «О транспортной безопасности» не разработаны и не утверждены ни Правительством РФ, ни Росавиацией перечень объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, влияющих на обеспечение транспортной безопасности, типовой план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС, методика оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта. Законодательство по обеспечению безопасности в гражданской авиации несовершенно, содержит противоречия, в связи с чем ассоциация «Аэропорт», объединяющая более <данные изъяты> предприятий, обратилась к Председателю Правительства РФ с просьбой принять меры к устранению правовых пробелов и коллизий в законодательстве, регулирующем обеспечение безопасности воздушного транспорта.

            Представитель ответчика ОАО «Аэропорт Усть-Кут» Тарасов Т.В. иск не признал и дал аналогичные объяснения.

Выслушав объяснения прокурора, представителей ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к убеждению в том, что иск подлежит удовлетворению.

Согласно ст. 83 Воздушного кодекса Российской Федерации, авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.

Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

Незаконное вмешательство в деятельность в области авиации - противоправные действия (бездействие), угрожающие безопасной деятельности в области авиации, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавшие угрозу наступления таких последствий.

В соответствии со ст. 84 Воздушного кодекса Российской Федерации лица, осуществляющие прием, отправку или обслуживание воздушного судна, обязаны принимать меры по обеспечению авиационной безопасности.

Как установлено ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ, акт незаконного вмешательства - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий;

категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий;

          обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства;

объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование;

оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства;

субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

В силу п.2 ст. 2 Федерального закона «О транспортной безопасности» от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ, одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. (п.2 ст. 4 ФЗ «О транспортной безопасности).

В соответствии с п. 2 ст. 5 ФЗ «О транспортной безопасности» оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль (надзор) за их применением.

Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

           Согласно п.5.7 Требований к обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровень безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утв. приказом Минтранса России от 08.02.2011 г.     № 40 субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и/или ТС.

Судом установлено, что ответчик, являющийся субъектом транспортной инфраструктуры, допустил бездействие, выразившееся в непроведении оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и ТС, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Данное бездействие ответчика противоречит федеральному законодательству в сфере транспортной безопасности, то есть является незаконным.

           Как видно из Устава ОАО «Аэропорт Усть-Кут», основными видами деятельности ответчика являются выполнение работ и услуг по обслуживанию в аэропорту воздушных судов, пассажиров, багажа, обработка грузов, почты, регулирование воздушного движения в зоне аэродрома, заправка ГСМ и спецжидкостями, обеспечение авиационной безопасности, защита пассажиров от актов незаконного вмешательства и т.д.

          Из уведомления от ДД.ММ.ГГГГ о включении ОАО «Аэропорт Усть-Кут» в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта и присвоении третьей категории объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта следует, что ответчик получил данное уведомление Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) ДД.ММ.ГГГГ. С указанной даты начинает течь трехмесячный срок, установленный законодательством для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

           Факт непроведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и ТС ответчик не отрицает.

          Доводы представителей ответчика об отсутствии указаний Росавиации о проведении такой оценки в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ, поступлении ответчику информации о сроках проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и перечня аккредитованных организаций на проведение такой оценки ДД.ММ.ГГГГ, о несовершенстве федерального законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности не могут быть приняты во внимание, поскольку данные обстоятельства не являются юридически значимыми.

           Довод ответчика о выполнении подготовительных действий по заключению договора с аккредитованной организацией об оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств не опровергает факт непроведения ответчиком оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и ТС. Кроме того, как видно из письма генерального директора ОАО «Аэропорт Усть-Кут» в ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» о подготовке договора на оказание услуг по проведению оценки уязвимости и производстве работ по оценке уязвимости аэропорта, ответчик обратился в соответствующую аккредитованную организацию с предложением провести оценку только ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами трехмесячного срока с момента получения уведомления о включении ОТИ и ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и ТС.

           При таких обстоятельствах иск прокурора о признании незаконным бездействия открытого акционерного общества «Аэропорт Усть-Кут», выразившегося в не проведении оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, подлежит удовлетворению.

          Непроведением оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в ОАО «Аэропорт Усть-Кут» создается угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, пользующихся услугами ответчика, поскольку ответчиком не в полном объеме выполняются меры по обеспечению авиационной безопасности.

           В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты нарушенного права является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

          А потому требование прокурора об обязывании ответчика провести оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, заявленное в интересах неопределенного круга лиц, обоснованно и подлежит удовлетворению.

         На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

            

Р Е Ш И Л:

         Исковое заявление Осетровского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Аэропорт Усть-Кут" о признании незаконным бездействия, выразившегося в не проведении оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, обязывании провести оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств удовлетворить.

       Признать     незаконным бездействие ОАО "Аэропорт Усть-Кут" выразившееся в не проведении оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

       Обязать ОАО "Аэропорт Усть-Кут" провести оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

       Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Усть-Кутский городской суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения, с которым лица, участвующие в деле, могут ознакомиться, начиная с 03 апреля 2012 года.

Председательствующий:                                                         Т.И. Корчевская