гражданское дело по иску Чамовских Т.П.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 апреля 2012 года                                                                         город Усть-Кут

Усть-Кутский городской суд Иркутской области

в составе председательствующего судьи Быковой М.В.,

при секретаре Плюсниной А.А.,

с участием истицы Чамовских Т.П.,

представителя истицы Ильиных С.В.,

представителя ответчика Садыковой Е.П.,

представителей третьих лиц Шпильчак Р.И., Бородиной Н.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-286/12 по исковому заявлению Чамовских Т.П. к Администрации Усть-Кутского муниципального образования, Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области об обязывании предоставить пригодное для проживания жилое помещение вне очереди, как сироте

У С Т А Н О В И Л:

Чамовских Т.П. обратилась с исковым заявлением к Администрации Усть-Кутского муниципального образования (городское поселение) об обязывании предоставить пригодное для проживания жилое помещение вне очереди, как сироте. В обоснование заявленных требований истица указала, что Чамовских (Шумилова) Т.П., ДД.ММ.ГГГГ., является дочерью Ш. (умер ДД.ММ.ГГГГ) и И. (умерла ДД.ММ.ГГГГ).

С момента смерти П. и до ДД.ММ.ГГГГ мать истицы И. являлась получателем пенсии по случаю потери кормильца на Шумилову (после заключения брака Чамовских) Т.П. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ получателем указанной пенсии являлась истица.

ДД.ММ.ГГГГ в результате пожара огнем уничтожена квартира <адрес> в <адрес>, истица и ее мать лишились жилого помещения вследствие пожара.

С момента смерти матери истица Чамовских Т.П. осталась без попечения родителей, будучи несовершеннолетней. После смерти матери истица обратилась в Администрацию Усть-Кутского муниципального образования (далее УКМО), которая выполняла функции органа опеки и попечительства, однако, действий по охране ее здоровья, интересов, жилищных прав, предпринято не было. Истица жила в подвалах, без средств к существованию. В силу своего несовершеннолетия истица не имела возможности самостоятельно защищать свои права в компетентных органах, органы местного самоуправления не предприняли никаких действий, не поставили истицу на учет, как лицо, оставшееся без попечения родителей, не позаботились о месте проживания несовершеннолетнего ребенка.

На первичном учете детей, оставшихся без попечения родителей, в органах опеки и попечительства истица Чамовских (Шумилова) Т.П. не состояла. После достижения совершеннолетия истица обратилась в Администрацию УКМО за разрешением своего жилищного вопроса, однако, ей было отказано в постановке на учет в качестве сироты для получения жилого помещения вне очереди. Постановлением главы МО «город Усть-Кут» от ДД.ММ.ГГГГ истица была поставлена в очередь в единый список на получения жилья с ДД.ММ.ГГГГ.

Несмотря на то, что истице ДД.ММ.ГГГГ исполнилось 23 года, она не утратила право на дополнительные социальные гарантии, предусмотренные федеральным законодательством, поскольку до достижения этого возраста истица заявила о защите своих прав на внеочередное предоставление жилья.

Просила суд обязать Администрацию УКМО (городское поселение) предоставить Чамовских Т.П. пригодное для проживания, площадью 33 кв.м. жилое помещение вне очереди, как сироте.

В судебном заседании истица Чамовских Т.П. изменила заявленные требования, просила суд обязать Администрацию УКМО предоставить Чамовских Т.П. пригодное для проживания, площадью 33 кв.м. жилое помещение вне очереди, как сироте.

Определением суда в качестве ответчиков по рассматриваемому гражданскому делу привлечены Администрация Усть-Кутского муниципального образования, Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, также определением суда в качестве третьего лица привлечена Администрация УКМО (городское поселение).

В судебном заседании истица Чамовских Т.П., ее представитель Ильиных С.В., действующий на основании доверенности, поддержали заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации УКМО Садыкова Е.П., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала в полном объеме, просила в их удовлетворении отказать. Суду пояснила, что в соответствии с ч. 3 ст. 4 Закона Иркутской области от 22 июня 2010 года № 50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по их заявлению, поданному в уполномоченный орган. Истица Чамовских Т.П. не обращалась в Администрацию УКМО с подобным заявлением. Администрация УКМО не нарушала прав истицы на обеспечение жилым помещением, также истицей не предоставлено документов, необходимых для установления права на предоставление жилого помещения на условиях социального найма в соответствии с законом Иркутской области №50-оз.

На момент обращения в суд истица достигла возраста полных 23 лет, не состоит в списке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. На момент обращения в суд истица утратила статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, соответственно, утратила право на обеспечение дополнительными гарантиями по социальной поддержке в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ.

Также представитель ответчика Садыкова Е.П. заявила о пропуске срока исковой давности. Истица достигла совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, с этого момента она знала, что ее права нарушены. Истица пропустила срок для обращения в суд с подобным исковым заявлением.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области не присутствовал, письменным заявлением просил дело рассмотреть в отсутствие представителя, заявленные требования не признал в полном объеме, просил в их удовлетворении отказать. В письменных возражениях указал, что законодатель четко определил такое условие как предельный возраст детей-сирот для подачи заявлений, который составляет 23 года. В случае обращения детей-сирот по достижению ими возраста 23 года, они не подлежат постановке на учет детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях. Усть-Кутское муниципальное образование наделено областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, имеющих право на дополнительные гарантии по социальной поддержке жилыми помещениями по договорам социального найма.

В судебном заседании представитель третьего лица Администрации УКМО (городское поселение) Шпильчак Р.И., действующий на основании доверенности, суду пояснил, что заявленные требования истицы необоснованны, просил в удовлетворении отказать.

В судебном заседании представитель третьего лица органа опеки и попечительства Бородина Н.Я., действующая на основании доверенности, просила удовлетворить заявленные требования.

Выслушав пояснения сторон, их представителей, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в соответствии с требованиями ст. 59, 60, 67 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь всех собранных по делу доказательств в их совокупности, суд считает, что исковые требования Чамовских Т.П. об обязывании предоставить пригодное для проживания жилое помещение вне очереди, как сироте, обоснованны и подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 17 Конституции в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В силу ст. 18 Конституции права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст. 40 Конституции каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

На основании ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с положениями закона: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;дополнительные гарантии по социальной поддержке - законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при получении ими профессионального образования по очной форме обучения.

Статьей 5 закона определено, что предусмотренные законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 8 закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти (статья 12).

Местное самоуправление согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130, часть 1), оно гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья 133), его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132).

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Такой порядок является обязательным во всех случаях. Соответственно, частью 4 статьи 49 ЖК РФ закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Из приведенных законоположений следует, что обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Дополнительные гарантии прав на жилое помещение и вопросы их реализации в Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Законом Иркутской области от 22 июня 2010 года №50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области».

В соответствии со ст. 3 областного закона учет детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма по Закону, осуществляется в соответствии с законом области, определяющим порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно ст. 4 закона детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, однократно предоставляются жилые помещения по договорам социального найма. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В иных случаях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по достижении ими восемнадцати лет либо приобретении ими в установленном порядке полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по их заявлению, поданному в уполномоченный орган. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений уполномоченного органа.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма либо об отказе в его предоставлении принимается уполномоченным органом не позднее чем через 25 дней со дня подачи заявления и документов.

Отказ в предоставлении жилого помещения по договору социального найма может быть обжалован в вышестоящий в порядке подчиненности исполнительный орган государственной власти Иркутской области и (или) в судебном порядке. Уведомления о предоставлении жилого помещения по договору социального найма либо об отказе в его предоставлении с указанием причин отказа направляются детям-сиротам не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия соответствующих решений. Решение уполномоченного органа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием для заключения договора социального найма жилого помещения в срок, установленный данным решением.

Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по месту их учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в границах соответствующего населенного пункта. С согласия детей-сирот им могут быть предоставлены по договорам социального найма в соответствии с Законом жилые помещения в границах района, в который входит соответствующий населенный пункт.

Жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам общей площадью 33 квадратных метра.

С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома размер общей площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Законом, может быть увеличен (уменьшен) не более чем на 5 квадратных метров.

В случае отсутствия возможности предоставить жилое помещение общей площадью, указанной в абзаце первом настоящей статьи, жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено детям-сиротам общей площадью более 33 квадратных метров при условии, что его стоимость не превышает стоимости жилого помещения общей площадью 33 квадратных метра, рассчитанной исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной главой муниципального образования Иркутской области (городского округа или муниципального района), на территории которого предоставляются детям-сиротам жилые помещения, на 1 июня года, предшествующего текущему финансовому году, но не выше средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Иркутской области, определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации.

Жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно соответствовать санитарным и техническим правилам и нормам, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Порядок организации работы по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с Законом определяется уполномоченным органом.

В силу ст. 5 указанного закона финансирование расходов, связанных с реализацией Закона, производится за счет средств областного бюджета, предусмотренных законом области об областном бюджете, в порядке, установленном бюджетным законодательством.

Законом Иркутской области от 29 июня 2010 года №52-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» органы местного самоуправления, в частности, Усть-Кутское муниципальное образование, наделены областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, жилыми помещениями по договорам социального найма на территории соответствующих муниципальных образований Иркутской области.

В силу ст. 6 Закона Иркутской области от 29 июня 2010 года №52-ОЗ финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета. Указанные субвенции расходуются в порядке, установленном Правительством Иркутской области.

Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе области об областном бюджете на очередной финансовый год и передаются органам местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством.

Постановлением Правительства Иркутской области от 26 августа 201 года №210-пп в целях реализации Закона Иркутской области от 22 июня 2010 года № 50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области», Закона Иркутской области от 29 июня 2010 года № 52-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области», министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области при осуществлении органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области областных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма.

На основании анализа вышеперечисленных норм законодательства Российской Федерации и Иркутской области судом сделан вывод, что надлежащим ответчиком по рассматриваемому исковому заявлению является Администрация Усть-Кутского муниципального образования.

Судом установлено, что Шумилова Т.П. родилась ДД.ММ.ГГГГ, родители Ш., И., что подтверждается Свидетельством о рождении II-СТ . Ш. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Свидетельством о смерти II-СТ , И. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Свидетельством о смерти II-СТ . Ч. и Шумилова Т.П. ДД.ММ.ГГГГ заключили брак, после заключения брака ей присвоена фамилия Чамовских, что подтверждается Свидетельством о заключении брака I-СТ .

Согласно справки Управления ПФР от 22 ноября 2011 года с ДД.ММ.ГГГГ - даты смерти Ш. по ДД.ММ.ГГГГ получателем пенсии по случаю потери кормильца на Шумилову Т.П. являлась И. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ получателем указанной пенсии являлась Шумилова Т.П. Данных о смерти И. в архивном пенсионном деле не обнаружено. Обращений о назначении пенсии по случаю потери кормильца И. не зарегистрировано.

Как следует из справки Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Усть-Кутскому району от 20 декабря 2011 года Чамовских Т.П. на первичном учете детей, оставшихся без попечения родителей, в органах опеки и попечительства Усть-Кутского района не состояла.

Таким образом, судом установлено, что истица Чамовских (Шумилова) Т.П. относится к лицам из числа детей-сирот, т.к. у нее до достижения 18 лет умерли оба родителя.

Согласно редакции положений ст. 34 ГК РФ, действующей в момент получения истицей статуса ребенка-сироты, органами опеки и попечительства являлись органы местного самоуправления. Полномочия органов местного самоуправления в области социальной защиты населения, в том числе решение вопросов опеки и попечительства, также определялись взаимосвязанными положениями Закона Российской Федерации от 6 июля 1991 года №1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» и Федерального закона от 28 августа 1995 года №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1). Из названных положений во взаимосвязи со статьей 2 Конституции Российской Федерации, провозглашающей человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства, и статьей 18, закрепляющей, что права человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, вытекает, что забота о благополучии и развитии детей, включая нуждающихся в опеке и попечительстве, защита их прав и интересов - обязанность не только органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, но и органов местного самоуправления как наиболее приближенных к населению.

Судом установлено, что органами опеки и попечительства УКМО не предприняты меры к защите прав и законных интересов ребенка - сироты Чамовских (Шумиловой) Т.П. На первичном учете детей, оставшихся без попечения родителей, в органах опеки и попечительства Усть-Кутского района истица не состояла, законный представитель (попечитель) ей не был назначен, жилищные права истицы также не были защищены.

Как следует из справки Управления ФМС по Иркутской области от 17 июня 2010 года Шумилова Т.П. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании справки ГУ МЧС РФ отдела государственного пожарного надзора по муниципальному образованию Усть-Кутского района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в результате пожара, происшедшего ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, огнем действительно уничтожена квартира .

Постановлением главы муниципального образования «город Усть-Кут» от ДД.ММ.ГГГГ -п истица Чамовских Т.П. поставлена на очередь в Единый список на получение жилья с ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

На многочисленные обращения в различные органы по вопросу внеочередного предоставления жилья (Администрацию УКМО, Администрацию УКМО (городское поселение) истица Чамовских Т.П. получила отрицательные ответы.

Допрошенный в качестве свидетеля В. суду показал, что является мужем истицы Чамовских Т.П. Свидетель участвовал в разговоре истицы в Администрации УКМО (городское поселение) чтобы ее поставили на льготную очередь (как ребенка - сироту). Истице предложили жилое помещение не пригодное для проживания.

Не доверять показаниям свидетеля у суда не имеется оснований, его показания не противоречивы, согласуются с другими исследованными судом доказательствами.

Также судом установлено, что истица Чамовских Т.П. поставлена на учет в качестве нуждающегося ДД.ММ.ГГГГ до достижения ею возраста 23 лет (ДД.ММ.ГГГГ), следовательно, ею не утрачены права на дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение.

Суд отклоняет доводы представителя ответчика Администрации УКМО о том, что истица не обращалась по вопросу предоставления жилого помещения. Исследованными материалами дела установлено, что истица Чамовских Т.П. пыталась защитить свои жилищные права путем обращения в различные органы, включая обращение к ответчику.

Также суд отклоняет доводы представителя ответчика о пропуске срока исковой давности. Судом установлено, что истица Чамовских Т.П. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, право на дополнительные гарантии по социальной поддержке которым сохраняются с 18 до 23 лет. Истица обратилась в суд с исковым заявлением 31 января 2012 года, до истечения трехлетнего срока исковой давности.

Удовлетворяя заявленные требования истицы об обязывании предоставить жилое пригодное для проживания жилое помещение, общей площадью 33 кв.м. вне очереди, как сироте, судом также установлено, что в соответствии с нормами Закона Иркутской области от 22 июня 2010 года №50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области», жилое помещение должно быть предоставлено в границах соответствующего населенного пункта (г. Усть-Кут), а также соответствовать санитарным и техническим правилам и нормам, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

В удовлетворении требований Чамовских Т.П. к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области об обязывании предоставить пригодное для проживания жилое помещение вне очереди, как сироте надлежит отказать, как заявленных ненадлежащему ответчику.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 209 ГПК РФ, суд

       

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Чамовских Т.П. к Администрации Усть-Кутского муниципального образования об обязывании предоставить пригодное для проживания жилое помещение вне очереди, как сироте удовлетворить.

Обязать Администрацию Усть-Кутского муниципального образования предоставить Чамовских Т.П. пригодное для проживания жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м. вне очереди, как сироте.

В удовлетворении исковых требований Чамовских Т.П. к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области об обязывании предоставить пригодное для проживания жилое помещение вне очереди, как сироте - отказать.

С решением в окончательной форме стороны могут ознакомиться в Усть-Кутском городском суде 02 мая 2012 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Усть-Кутский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, начиная с 03 мая 2012 года.

Судья                                                                                                        Быкова М.В.