Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«03» апреля 2012 г. г. Усть-Кут
Усть-Кутский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Морозовой А.Р., при секретаре Таюрской Л.Н., с участием помощника прокурора Чугуновой С.В., представителя заинтересованного лица Антипиной И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-488/2012 по заявлению прокурора г. Усть-Кута в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия Администрации Подымахинского сельского поселения незаконным и понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Усть-Кута в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействие Администрации Подымахинского сельского поселения, выразившееся в неисполнении обязанности, предусмотренной ч. 1 ст. 10 ФЗ от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», об обязывании исполнить обязанность, предусмотренную ч. 1 ст. 10 ФЗ от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» обеспечению доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления Подымахинского сельского поселения в сети «Интеренет».
В обоснование своего заявления прокурор указал, что в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры Российской Федерации возложен надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, органами местного самоуправления.
В рамках осуществления указанного надзора прокуратурой города проведена проверка исполнения муниципальными образованиями законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления.
В ходе проверки установлено следующее.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах: 1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; 2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами; 3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» одним из основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В статье 1 ФЗ от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ содержатся понятия информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, официального сайта государственного органа или органа местного самоуправления. Так, информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - это информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности. Официальный сайт государственного органа или органа местного самоуправления - сайт в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», содержащий информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления.
Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» устанавливает, что государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
В соответствии с п. 5 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствие с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.
По результатам проверки установлено, что администрацией Подымахинского сельского поселения, являющейся органом местного самоуправления, официального сайта в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» не имеет. На официальном сайте Усть-Кутского муниципального района размещаются только проекты административных регламентов предоставления муниципальных услуг. Иная информация о деятельности органов местного самоуправления Подымахинского сельского поселения не размещалась и не размещается.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальньным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениям регламентами, приказами).
Таким образом, имеет место бездействие Администрации Подымахинского сельского поселения, выразившееся в неисполнении требований действующего федерального законодательства, а именно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ на территории государства действуют федеральные законы и другие нормативные акты, которые должны неуклонно исполняться органами местного самоуправления, должностными лицами, всеми гражданами.
Неисполнение органами местного самоуправления требований Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» нарушает Конституцию Российской Федерации, интересы проживающих на территории муниципального образования граждан в сфере точного и единообразного исполнения законов на территории муниципального образования, нарушены права неопределенного круга лиц-пользователей на доступ к указанной информации.
Согласно ст. 78 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» действия и бездействия органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке.
Согласно п. 13 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В судебном заседании помощник прокурора г. Усть-Кута Чугунова С.В. заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель заинтересованного лица Администрации Подымахинского сельского поселения - Антипина И.И. действующая на основании доверенности заявленные требования признала, признание заявленных требований выразила в письменном заявлении приобщенного к материалам дела.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ (далее ФЗ № 8-ФЗ) основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления являются открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.
Частью 1 ст. 10 ФЗ № 8-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальный сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта РФ, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
Статьей 13 ФЗ № 8-ФЗ предусмотрен перечень необходимой информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет.
Согласно ч. ч. 7, 8 ст. 14 ФЗ № 8-ФЗ, перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления. При утверждении перечней информации о деятельности органов местного самоуправления определяются периодичность размещения информации в сети Интернет, сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.
Исходя из того, что Администрацией Подымахинского сельского поселения не принято должных мер для исполнения Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 г., что подтверждается материалами дела, пояснениями представителя заинтересованного лица; нормативные правовые акты, регламентирующие перечни информации для опубликования в сети Интернет не разработаны и не утверждены, а лишь находятся в стадии разработки, официальный сайт органа местного самоуправления не создан; на официальном сайте Администрации Подымахинского сельского поселения информация о деятельности отсутствует, заявленные требования признаются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 254, 257, 258 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора г. Усть-Кута удовлетворить.
Признать незаконным бездействия Администрации Подымахинскго сельского поселения, выразившееся в неисполнении обязанности, предусмотренной ч. 1 ст. 10 ФЗ от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Обязать Администрации Подымахинскго сельского поселения исполнить обязанность, предусмотренную ч. 1 ст. 10 ФЗ от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» обеспечению доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления Подымахинского сельского поселения в сети «Интеренет».
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции через Усть-Кутский городской суд в течение месяца дней со дня вынесения решения.
Судья: А.Р. Морозова