гражданское дело по иску Митрофановой З.Г.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 июня 2012 года                                                                         город Усть-Кут

Усть-Кутский городской суд Иркутской области

в составе председательствующего судьи Быковой М.В.,

при секретаре Плюсниной А.А.,

с участием представителя ответчика Бубновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 - 730/12 по исковому заявлению Митрофановой З.Г., действующей в интересах опекаемых А., Р, к УПФ о признании права на дополнительные меры государственной поддержки, обязывании выдать сертификат на материнский (семейный) капитал несовершеннолетним детям

УСТАНОВИЛ:

Митрофанова З.Г., действующая в интересах опекаемых А и Р, обратилась в суд с исковым заявлением к УПФ о признании права на дополнительные меры государственной поддержки, обязывании выдать сертификат на материнский (семейный) капитал несовершеннолетним детям. В обоснование заявленных требований Митрофанова З.Г. указала, что 12 сентября 2011 года она обратилась в территориальный орган ПФР с заявлениями о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. 12 октября 2011 года Управлением ПФР вынесены уведомления об отказе в выдаче сертификата. При рассмотрении заявления и документов А.,Р. была проведена проверка достоверности представленных заявителями сведений. Управлением ПФР установлено, что на момент рождения Р. ДД.ММ.ГГГГ, у ее матери Д. отсутствовало право на дополнительные меры государственной поддержки, поскольку в 2007 году она была лишена родительских прав в отношении первого ребенка.

Истица не согласна с отказами в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал по следующим основаниям. В отношении А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Д. являлась единственным родителем, т.к. в графе отец стоит прочерк, отец Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., З. умер в 2010 году. Считает, что правом на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал обладают А и Р в равных долях. Уведомлениями Управления ПФР об отказе в выдаче А и Р государственного сертификата нарушены их права, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Просит суд признать права на дополнительные меры государственной поддержки у А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., и Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в соответствии с Федеральным законом №256-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», обязать УПФ выдать сертификат на материнский (семейный) капитал несовершеннолетним детям А.иР..

В судебном заседании истица Митрофанова З.Г. не присутствовала, письменным заявлением просила дело рассмотреть в ее отсутствие, заявленные требования поддерживает в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Бубнова Е.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала в полном объеме, просила в их удовлетворении отказать. Суду пояснила, что на момент рождения Р. у матери детей Д. отсутствовало право на дополнительные меры государственной поддержки, поскольку в 2007 году она была лишена родительских прав в отношении первого ребенка, который не может учитываться при определении права на дополнительные меры государственной поддержки, в результате чего основания для возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки у детей в равных долях отсутствуют.

Выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив все представленные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст.ст. 59, 60 и 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что требования Митрофановой З.Г., действующей в интересах опекаемых А и Р, к УПФ о признании права на дополнительные меры государственной поддержки, обязывании выдать сертификат на материнский (семейный) капитал несовершеннолетним детям не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 3 Федерального закона №256-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года; женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.

При возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.

Право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей.

В случаях, если отец (усыновитель) ребенка, у которого в соответствии с частью 3 настоящей статьи возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности, либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, их право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательном учреждении любого типа и вида независимо от его организационно-правовой формы (за исключением образовательного учреждения дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях), указанного в части 4 настоящей статьи, в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи.

Право на дополнительные меры государственной поддержки, возникшее у ребенка (детей в равных долях) по основаниям, предусмотренным частями 4 и 5 настоящей статьи, прекращается в случае его смерти или объявления его умершим.

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 статьи 7 настоящего Федерального закона.

В силу ст. 5 указанного закона лица, указанные в частях 1, 3 - 5 статьи 3 Федерального закона №256-ФЗ, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 3 Федерального закона, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат) в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке).

Документы (копии документов, сведения), необходимые для вынесения решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении таких органов либо организаций и лицо, получившее сертификат, не представило указанные документы самостоятельно. Соответствующие органы и организации обязаны рассмотреть межведомственные запросы Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов и направить ответ в срок, не превышающий пяти календарных дней со дня их поступления в такие органы и организации.

Форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата (его дубликата) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок с даты приема заявления о выдаче сертификата.

При рассмотрении заявления о выдаче сертификата территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, и в случае необходимости запрашивать дополнительные сведения в соответствующих органах, в том числе сведения о фактах лишения родительских прав, об отмене усыновления, о совершении в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также иные сведения, необходимые для формирования и ведения регистра. Указанные запросы территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации подлежат рассмотрению соответствующими органами в четырнадцатидневный срок с даты их поступления.

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через пять дней с даты вынесения соответствующего решения направляет лицу, подавшему заявление о выдаче сертификата, уведомление об удовлетворении либо отказе в удовлетворении его заявления.

Основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются: отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с указанным Федеральным законом; прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 Федерального закона; представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки; прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.

В случае отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата в соответствующем уведомлении излагаются основания, в соответствии с которыми территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации было принято такое решение. Решение об отказе в удовлетворении заявления о выдаче сертификата может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в установленном порядке в суд.

Лица, подавшие заявление о выдаче сертификата, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность сведений, содержащихся в представляемых ими документах.

Лица, у которых возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, предусмотренным частями 3 - 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители вправе обратиться с заявлением о выдаче сертификата в порядке, установленном настоящей статьей.

По достижении ребенком (детьми) совершеннолетия либо по приобретении им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия законные представители обязаны передать сертификат ребенку (детям).

Из правового смысла положений Закона № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (преамбулы, ст.ст. 2, 3, 4, ч. 3 ст. 7, ч. 4 ст. 10, ч. 3 ст. 11) следует, что закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь, целью указанного закона является стимулирование рождения в семье второго и последующих детей и оказание в этом случае дополнительных мер государственной поддержки семьям, имеющих детей, направленные на улучшение жилищных условий, получение образования, а также повышение уровня пенсионного обеспечения.

Судом установлено, что А. родилась ДД.ММ.ГГГГ, родители: мать-Д., в графе отец прочерк, что подтверждается свидетельством о рождении I-СТ от ДД.ММ.ГГГГ, заочным решением суда от ДД.ММ.ГГГГ Д. лишена родительских прав в отношении А., с Д. взысканы алименты на содержание ребенка. Постановлением Администрации УКМО от ДД.ММ.ГГГГ -п над несовершеннолетней А. учреждена опека, опекуном назначена Митрофанова З.Г.. Согласно договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью от ДД.ММ.ГГГГ приемный родитель Митрофанова З.Г. приняла на воспитание в приемную семью несовершеннолетнюю А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., материальное обеспечение приемной семьи осуществляется Управлением министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес> в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством. Распоряжением Управления министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ру-оп Митрофанова З.Г. назначена опекуном, исполняющим свои обязанности возмездно, над несовершеннолетней А.

Р. родилась ДД.ММ.ГГГГ, родители: мать-Д., отец - З., что подтверждается свидетельством о рождении II-СТ от 15 января 2009 года, З. умер 19 февраля 2010 года, что подтверждается Свидетельством о смерти II-СТ от 26 февраля 2010 года, заочным решением суда от 28 июня 2011 года Д. лишена родительских прав в отношении Р., с Д. взысканы алименты на содержание ребенка. Согласно договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью от ДД.ММ.ГГГГ приемный родитель Митрофанова З.Г. приняла на воспитание в приемную семью несовершеннолетнюю Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., материальное обеспечение приемной семьи осуществляется Управлением министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес> в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством. Распоряжением Управления министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ру-оп Митрофанова З.Г. назначена опекуном, исполняющим свои обязанности возмездно, над несовершеннолетней Р..

Прекращение права женщин на дополнительные меры государственной поддержки законодатель связал с наступлением определенных событий, в том числе, лишение родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершение в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности.

Таким образом, судом установлено, что мать несовершеннолетних А и Р Д. не приобрела право на дополнительные меры государственной поддержки в связи с рождением второго ребенка по причине лишения ее родительских прав в отношении первого ребенка до рождения ею второго ребенка. Следовательно, право детей на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с положениями Федерального закона №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» не возникло.

12 сентября 2011 года заявитель Митрофанова З.Г. направила в Управление ПФР заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. 12 октября 2011 года (в установленный законом месячный срок) Управлением ПФР в адрес несовершеннолетних А и Р вынесены Уведомления , об отказе в выдаче сертификата. Нарушений в этой части судом не установлено.

Оценивая представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд считает, что исковые требования Митрофановой З.Г., действующей в интересах опекаемых А и Р , к УПФ о признании права на дополнительные меры государственной поддержки, обязывании выдать сертификат на материнский (семейный) капитал несовершеннолетним детям не подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 209 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления Митрофановой З.Г., действующей в интересах опекаемых А и Р, к УПФ о признании права на дополнительные меры государственной поддержки, обязывании выдать сертификат на материнский (семейный) капитал несовершеннолетним детям - отказать.

С решением в окончательной форме стороны могут ознакомиться в Усть-Кутском городском суде 28 июня 2012 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Усть-Кутский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, начиная с 29 июня 2012 года.

Судья                                                                                               М.В. Быкова