гражданское дело по иску прокурора



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 июня 2012 года                                                                         город Усть-Кут

Усть-Кутский городской суд Иркутской области

в составе председательствующего судьи Быковой М.В.,

при секретаре Плюсниной А.А.,

с участием представителя ответчика Фищенко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-699/12 по исковому заявлению Казачинско-Ленского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к федеральному казенному учреждению «Объединение исправительных колоний №5 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» о признании незаконным бездействия, выразившегося в неполучении лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов - котельной жилой зоны, котельных №1, 2 промышленной зоны, обязывании получить лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов - котельной жилой зоны, котельных №1, 2 промышленной зоны

У С Т А Н О В И Л:

Казачинско-Ленский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился с указанным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к федеральному казенному учреждению «Объединение исправительных колоний №5 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области». В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ФКУ ОИК-5 ОУХД ГУФСИН России по Иркутской области (далее ОИК-5) была проведена проверка соблюдения законодательства о промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов в части эксплуатации котельных установок.

В ходе проведения проверки установлено, что администрацией ОИК-5 длительное время эксплуатируются котельные установки: на территории промышленной жилой зоны - паровой котел <данные изъяты> (введен в эксплуатацию в 1988 году), на территории промышленной зоны - 2 водогрейных котла <данные изъяты> (введены в эксплуатацию в 1977 году), паровой котел <данные изъяты> (введен в эксплуатацию в 1986 году), паровой котел <данные изъяты> (введен в эксплуатацию в 1997 году).

Паровой котел <данные изъяты>, расположен в котельной жилой зоны и круглогодично используется для подачи пара в банно-прачечный комбинат ИК-20. 2 водогрейных котла <данные изъяты> расположены в большой котельной промышленной зоны и используются в зимнее время года для отопления жилой зоны и объектов промышленной зоны. Паровой котел <данные изъяты>, расположен в большой котельной промышленной зоны и используется в зимнее время для подачи пара на объекты промышленной зоны (сушильные камеры, бассейн), подогрев воды через паровой бойлер в трассу жилой зоны.Паровой котел <данные изъяты>, расположен в малой котельной промышленной зоны и используется в летнее время для подачи пара на объекты промышленной зоны (сушильные камеры).

Котельная жилой зоны 14 июля 2000 года зарегистрирована в государственном реестре опасных производственных объектов. Согласно карты учета в котельной используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 °С.

Котельная № 1 промышленной зоны 01 августа 2000 года зарегистрирована в государственном реестре опасных производственных объектов. Согласно карты учета в котельной используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 °С.

Котельная № 2 промышленной зоны 01 августа 2000 года зарегистрирована в государственном реестре опасных производственных объектов. Согласно карты учета в котельной используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 °С.

Проведенная прокуратурой проверка показала, что в ОИК-5 лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов - котельной жилой зоны, котельных №№ 1,2 промышленной зоны отсутствует.

Таким образом, администрацией ОИК-5 не выполняется возложенная на нее законом обязанность по лицензированию эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов - котельной жилой зоны, котельных №№ 1,2 промышленной зоны, допускается бездействие, чем нарушается право неопределенного круга лиц на обеспечение промышленной безопасности опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий, гарантированное ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

В соответствии со ст. 150 ГК РФ, жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

ОИК-5 является учреждением с массовым пребыванием неопределенного круга лиц (сотрудников учреждения и осужденных, количество которых постоянно меняется). В связи с этим, исковое заявление подано в интересах неопределенного круга лиц, так как определить точный круг лиц, чьи права и интересы нарушаются, и привлечь их в процесс в качестве истцов не представляется возможным.

Просит суд признать незаконным бездействие администрации ОИК-5 по неполучению лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов - котельной жилой зоны, котельных №№ 1,2 промышленной зоны; обязать администрацию ОИК-5 получить лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов - котельной жилой зоны, котельных №№ 1, 2 промышленной зоны.

В судебном заседании прокурор не присутствовал, письменным заявлением просил исковое заявление рассмотреть в отсутствие прокурора по причине удаленности, заявленные требования поддерживает в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика Фищенко А.А., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала в полном объеме, просила в удовлетворении искового заявления прокурору отказать. Суду пояснила, что лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов ответчик ОИК-5 действительно не имеет. В настоящее время начата работа по получению указанной лицензии.

Выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточную и взаимную связь доказательств в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 56, 59, 60, 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 2 указанного закона опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При этом требования к регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре, в том числе к идентификации опасных производственных объектов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населений и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Согласно п.2 указанного Приложения № 1 к категории опасных производственных объектов, относятся объекты, на которых используются, оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 °С.

Согласно п. 12 Требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07 апреля 2011 года №168, котельные, использующие оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 °С являются опасными производственными объектами теплоэнергетики.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде.

В соответствии с п. 12 части первой ст. 12 указанного закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию подлежит эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов.

Согласно п. 2 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2012 года № 454, лицензируемый вид деятельности включает в себя выполнение работ на взрывопожароопасных производственных объектах по перечню согласно приложения. В соответствии с п.7 приложения к указанному Положению, в перечень выполняемых работ входит использование (эксплуатация) оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 °С.

В соответствии с п. 1.6. Устава ОИК-5, учреждение по своей организационно-правовой форме является федеральным казенным учреждением и имеет статус исправительного учреждения.

В соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.

Судом установлено, что прокурором Казачинско-Ленского района, государственным инспектором Братского межрайонного отдела энергетического надзора Прибайкальского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в присутствии главного энергетика ОИК-5 проведена проверка соблюдения требований законодательства о промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов в части эксплуатации котельных установок.

В ходе проведения проверки установлено, что администрацией ОИК-5 длительное время эксплуатируются котельные установки: на территории промышленной жилой зоны - паровой котел <данные изъяты> (введен в эксплуатацию в 1988 году), на территории промышленной зоны - 2 водогрейных котла <данные изъяты> (введены в эксплуатацию в 1977 году), паровой котел <данные изъяты> (введен в эксплуатацию в 1986 году), паровой котел <данные изъяты> (введен в эксплуатацию в 1997 году). Актом проверки сделан вывод, что при эксплуатации опасных производственных объектов в ОИК-5 нарушаются требования Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Такое положение означает, что опасные производственные объекты работают в режиме «инцидента».

Также в результате проверки установлено, что ОИК-5 не имеет лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов котельных установок.

Кустовая инспекция технического надзора ГУФСИН по Иркутской области неоднократно составляла акты-предписания по результатам проверки соблюдений требований Правил и других нормативных документов при эксплуатации котлов - 18 января 2011 года, 22 марта 2011 года, 21 октября 2011 года, 20 декабря 2011 года. Эксплуатация котлов <данные изъяты> (истек нормативный срок службы), <данные изъяты>, <данные изъяты> - запрещена. Водогрейные котлы <данные изъяты> к эксплуатации разрешены.     

Котельная жилой зоны 11 сентября 2000 года зарегистрирована в государственном реестре опасных производственных объектов. Согласно карты учета в котельной используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 °С.

Котельная № 1 промышленной зоны 01 августа 2000 года зарегистрирована в государственном реестре опасных производственных объектов. Согласно карты учета в котельной используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 °С.

Котельная № 2 промышленной зоны 01 августа 2000 года зарегистрирована в государственном реестре опасных производственных объектов. Согласно карты учета в котельной используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 °С.

Котлы <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> - 2 шт. застрахованы по полису страхования гражданской ответственности при эксплуатации опасных производственных объектов.

Таким образом, судом установлено, что ответчиком ОИК-5 не выполняется возложенная на нее законом обязанность по лицензированию эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов - котельной жилой зоны, котельных №№ 1,2 промышленной зоны, допускается бездействие, чем нарушается право неопределенного круга лиц на обеспечение промышленной безопасности опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий, гарантированное ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 209 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Казачинско-Ленского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к федеральному казенному учреждению «Объединение исправительных колоний №5 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» о признании незаконным бездействия, выразившегося в неполучении лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов - котельной жилой зоны, котельных №1, 2 промышленной зоны, обязывании получить лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов - котельной жилой зоны, котельных №1, 2 промышленной зоны удовлетворить.

Признать незаконным бездействие федерального казенного учреждения «Объединение исправительных колоний №5 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области», выразившееся в неполучении лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов - котельной жилой зоны, котельных №1, 2 промышленной зоны.

Обязать федеральное казенное учреждение «Объединение исправительных колоний №5 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» получить лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов - котельной жилой зоны, котельных №1, 2 промышленной зоны.

С решением в окончательной форме стороны могут ознакомиться в Усть-Кутском городском суде 11 июня 2012 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Усть-Кутский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, начиная с 12 июня 2012 года.

Судья                                                                                                        Быкова М.В.