гражданское дело



З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 июля 2012 года                                                                         город Усть-Кут

Усть-Кутский городской суд Иркутской области

в составе председательствующего судьи Быковой М.В.,

при секретаре Плюсниной А.А.,

с участием прокурора Олисовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-742/12 по исковому заявлению прокурора г. Усть-Кута в интересах государства и неопределенного круга лиц к ООО МПТО «Р.» о признании незаконным бездействия по непредоставлению сведений об изменении юридического адреса в регистрирующий орган, обязывании предоставить в МИФНС России №13 по Иркутской области документы для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, касающиеся изменений юридического адреса

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Усть-Кута обратился с исковым заявлением в интересах государства и неопределенного круга лиц к ООО МПТО «Р.» о признании незаконным бездействия по непредоставлению сведений об изменении юридического адреса в регистрирующий орган, обязывании предоставить в МИФНС России №13 по Иркутской области документы для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, касающиеся изменений юридического адреса. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой г. Усть-Кута проведена проверка по исполнению законодательства о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в ходе которой выявлены нарушения, допущенные ООО МПТО «Р.». При проведении проверки установлено, что ООО МПТО «Р.» зарегистрировано в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ по юридическому адресу: <адрес>, генеральный директор общества К.

В ходе проверки установлено, что здание по адресу: <адрес> принадлежит ООО «О.», что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права. Согласно справки, выданной ООО «О.», договор аренды помещения с ООО МПТО «Р.» не заключался, помещение по указанному адресу названному обществу в пользование не передавалось. ООО МПТО «Р.» по адресу: <адрес> никогда не находилось и не находится.

Таким образом, в ходе проверки установлено, что в 2010-2011 годах ООО МПТО «Р.» по месту регистрации по юридическому адресу: <адрес> фактически не находилось, договор аренды помещений с собственником помещений на заключало, арендную плату не платило. Фактически ООО МПТО «Р.» находится по адресу: <адрес>.

Исполнительным органом ООО МПТО «Р.» порядок при изменении юридического адреса не соблюден, установленные действующим законодательством документы в государственный регистрирующий орган МИФНС России №13 по Иркутской области не предоставлялись. Невнесение исполнительным органом ответчика сведений в ЕГРЮЛ об изменении юридического адреса в течение трех дней с момента его изменения является нарушением требований Федерального закона РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

При подтверждении факта недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) организации налоговыми органами проводятся мероприятия, связанные с привлечением должностного лица указанной организации к административной ответственности. Указанные меры налоговыми органами к ООО МПТО «Р.» не принимались. Непринятие мер ответственности контролирующими органами не могут быть основаниями к отказу в рассмотрении искового заявления прокурора, поскольку федеральным законодательством не предусмотрен обязательный досудебный порядок рассмотрения спора.

Прокурор просит суд признать бездействие ООО МПТО «Р.» по не предоставлению сведений об изменении юридического адреса в регистрирующий орган незаконным, обязать ООО МПТО «Р.» представить в МИФНС России №13 по Иркутской области документы для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, касающиеся изменений юридического адреса ООО МПТО «Р.».

В судебном заседании прокурор Олисова А.В. поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ООО МПТО «Р.» не присутствовал, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки суду не предоставил, в связи с чем судом вынесено определение о рассмотрении дела в порядке заочного производства.

В судебном заседании представитель третьего лица МИФНС России №13 по Иркутской области Клещевский В.И., действующий на основании доверенности, не присутствовал, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Ранее в письменном отзыве на исковое заявление указал, что ООО МПТО «Р.» ДД.ММ.ГГГГ было подано заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице в части изменения юридического адреса предприятия. МИФНС России №13 по Иркутской области принято решение об отказе ООО МПТО «Р.» в государственной регистрации указанных изменений в связи с несоответствием заявления требованиям подп. «а» п.1 ст. 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц. Иных сведений ООО МПТО «Р.» в регистрирующий орган не представил, решение об отказе не было обжаловано.

Выслушав прокурора, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в соответствии с требованиями ст. 59, 60, 67 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь всех собранных по делу доказательств в их совокупности, суд считает, что исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Согласно Положению о Федеральной налоговой службе, утвержденному постановлением Правительства от 30 сентября 2004 года № 506, Федеральная налоговая служба (ФНС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

В соответствии с п. 2 ст. 17 закона № 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, заявление по форме № Р13001 «Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица»;

- решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

- изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

- документ об уплате государственной пошлины.

Регистрирующий орган не вправе требовать предоставления других документов, не установленных указанным выше Законом, а также на него не возложена обязанность по проверке достоверности представленных на регистрацию документов (ст.9).

Как следует из материалов дела, ООО МПТО «Р.» зарегистрировано под ОГРН в МИФНС №13 по Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ по юридическому адресу: <адрес>, что подтверждается Выписками из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, предоставив гарантийное письмо ООО «О.» о предоставлении помещения в аренду под офис с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно устава ООО МПТО «Р.» является юридическим лицом, место нахождения общества: <адрес>. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом - генеральным директором.

Согласно письма ООО «О.» договор аренды на помещение с ООО МПТО «Р.» не заключался, помещение в пользование указанному юридическому лицу не предоставлялось.

Право собственности ООО «О.» на помещение, расположенное по адресу: <адрес>, подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проверки прокуратуры г. Усть-Кута от 06 апреля 2012 года установлено, что договор аренды помещения с ООО МПТО «Р.» не заключался, помещение по указанному адресу названному обществу в пользование не передавалось. ООО МПТО «Р.» по адресу: <адрес> никогда не находилось и не находится.

В адрес прокурора г. Усть-Кута поступили обращения прокурора Богучанского района Красноярского края для проведения проверки обращения работников ООО МПТО «Р.» о нарушении трудового законодательства с заявлениями работников указанного предприятия с приложенными доказательствами исполнения трудовых функций.

МИФНС России №18 по Красноярскому краю составила протокол осмотра территорий, помещений, документов, предметов от ДД.ММ.ГГГГ и установила, что исполнительный орган ответчика ООО МПТО «Р.» находится по адресу: <адрес>, 4 км восточнее <адрес>.

Судом установлено, что исполнительный орган ответчика, на основании полномочий в соответствии с протоколом , обращался с заявлением в МИФНС России №13 по Иркутской области по вопросу внесения изменений в сведения об юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно решения МИФНС России №13 по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ ООО МПТО «Р.» отказано в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в связи с несоответствием заявления требованиям подп. «а» п.1 ст. 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц.

В соответствии с п. 2 ст. 8 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Согласно п. п. 2, 3 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Согласно пп. «в» п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц содержится адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

При этом в силу п. 5 ст. 5 указанного Закона юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения указанных сведений обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.

Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах. Согласно ст. ст. 52, 89 ГК РФ учредительными документами общества с ограниченной ответственностью являются учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. Если общество учреждается одним лицом, его учредительным документом является устав.

Внесение или невнесение изменений в учредительные документы - это право юридического лица, государственная регистрация юридических лиц носит заявительный характер. Законодательством не предусмотрена возможность понуждения юридического лица подать заявление, уплатить госпошлину, представить документы на регистрацию в судебном порядке.

Закон дает определение места нахождения юридического лица и устанавливает порядок постановки на учет в налоговом органе. Однако императивно обязанность внесения изменений в учредительные документы и совершения других действий, являющихся предметом настоящего спора, для юридического лица не установлена.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в рамках полномочий, предоставленных Налоговым кодексом РФ, ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», имеют право принимать меры реагирования в случае выявления нарушений законодательства юридическими лицами.

Так, согласно п. 2 ст. 25 Закона о государственной регистрации регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

На основании пункта 1 статьи 25 того же Закона непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 14.25 КоАП РФ непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц.

Оценивая представленные суду доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора г. Усть-Кута в интересах государства и неопределенного круга лиц к ООО МПТО «Р.» не подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-237 ГПК РФ, суд

         

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований прокурора г. Усть-Кута в интересах государства и неопределенного круга лиц к ООО МПТО «Р.» о признании незаконным бездействия по непредоставлению сведений об изменении юридического адреса в регистрирующий орган, обязывании предоставить в МИФНС России №13 по Иркутской области документы для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, касающиеся изменений юридического адреса - отказать.

С решением в окончательной форме стороны могут ознакомиться в Усть-Кутском городском суде 07 июля 2012 года.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                                                                                                        Быкова М.В.