гражданское дело по иску Давыдовой А.В.



                                                      Р Е Ш Е Н И Е

                    И М Е Н Е М      Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

« 17 » июля 2012 года                                                       г.Усть-Кут

Усть-Кутский городской суд Иркутской области в составе

председательствующего судьи Горянинской Л.А,

при секретаре Томшине Г.В.,

с участием представителя ответчика Моргун Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-832/12 по иску Давыдовой А.В. к Администрации УКМО ( городского поселения) о признании права собственности,

                                                  У С Т А Н О В И Л :

        В обоснование исковых требований истица указала, что она является собственником 1/2 доли домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ. Собственником другой 1/2 доли, являлась Г., на основании договора купли-продажи, от ДД.ММ.ГГГГ, что следует из справки муниципального предприятия «Усть-Кутское бюро технической инвентаризации». ДД.ММ.ГГГГ Г. умерла.

После ее смерти, на протяжении 16 лет, она открыто владеет, пользуется жилым домом, как своим собственным в полном объеме. На протяжении всего времени открыто, добросовестно и непрерывно владеет имуществом. Никто из наследников Г. не предъявил своих прав на имущество. Данные обстоятельства указывают на то, что после открытия наследства, наследники, имеющие право на наследование, от наследства отказались, никто из иных лиц, действий по истребованию имущества не предпринимал.

Исходя из ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет установленный процессуальным законодательство РФ, суд. Одним из способов защиты гражданских прав, является признание права судом.

Согласно ч. 3 ст. 218 ГК право собственности на имущество, не имеющее собственника, либо когда собственник от него отказался, либо неизвестен, или на которое он утратил право собственности может быть приобретено другим лицом на основании Гражданского кодекса РФ. Так в соответствии со ст. 234 ГК РФ, лицо - гражданин или юридическое лицо не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество.

Поскольку она открыто и добросовестно владеет имуществом более 15 лет, то просит признать за ней право собственности на 1\2 часть жилого дома, расположенного по адресу : <адрес> в порядке приобретательной давности.

В судебное заседание Давыдова А.В. не явилась, о дате судебного заседания извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика по доверенности Моргун Е.В. в судебном заседании исковое требование не признала, считает, что срок приобретательной давности не истек.

Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу и оценив их в совокупности, суд приходит к убеждению, что исковое требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

           В соответствии со ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года « О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:

давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;

давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;

давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 ГК РФ);

владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).

В силу пункта 4 статьи 234 ГК РФ течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 ГК РФ, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.

      В материалах дела имеется договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что Давыдова А.В. приобрела у Ч. одну вторую долю домовладения, расположенного по адресу : <адрес>.

      Из справки МП «Усть-Кутское БТИ» УКМО следует, что 1/2 доля домовладения, расположенного по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Г. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ р.

     Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти 11-СТ .

         Как следует из объяснений истца, давность владения истца жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> началось с 04 сентября 1998 года, т.е 13 лет назад.

           Из совокупности исследованных судом доказательств следует, что истец действительно в течение 13 лет открыто, непрерывно и добросовестно пользуется недвижимым имуществом как своим собственным. Однако, закон однозначно определил срок давностного владения, после которого давностно владеющее лицо приобретает право собственности на это имущество, - пятнадцать лет. Причем течение срока приобретательной давности в данном случае начинается не ранее истечения срока исковой давности по требованиям в порядке ст. ст. 301 и 305 ГК РФ, который установлен в три года.

         При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истец Давыдова А.В. не приобрела право собственности на недвижимое имущество в виде 1\2 доли на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, поскольку не истек срок давностного владения, следовательно, в удовлетворении иска следует отказать.

         На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

                                                               Р Е Ш И Л :

          Отказать в удовлетворении искового заявления Давыдовой А.В. к Администрации УКМО ( городское поселение) о признании права собственности на 1\2 долю жилого дома, расположенного по адресу : <адрес> в порядке приобретательской давности.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом.

Председательствующий:                                                       Л.А. Горянинская