Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30 августа 2012 года г. Усть-Кут Усть-Кутский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Корчевской Т.И., при секретаре Борисовой С.В., с участием прокурора Чугуновой С.В., истца Чигонашиной А.Н., представителя ответчика Администрации Усть-Кутского муниципального образования Смирновой И.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-992/2012 по иску прокурора г. Усть-Кута в интересах Чигонашиной А.Н. к Администрации Усть-Кутского муниципального образования о признании права на предоставление жилого помещения, обязывании предоставить жилое помещение по договору социального найма, У С Т А Н О В И Л : Прокурор города Усть-Кута обратился с исковым заявлением в интересах Чигонашиной А.Н. к Администрации Усть-Кутского муниципального образования об обязывании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма. В обоснование иска прокурор указал, что Чигонашина А.Н., ДД.ММ.ГГГГ обратилась в прокуратуру г. Усть-Кута с заявлением о защите жилищных и социальных прав в обеспечение гарантий, предусмотренных законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В ходе рассмотрения обращения Чигонашиной А.Н. установлено, что она является лицом из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеет право на получение дополнительных гарантий по социальной поддержке на жилое помещение. Мать Чигонашиной А.Н. Чигонашина А.А. лишена родительских прав решением Усть-Кутского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отец Чигонашин Н.К. умер ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ Чигонашина А.Н. была поставлена на учет, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях при администрации муниципального образования «город Усть-Кут», закрепленного жилья не имеет. После окончания ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Чигонашина А.Н. в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 57 Жилищного кодекса РФ обратилась в уполномоченный орган УКМО по предоставлению жилого помещения по договору социального найма детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, представив все необходимые, предусмотренные ч. 4 Закона Иркутской области № 50 -ФЗ документы. ДД.ММ.ГГГГ Решением заседании комиссии по рассмотрению документов, предоставляемых в соответствии с Законом Иркутской области от 22.06.2010 года № 50 -ОЗ администрации Усть-Кутского муниципального образования рекомендовано принять решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма Чигонашиной А.Н., что подтверждается протоколом от ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени с Чигонашиной А.Н. не заключен договор социального найма, жилье ей не предоставлено, право истца на получение жилья по договору социального найма как лица, относящегося к категории детей - сирот, не реализовано. С учетом того, что истцом до настоящего времени не реализовано его право на жилье, соответствующее требованиям закона, предусматривающего государственные гарантии для лиц, отнесенных к числу детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, восстановление этого права возможно путем обязывания ответчика предоставить истцу надлежащее жилое помещение. Прокурор просит суд признать право Чигонашиной А.Н. на внеочередное предоставление жилого помещения, соответствующего требованиям ст. 4 Закона Иркутской области от 22 июня 2010 года №50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области», обязать администрацию Усть-Кутского муниципального образования предоставить вне очереди Чигонашиной А.Н. жилое помещение по договору социального найма в обеспечение гарантий предусмотренных ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159- ФЗ, соответствующее требованиям ст. 4 Закона Иркутской области № 50-ОЗ от 22.06.2010 года «О дополнительных гарантиях прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечении родителей, на жилое помещение в Иркутской области», расположенное в границах г. Усть-Кут Иркутской области. В судебном заседании прокурор Чугунова С.В., истец Чигонашина А.Н. поддержали заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика Администрации Усть-Кутского муниципального образования Смирнова И.К., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала в полном объеме, просила в их удовлетворении отказать, суду пояснила, что право Чигонашиной А.Н. не нарушено. Согласно заявлению о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, Чигонашина А.Н. была поставлена в очередь на получение жилого помещения. При рассмотрении представленных документов установлено, что Чигонашина А.Н. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, состоит на льготной очереди на получение жилой площади с ДД.ММ.ГГГГ. Протоколом заседания комиссии по рассмотрению документов, представляемых в соответствии с законом Иркутской области от 22.06.2010 г. № 50-оз, Администрации УКМО было рекомендовано ДД.ММ.ГГГГ принять решение о предоставлении Чигонашиной А.Н. жилого помещения по договору социального найма. О принятом решении Чигонашина А.Н. уведомлена ДД.ММ.ГГГГ. Администрация УКМО не может предоставить истцу вне очереди жилое помещение по договору социального найма по причине отсутствия жилья в городе. Чигонашиной А.Н. будет предоставлено жилье с момента поступления в муниципальную собственность Усть-Кутского муниципального образования достаточного количества жилых помещений, приобретенных в рамках реализации Закона Иркутской области от 29.06.2010 года № 52-оз. Кроме того, Администрация УКМО не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку финансирование расходов, связанных с реализацией Закона Иркутской области от 22.06.2010 г. № 50-оз за счет средств областного бюджета, предусмотренных законом области об областном бюджете, в порядке, установленном бюджетным законодательством. Надлежащим ответчиком будет являться Иркутская область в лице министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, которое в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 26.08.2010 г. № 210 пп определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области при осуществлении органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области областных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма. Прокурор не вправе обратиться с подобным иском в интересах Чигонашиной А.Н., поскольку истец является совершеннолетним гражданином, способным самостоятельно осуществлять свои права и обязанности. Учитывая, что прокурор не представил доказательств, что Чигонашина А.Н. по возрасту, материальному положению, статусу социально не защищенной категории лиц лично не может защищать свои интересы в суде, иск заявлен неправомерно. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Яковлев Д.А., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменном отзыве на исковое заявление указано на отсутствие возражений относительно исковых требований. Выслушав объяснения прокурора, лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в соответствии с требованиями ст. 59, 60, 67 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь всех собранных по делу доказательств в их совокупности, суд считает, что исковые требования прокурора города Усть-Кута в интересах Чигонашиной А.Н. обоснованны и подлежат удовлетворению. Согласно ст. 17 Конституции в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В силу ст. 18 Конституции права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В соответствии со ст. 40 Конституции каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. На основании ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4). Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с положениями Федерального закона №159-ФЗ дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;дополнительные гарантии по социальной поддержке - законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при получении ими профессионального образования по очной форме обучения. Статьей 5 Федерального закона определено, что предусмотренные законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно ст. 8 Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства. Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется, местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти (статья 12). Местное самоуправление согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130, часть 1), оно гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья 133), его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132). Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73). Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях. Соответственно, частью 4 статьи 49 ЖК РФ закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Из приведенных законоположений следует, что обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Дополнительные гарантии прав на жилое помещение и вопросы их реализации в Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Законом Иркутской области от 22 июня 2010 года №50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области». В соответствии со ст. 3 Закона Иркутской области от 22.06.2010 г. № 50-оз, учет детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма по Закону, осуществляется в соответствии с законом области, определяющим порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Согласно ст. 4 Закона Иркутской области от 22.06.2010 г. № 50-оз детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, однократно предоставляются жилые помещения по договорам социального найма. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В иных случаях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по достижении ими восемнадцати лет либо приобретении ими в установленном порядке полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по их заявлению, поданному в уполномоченный орган. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений уполномоченного органа. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма либо об отказе в его предоставлении принимается уполномоченным органом не позднее чем через 25 дней со дня подачи заявления и документов. Решение уполномоченного органа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием для заключения договора социального найма жилого помещения в срок, установленный данным решением. Порядок организации работы по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с Законом определяется уполномоченным органом. В силу ст. 5 указанного закона финансирование расходов, связанных с реализацией Закона, производится за счет средств областного бюджета, предусмотренных законом области об областном бюджете, в порядке, установленном бюджетным законодательством. Законом Иркутской области от 29 июня 2010 года №52-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» органы местного самоуправления, в частности, Усть-Кутское муниципальное образование, наделены областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, жилыми помещениями по договорам социального найма на территории соответствующих муниципальных образований Иркутской области. В силу ст. 6 Закона Иркутской области от 29 июня 2010 года №52-ОЗ финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета. Указанные субвенции расходуются в порядке, установленном Правительством Иркутской области. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе области об областном бюджете на очередной финансовый год и передаются органам местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством. Из анализа вышеперечисленных норм законодательства Российской Федерации и Иркутской области следует, что исковые требования обоснованно предъявлены к Администрации Усть-Кутского муниципального образования, наделенной Законом Иркутской области областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. А ссылка представителя истца о том, что по иску надлежащим ответчиком должно выступать министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, основана на неправильном толковании действующего законодательства. Из материалов дела следует, что Чигонашина А.Н. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и закрепленной жилплощади не имеет, что подтверждается сведениями о рождении Чигонашиной ДД.ММ.ГГГГ, заочным решением суда от ДД.ММ.ГГГГ о лишении родительских прав матери истца Чигонашиной А.А., свидетельством о смерти ДД.ММ.ГГГГ отца истца Чигонашина Н.К., справкой управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Усть-Кутскому району от ДД.ММ.ГГГГ №. Чигонашина А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ состоит в льготной очереди для внеочередного получения жилого помещения в УКМО, что подтверждается постановлением главы муниципального образования «город Усть-Кут» от 30.03.2012 года № 253-п, утвердившим льготный список на 2012 год по внеочередному предоставлению жилых помещении детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с внесенными изменениями и дополнениями, согласно которому Чигонашина А.Н. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении при администрации муниципального образования «город Усть-Кут», номер очереди <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к мэру УКМО с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, представив все необходимые документы. ДД.ММ.ГГГГ решением комиссии по рассмотрению документов, предоставляемых в соответствии с Законом Иркутской области от 22.06.2010 года № 50 -оз, Администрации Усть-Кутского муниципального образования рекомендовано принять решение о предоставлении Чигонашиной А.Н. жилого помещения по договору социального найма, что подтверждается протоколом от ДД.ММ.ГГГГ. Уведомлением о предоставлении жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № Чигонашина А.Н. уведомлена о принятом решении о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В уведомлении также указано, что договор социального найма жилого помещения с истцом будет заключен с учетом очередности, установленной журналом регистрации заявлений детей-сирот, обратившихся с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. До настоящего времени договор социального найма с истцом Чигонашиной А.Н. не заключен, жилье не предоставлено, что не оспаривает ответчик. А потому суд приходит к выводу о том, что право истца на получение жилья по договору социального найма как лица, относящегося к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовано. При таких обстоятельствах истец Чигонашина А.Н. имеет право на обеспечение гарантий, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на получение жилого помещения, соответствующего требованиям ст.4 Закона Иркутской области от 22 июня 2010 года №50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение в Иркутской области». Поскольку Положения ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения. Кроме того, разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств, жилых помещений в распоряжении у ответчика. Довод представителя ответчика об отсутствии у прокурора оснований для предъявления иска в интересах Чигонашиной А.Н. опровергается положениями ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, согласно которым прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Прокурором же заявлен иск в интересах гражданина, основанием которого послужило обращение 18 июня 2012 года Чигонашиной А.Н. о защите нарушенных социальных прав в сфере социальной защиты и обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищном фонде. В соответствии со ст. 4 Закона Иркутской области от 22 июня 2010 года № 50-оз жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по месту их учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в границах соответствующего населенного пункта. С согласия детей-сирот им могут быть предоставлены по договорам социального найма в соответствии с Законом жилые помещения в границах района, в который входит соответствующий населенный пункт. Жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам общей площадью 33 квадратных метра. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома размер общей площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Законом, может быть увеличен (уменьшен) не более чем на 5 квадратных метров. В случае отсутствия возможности предоставить жилое помещение общей площадью, указанной в абзаце первом настоящей статьи, жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено детям-сиротам общей площадью более 33 квадратных метров при условии, что его стоимость не превышает стоимости жилого помещения общей площадью 33 квадратных метра, рассчитанной исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной главой муниципального образования Иркутской области (городского округа или муниципального района), на территории которого предоставляются детям-сиротам жилые помещения, на 1 июня года, предшествующего текущему финансовому году, но не выше средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Иркутской области, определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации. Жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно соответствовать санитарным и техническим правилам и нормам, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта. Таким образом, исковое заявление прокурора города Усть-Кута в интересах Чигонашиной А.Н. подлежит удовлетворению в полном объеме. Н С учетом установленных обстоятельств, на Администрацию УКМО необходимо возложить обязанность предоставить истцу вне очереди жилое помещение по договору социального найма в границах города Усть-Кут Иркутской области, общей площадью 33 квадратных метра ( с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома размер общей площади предоставляемого жилого помещения может быть увеличен (уменьшен) не более чем на 5 квадратных метров), соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенное применительно к условиям г. Усть-Кут Иркутской области. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора г. Усть-Кута в интересах Чигонашиной А.Н. к Администрации Усть-Кутского муниципального образования о признании права на предоставление жилого помещения, обязывании предоставить жилое помещение по договору социального найма удовлетворить. Признать за Чигонашиной А.Н. право на внеочередное предоставление жилого помещения, соответствующего требованиям ст. 4 Закона Иркутской области от 22 июня 2010 года №50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области». Обязать Администрацию Усть-Кутского муниципального образования предоставить вне очереди Чигонашиной Александре Ивановне в обеспечение гарантий, предусмотренных статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, жилое помещение по договору социального найма в границах города Усть-Кут Иркутской области, общей площадью 33 квадратных метра ( с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома размер общей площади предоставляемого жилого помещения может быть увеличен (уменьшен) не более чем на 5 квадратных метров), соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенное применительно к условиям г. Усть-Кут Иркутской области. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Усть-Кутский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, с которым стороны могут ознакомиться, начиная с 06 сентября 2012 года. Председательствующий: Т.И. Корчевская