об оспаривании бездействия



2-343/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ с. Усть-Кокса

Усть-Коксинский районный суд Республики ФИО1 в составе:

председательствующего Булатовой Н.П.

при секретаре Фирсовой О.А.

с участием прокурора Ляпиной Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Усть-Коксинского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Усть-Коксинский район», ЦБ МО «Усть-Коксинский район» об оспаривании бездействия администрации МО «Усть-Коксинский район, ЦБ МО «Усть-Коксинский район» и понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологическом благополучия населения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Усть-Коксинского района Республики Алтай обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Усть-Коксинский район», ЦБ МО «Усть-Коксинский район» об оспаривании бездействия администрации МО «Усть-Коксинский район, ЦБ МО «Усть-Коксинский район» и понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологическом благополучия населения, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Усть-Коксинского района во исполнение задания Генеральной прокуратуры РФ от 29.12.2010 г. № 73/3-66-2010 проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего вопросы технического и санитарного состояния зданий в которых расположены медицинские учреждения, а также проверка законности расходования бюджетных средств, выделяемых на их содержание, строительство и ремонт. По результатам проверки выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности ЦБ МО «Усть-Коксинский район». Так, в ходе проверки, проведённой прокуратурой района совместно с Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по РА в Усть-Коксинском и Усть-Канском районах установлено, что в ЦБ МО «Усть-Коксинский район» в нарушение СанПиН 2.1.3.2630-10 не разработан план профилактических и противоэпидемических мероприятий (п. 9.1), в палатах количество тумбочек и стульев не соответствует количеству коек, шкафы для хранения личных вещей пациентов в палатах отсутствуют (п. 8.1), в операционном блоке санитарный пропускник для персонала не организован (п. 10.4.9), в предоперационной на полу установлен кислородный баллон, являющийся источником повышенной опасности, централизованная подача кислорода не организована (п. З.6.), в инфекционном отделении отсутствует буфетная, раздача пищи осуществляется в коридоре, не имеется моечных ванн с подводкой к ним холодной и горячей воды со смесителем, столовая посуда замачивается в бочке и моется в 2-х тазах (п. 14.21), для мытья посуды используются губки и моющие средства, не разрешенные к применению в установленном порядке (п. 14.20), в нарушение СанПиН 2.3.6.1079-01 на пищеблоке не соблюдается порядок мытья кухонной посуды, посуда моется в односекционной ванне (п. 6.16), используется столовая посуда с отбитыми краями и сколами (п. 6.10). Клинико-диагностическая лаборатория, проводящая исследование с ПБА III - IV групп должна иметь 2 входа: один - для сотрудников, другой -для доставки материала на исследование. В нарушение СП 1.3.23.22-08 вход в помещение лаборатории для проведения биохимических и серологических исследований один. Материала на анализы (кровь) стоят в открытом шкафу при входе в лабораторию, к ним имеется свободный доступ для каждого, пребывающего в больнице. Кроме этого, в нарушение Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22.07.1993 г. № 5487-1 кнопки вызова медицинского персонала, находящиеся в палатах не функционируют. В ходе проверки при нажатии кнопки сигнал на пост не поступил. Также, не устранены многочисленные нарушения санитарных норм и правил, выявленные по результатам комплексной проверки, проведенной с 04.10.2010 г. по 02.11.2010 г. отделом регистрации и лицензирования по РА и отделами санитарно и эпидемиологического надзора по РА в ЦБ МО «Усть-Коксинский район». Из материалов дела усматривается, что 15.11.2010г. главному врачу ЦБ МО «Усть-Коксинский район» Адыбаевой С.А. по результатам проверки вынесено предписание с указанием срока выполнения указанных мероприятий в срок до 01.01.2011 г. Согласно акта проверки от 24.01.2011г. Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по РА в Усть-Коксинском и Усть-Канском районах проведена повторная проверка. В ходе, которой установлено, что до сих пор не устранены следующие нарушения санитарных норм и правил, указанных в предписании № 245-10 от 15.11.2011г., а именно пункты (1, 6, 14, 15, 18, 19, 39, 44, 47, 55, 56, 58, 60, 79, 80, 83, 84, 87, 88, 89, 92, 101, 105, 120, 123, 125, 129, 130); по предписанию № 249-10 от 15.11.2010 г. - Катандинская участковая больница (п. 15), по предписанию № 247-10 от 15.11.2010 г. - Амурская участковая больница (п. 7, 12). Согласно абз. 1 ст. 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22.07.1993 г. № 5487-1 граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. В соответствии со ст. 11 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22.07.1993 г. № 5487-1 санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. В силу ст. 30 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22.07.1993 г. № 5487-1 пациент при обращении за медицинской помощью и ее получении имеет право на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям. Согласно ч. 1,2 ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила. ЦБ МО «Усть-Коксинский район» в соответствии Уставом, утвержденным Постановлением главы администрации района от 20.02.2007 г. № 169 является юридическим лицом. В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридическое лицо в соответствии с осуществляемой им деятельностью обязано выполнять требования санитарного законодательства, а также требования предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. В нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства ЦБ МО «Усть-Коксинский район» допускает эксплуатацию здания и осуществление медицинской деятельности при несоблюдении санитарных норм и правил. Кроме этого, в ходе настоящей проверки в ЦБ МО «Усть-Коксинский район» выявлены нарушения требований пожарной безопасности. Так, совместно с представителем отделения надзорной деятельности по Усть-Коксинскому району установлено, что в нарушение правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. № 313, на установленную АПС (автоматическая пожарная сигнализация) на момент проверки не представлены акты приема данной сигнализации НПБ 110-03; ширина маршей 2-ой и 3-ей лестниц (левое крыло здания) заужена, и составляет от 1.10 - 1.20 м, при установленной нормативными документами не менее 1,35 м (п.6.29* СНиП 21-01-97*, п. 1.96* СНиП 2.08.02-89*, п. 5.2.6 СП 1.13130.2009); в коридорах при двустороннем открывании дверей из помещений в коридор, ширина коридора менее нормативного (двери 0,9 м, коридор 1,9 м), фактическая ширина коридора составляет (1м), при норме не менее 1,2 (пп. 6.26,6.27 СНиП 21-01-97*); система сигнала автоматической противопожарной защиты не выведена на пульт подразделения пожарной охраны (п. 39 ППБ 01-03, п. 12 НПБ 110-03). Вышеназванные нарушения пожарной безопасности были выявлены РОООО «ВДПО РА» 11 июня 2009 г., о чем в подтверждение имеется соответствующее заключение № 9. Вместе с тем, в соответствии со ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» на руководителей организаций возложены обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности, а также выполнению предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны; проведению противопожарной пропаганды, а также обучению своих работников мерам пожарной безопасности; содержанию в исправном состоянии систем и средств противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допущению их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в целях решения вопросов местного значения органы муниципальных районов обладают полномочием по созданию муниципальных учреждений и их финансированию. В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. В силу ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривается, что все полномочия органов местного самоуправления в сфере здравоохранения, определенные действующим законодательством Российской Федерации, должны осуществлять органы местного самоуправления муниципального района. Финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения является расходным обязательством муниципального образования. В соответствии с Уставом ЦБ МО «Усть-Коксинский район», утвержденным Постановлением главы администрации от 20.02.2007 г. № 169 учредителем центральной районной больницы является администрация МО «Усть-Коксинский район». Таким образом, бездействие администрации МО «Усть-Коксинский район» и ЦБ МО «Усть-Коксинский район» по соблюдению санитарных норм и правил пожарной безопасности в медицинских учреждениях создаёт реальную угрозу жизни и здоровью граждан во время пребывания в них.

В судебном заседании прокурор Ляпина Е.В. поддержала заявленные требования.

В судебном заседании представитель ответчика ЦБ МО «Усть-Коксинский район» Попцов С.Е., с заявленными требованиями согласен.

В судебном заседании представитель ответчика администрации МО «Усть-Коксинский район» Попова Н.В. заявленные требования признала в полном объеме.

Выслушав прокурора, представителя администрации МО «Усть-Коксинский район», исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Судом установлено, что прокуратурой Усть-Коксинского района во исполнение задания Генеральной прокуратуры РФ от 29.12.2010 г. № 73/3-66-2010 проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего вопросы технического и санитарного состояния зданий в которых расположены медицинские учреждения, а также проверка законности расходования бюджетных средств, выделяемых на их содержание, строительство и ремонт.

По результатам проверки выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности ЦБ МО «Усть-Коксинский район».

По результатам проверки выявлены нарушения законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности, в части использования ЦБ МО «Усть-Коксинский район» источников ионизирующего излучения без лицензии.

В ходе проверки, проведённой прокуратурой района совместно с Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по РА в Усть-Коксинском и Усть-Канском районах установлено, что в ЦБ МО «Усть-Коксинский район» в нарушение СанПиН 2.1.3.2630-10 не разработан план профилактических и противоэпидемических мероприятий (п. 9.1), в палатах количество тумбочек и стульев не соответствует количеству коек, шкафы для хранения личных вещей пациентов в палатах отсутствуют (п. 8.1), в операционном блоке санитарный пропускник для персонала не организован (п. 10.4.9), в предоперационной на полу установлен кислородный баллон, являющийся источником повышенной опасности, централизованная подача кислорода не организована (п. З.6.), в инфекционном отделении отсутствует буфетная, раздача пищи осуществляется в коридоре, не имеется моечных ванн с подводкой к ним холодной и горячей воды со смесителем, столовая посуда замачивается в бочке и моется в 2-х тазах (п. 14.21), для мытья посуды используются губки и моющие средства, не разрешенные к применению в установленном порядке (п. 14.20), в нарушение СанПиН 2.3.6.1079-01 на пищеблоке не соблюдается порядок мытья кухонной посуды, посуда моется в односекционной ванне (п. 6.16), используется столовая посуда с отбитыми краями и сколами (п. 6.10). Клинико-диагностическая лаборатория, проводящая исследование с ПБА III - IV групп должна иметь 2 входа: один - для сотрудников, другой -для доставки материала на исследование. В нарушение СП 1.3.23.22-08 вход в помещение лаборатории для проведения биохимических и серологических исследований один. Материала на анализы (кровь) стоят в открытом шкафу при входе в лабораторию, к ним имеется свободный доступ для каждого, пребывающего в больнице. Кроме этого, в нарушение Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22.07.1993 г. № 5487-1 кнопки вызова медицинского персонала, находящиеся в палатах не функционируют. В ходе проверки при нажатии кнопки сигнал на пост не поступил. Также, не устранены многочисленные нарушения санитарных норм и правил, выявленные по результатам комплексной проверки, проведенной с 04.10.2010 г. по 02.11.2010 г. отделом регистрации и лицензирования по РА и отделами санитарно и эпидемиологического надзора по РА в ЦБ МО «Усть-Коксинский район».

Из материалов дела усматривается, что 15.11.2010г. главному врачу ЦБ МО «Усть-Коксинский район» Адыбаевой С.А. по результатам проверки вынесено предписание с указанием срока выполнения указанных мероприятий в срок до 01.01.2011 г.

Согласно акта проверки № 1 от 24.01.2011г. Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по РА в Усть-Коксинском и Усть-Канском районах проведена повторная проверка. В ходе, которой установлено, что до сих пор не устранены следующие нарушения санитарных норм и правил, указанных в предписании № 245-10 от 15.11.2011г., а именно пункты (1, 6, 14, 15, 18, 19, 39, 44, 47, 55, 56, 58, 60, 79, 80, 83, 84, 87, 88, 89, 92, 101, 105, 120, 123, 125, 129, 130); по предписанию № 249-10 от 15.11.2010 г. - Катандинская участковая больница (п. 15), по предписанию № 247-10 от 15.11.2010 г. - Амурская участковая больница (п. 7, 12).

Согласно абз. 1 ст. 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22.07.1993 г. № 5487-1 граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья.

В соответствии со ст. 11 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22.07.1993 г. № 5487-1 санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

В соответствии со ст. 30 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22.07.1993 г. № 5487-1 пациент при обращении за медицинской помощью и ее получении имеет право на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.

Согласно ч. ч. 1,2 ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с Уставом, ЦБ МО «Усть-Коксинский район», утвержденным Постановлением главы администрации района от 20.02.2007 г. № 169 является юридическим лицом.

В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридическое лицо в соответствии с осуществляемой им деятельностью обязано выполнять требования санитарного законодательства, а также требования предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Таким образом, в нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства ЦБ МО «Усть-Коксинский район» допускает эксплуатацию здания и осуществление медицинской деятельности при несоблюдении санитарных норм и правил.

Также из материалов дела усматривается, что в ходе проверки в ЦБ МО «Усть-Коксинский район» выявлены нарушения требований пожарной безопасности. Так, совместно с представителем отделения надзорной деятельности по Усть-Коксинскому району установлено, что в нарушение правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. № 313, на установленную АПС (автоматическая пожарная сигнализация) на момент проверки не представлены акты приема данной сигнализации НПБ 110-03; ширина маршей 2-ой и 3-ей лестниц (левое крыло здания) заужена, и составляет от 1.10 - 1.20 м, при установленной нормативными документами не менее 1,35 м (п.6.29* СНиП 21-01-97*, п. 1.96* СНиП 2.08.02-89*, п. 5.2.6 СП 1.13130.2009); в коридорах при двустороннем открывании дверей из помещений в коридор, ширина коридора менее нормативного (двери 0,9 м, коридор 1,9 м), фактическая ширина коридора составляет (1м), при норме не менее 1,2 (п.п. 6.26,6.27 СНиП 21-01-97*); система сигнала автоматической противопожарной защиты не выведена на пульт подразделения пожарной охраны (п. 39 ППБ 01-03, п. 12 НПБ 110-03).

В соответствии со ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.

В силу ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривается, что все полномочия органов местного самоуправления в сфере здравоохранения, определенные действующим законодательством Российской Федерации, должны осуществлять органы местного самоуправления муниципального района. Финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения является расходным обязательством муниципального образования.

В соответствии с Уставом ЦБ МО «Усть-Коксинский район», утвержденным Постановлением главы администрации от 20.02.2007 г. № 169 учредителем центральной районной больницы является администрация МО «Усть-Коксинский район».

Таким образом, бездействие администрации МО «Усть-Коксинский район» и ЦБ МО «Усть-Коксинский район» по соблюдению санитарных норм и правил пожарной безопасности в медицинских учреждениях создаёт реальную угрозу жизни и здоровью граждан во время пребывания в них.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обращаться в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Руководствуясь ст. 194-198, ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Усть-Коксинского района Республики Алтай удовлетворить.

Признать бездействия администрации МО «Усть-Коксинский район» и ЦБ МО «Усть-Коксинский район» незаконным.

Обязать администрацию МО «Усть-Коксинский район» и ЦБ МО «Усть-Коксинский район» устранить нарушение законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, выявленные по результатам проверок медицинских учреждений в срок до 01 октября 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение 10 дней.

Председательствующий подпись

Копия верна: судья Н.П. Булатова