о восстановлении нарушенного права



2-382/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Усть-Кокса 31 марта 2011 года

Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего Манатова В.И.

при секретаре Иродовой Н.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ачкасовой П.И. к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов <адрес>, администрации МО «Усть-<адрес>» о восстановлении нарушенного права,

УСТАНОВИЛ:

Ачкасова П.И. обратилась в Усть-Коксинский районный суд с исковым заявлением к Министерству финансов РФ, Министерству финансов РА, администрации МО «Усть-<адрес>» о восстановлении нарушенного права.

Свои требования мотивировала тем, что она работает учителем в МОУ «Усть-Коксинская средняя общеобразовательная школа» и в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» от ДД.ММ.ГГГГ №, имеет право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности. Размер и порядок и возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки устанавливается Законом РА №-РЗ от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлено полное возмещение расходов по оплате твердого топлива и транспортных услуг по доставке этого топлива.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ», обязанность обеспечения учителей сельской местности и совместно проживающих с ними членов их семей бесплатными квартирами с отоплением и освещением возложена на исполкомы сельских и поселковых Советов народных депутатов. Распоряжением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №-р действие постановления Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № распространено на учителей сельских средних школ. Согласно данным нормативным актам, педагоги обеспечиваются топливом по действующим в данной местности нормативам с доставкой топлива на дом, не позднее 1 сентября в размере годовой потребности.

На сегодняшний день ей твердое топливо за 2009 год, 2010 год предоставлено не в полном объеме, что ответчики объясняют отсутствием средств.

Ачкасова П.И. проживает в доме площадью 78,4 квадратных метров и размер потребности для отопления её жилья составляет 26 кубометров дров в год. В 2009 году ей предоставлено 2 кубометра дров, разница составляет 24 кубометров дров. Задолженность за 2010 год составляет 17 кубометров дров. Таким образом, задолженность за 2009 и 2010 года составляет 29 кубометров дров.

Просит обязать Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального Казначейства Российской Федерации по <адрес> за счет казны Российской Федерации перечислить на счет Министерства финансов <адрес> денежные средства в сумме 24 600 рубля для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива в количестве 41 кубических метров дров для Ачкасовой П.И.

Просит обязать Министерство финансов <адрес> по поступлении из казны Российской Федерации денежных средств для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива для Ачкасовой П.И. в сумме 24 600 рубля, перечислить на счет администрации МО «Усть-<адрес>».

Просит обязать администрацию МО «Усть-<адрес>» по поступлении из Министерства финансов <адрес> денежных средств обеспечить Ачкасову П.И. денежной компенсацией в сумме 24 600 рублей в счет задолженностей за два года.

Просит взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального Казначейства Российской Федерации по <адрес> за счет казны Российской Федерации в пользу Ачкасовой П.И. уплаченную государственную пошлину в размере 938 рубля.

В судебном заседании истец Ачкасова П.И. исковые требования поддержала по мотивам, изложенным в исковом заявлении.

В судебное заседание - ответчик Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по <адрес>, надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного заседания, не явился, от них поступила телефонограмма о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования не признают. Из ранее представленного возражения следует, что возмещение расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании», размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате педагогическим работникам устанавливается законодательными актами субъектов РФ. В соответствии с Законом <адрес> «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности РА» финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего закона, осуществляется за счет средств республиканского бюджета с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели. Возмещение производится организациям и гражданам, обеспечивающим педагогических работников топливом, а не лицам, наделенными непосредственно действующим правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Из этого следует, что наделение законом субъектов РФ правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки данной категории граждан, направлено на формирование механизма межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот данной категории населения.

На основании чего, считает, что исковые требования истцов в части обязания Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального Казначейства Российской Федерации по <адрес> за счет казны Российской Федерации перечислить на счет Министерства финансов <адрес> денежные средства для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива для истцов, не подлежит удовлетворению. Наличие задолженности перед истцами ими не оспаривается.

В судебное заседание - ответчик Министерство финансов <адрес>, надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного заседания, не явился, от них поступила телефонограмма о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования не признают. Из ранее представленного возражения следует, что наличие задолженности перед истцами ими не оспаривается, однако в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» льготы по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам является мерой социальной поддержки, финансируемой за счет федерального бюджета. Считают, что решение вопроса о финансировании расходов за счет средств бюджета субъекта РФ, связанных с предоставлением педагогическим работникам права на бесплатную жилую площадь с отоплением к полномочиям субъектов РФ не отнесено, на основании чего полагают, что задолженность перед истцами должна быть взыскана за счет средств казны Российской Федерации.

В судебном заседании представительадминистрации МО «Усть-<адрес>» Алимова Д.Я. исковые требования истцов не признала. Пояснила, что наличие задолженности перед истцами ими не оспаривается, однако в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» льготы по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам является мерой социальной поддержки, финансируемой за счет федерального бюджета. Считает, что взыскание образовавшейся задолженности необходимо осуществлять за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации. С администрации МО «Усть-<адрес>» данная задолженность не может быть взыскана, поскольку государственные полномочия по обеспечению мерами социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образований <адрес> не передавались.

Кроме того, истцом Ачкасовой П.И. неправильно произведен расчет задолженности. Задолженность у Ачкасовой П.И. за 2009 и 2010 годы составляет 25 909 рублей, но не 24 600 рублей.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующему.

В силу ст. 55 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании» (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) педагогические работники имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности. Размер, условия и порядок предоставления мер поддержки устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из Порядка финансирования расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате топлива некоторым категориям работников, проживающих в сельской местности на территории <адрес>, утвержденных Постановлением Правительства РА от ДД.ММ.ГГГГ № и ст. 3 Закона РА №-РЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности РА» предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам по оплате жилого помещения, отопления и освещения подлежат возмещению приобретение и доставка твердого топлива при отсутствии центрального отопления. Возмещение расходов, связанных с обеспечением педагогических работников, твердым топливом осуществляется на основании заключенных договоров по объемам твердого топлива, соответствующим потребности для отопления 1 квадратного метра общей площади жилого дома. Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией указанного Закона осуществляется за счет средств республиканского бюджета <адрес> с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели.

В судебном заседании установлено, что Ачкасова П.И. работает учителем в Усть-Коксинской средней общеобразовательной школе, что подтверждается её трудовой книжкой.

Ачкасова П.И. является собственником квартиры в жилом доме в <адрес>, общей площадью 78,4 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно распоряжения администрации МО «Усть-<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ «О стоимости топлива для льготных категорий граждан», во исполнение Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федерального закона «О ветеранах», Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального Закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» и Федерального Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», Федерального Закона «Об образовании», Закона <адрес> «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», Закона <адрес> «О мерах социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в сельской местности <адрес>», Закона <адрес> «О мерах социальной поддержки многодетных семей», Закона <адрес> «О мерах социальной поддержки возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности <адрес>» утвердить:

1. Льготным категориям граждан принять оплату твердого топлива (дрова) с доставкой в следующих сельских поселениях: Амурское сельское поселение, Карагайское сельское поселение, Талдинское сельское поселение, Верх-Уймонское сельское поселение, Катандинское сельское поселение, Огневское сельское поселение по цене 500 рублей за 1 куб. метр.

2. Льготным категориям граждан принять оплату твердого топлива (дрова) с доставкой в следующих сельских поселениях: Усть-Коксинское сельское поселение, Чендекское сельское поселение, Горбуновское сельское поселение по цене 600 рублей за 1 куб. метр.

Как следует из ответа Управления по труду и социальному развитию администрации МО «Усть-<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ на запрос, задолженность перед Ачкасовой П.И. составляет за 2009 год 24 м. куб., за 2010 год 17 м. куб.

Кроме того, порядок предоставления мер социальной поддержки был установлен Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ», распоряжением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №-Р, обязанность обеспечения учителей сельской местности и совместно проживающих с ними членов их семей бесплатными квартирами с отоплением и освещением возложены на исполкомы сельских и поселковых Советов народных депутатов, и педагоги обеспечиваются топливом по действующему в данной местности нормативу с доставкой топлива на дом не позднее 1 сентября в размере годовой потребности.

В силу требований ч. 2 ст.11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

Поскольку Порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате топлива некоторым категориям работников, проживающих в сельской местности на территории <адрес>, утвержденных Постановлением Правительства РА от ДД.ММ.ГГГГ № и ст. 3 Закона РА №-РЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности РА», предусматривает денежную компенсацию расходов по мерам социальной поддержки, что противоречит ФЗ «Об образовании» (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) предусматривающий право на социальную поддержку в натуральном виде, суд приходит к выводу, что истцы имеют право на социальную поддержку в виде обеспечения твердым топливом для отопления используемого ими жилья, в натуральном виде.

В соответствии со ст. 55 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате коммунальных услуг устанавливается законом субъектов РФ.

Согласно ст. 4 Закона <адрес> №-РЗ от ДД.ММ.ГГГГ финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией данного Закона осуществляется за счет средств республиканского бюджета <адрес> с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели.

Как следует из п.7 ст.1 Закона <адрес> «О наделении органов местного самоуправления в <адрес> отдельными государственными полномочиями в области социальной поддержки, социального обслуживания отдельных категорий граждан и управления охраной труда» от ДД.ММ.ГГГГ № МО «Усть-<адрес>» наделен отдельными государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки.

На основании чего, суд приходит к выводу, что наделение субъектов Российской Федерации правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам, направлено на формирование межбюджетных отношений в связи с чем, задолженность перед истцами по предоставлению твердого топлива для отопления жилья подлежит взысканию с Министерства финансов <адрес> с последующим обеспечением истцов твердым топливом в соответствии с установленными суммами задолженностей.

В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Руководствуясь ст.ст.194, 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ачкасовой П.И. удовлетворить частично.

В части обязания Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального Казначейства Российской Федерации по <адрес> за счет казны Российской Федерации о перечислении на счет Министерства финансов РА денежных средств для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива для Ачкасовой П.И. в количестве 41 кубических метров дров на сумму 24 600 рублей, отказать.

Обязать Министерство финансов Республики Алтай перечислить денежные средства для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива для Ачкасовой П.И. в сумме 25 909 рублей на счет администрации МО «Усть-<адрес>» <адрес>.

Обязать администрацию МО «Усть-<адрес>» <адрес> по поступлении из Министерства финансов <адрес> денежных средств обеспечить Ачкасову П.И. твердым топливом, согласно размеру потребности для отопления её жилья 41 кубическими метрами дров.

Взыскать в солидарном порядке с ответчиков Министерства финансов Республики Алтай, администрации МО «Усть-Коксинский район» в пользу Ачкасовой П.И. уплаченную государственную пошлину в размере 938 рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий В.И. Манатов

Мотивированное решение изготовлено 05 апреля 2011 года.