Решение не обжаловано, вступило в законную силу.



                                                                                                               № 2-984/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                  с. Усть-Кокса

Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай в составе:

Председательствующего судьи Булатовой Н.П.

При секретаре Фирсовой О.А.

С участием помощника прокурора Ляпиной Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Коксинского района Республики Алтай в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации МО «Усть-Коксинский район», администрации МОУ «Сугашская СОШ» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности оборудовать образовательное учреждение спортивным городком с элементами полосы препятствий, стрелковым тиром или местом для стрельбы (электронным стрелковым тренажером),

                                                                  установил:

Прокурор Усть-Коксинского района обратился в Усть-Коксинский районный суд в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации МО «Усть-Коксинский район», администрации МОУ «Сугашская СОШ» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности оборудовать образовательное учреждение спортивным городком с элементами полосы препятствий, стрелковым тиром или местом для стрельбы (электронным стрелковым тренажером). Требования, мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения требований законодательства о воинской обязанности и военной службе в образовательной деятельности МОУ «Сугашская СОШ» было установлено, что в МОУ «Сугашская СОШ» спортивный городок с элементами полосы препятствии, и стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер) отсутствуют. Первоначальная проверка соблюдения законодательства о воинской обязанности и военной службе проводилась прокуратурой района в октябре 2010г. В ходе проверки были выявлены аналогичные нарушения, однако на сегодняшний день после принятия мер прокурорского реагирования данные нарушения не устранены. Ответственными субъектами не были предприняты конкретные меры к устранению нарушений. Прокурор полагает, что отсутствие в МОУ «Сугашская СОШ» необходимой материально-технической базы, оснащения образовательного процесса, а также оборудованных помещений в соответствии с утвержденной программой, предусматривающей обучение граждан начальным знаниям в области обороны, делает невозможным полноценное обучение, учащихся и их подготовку по основам военной службы, а также решение задач, на достижение которых направлен образовательный процесс в рамках обязательной подготовки граждан к военной службе, а именно: формирование морально- психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы; воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и ее Вооруженным Силам; изучение учащимися основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства, о воинской обязанности и воинском учете, обязательной и добровольной подготовке к военной службе, о прохождений военной службы по призыву и в добровольном порядке (по контракту), о пребывании в запасе, о правах, обязанностях, ответственности военнослужащих и граждан., находящихся в запасе, чем нарушаются интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц. В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на положения ч. 7 ст. 14 Закона Российской Федерации №3266-1 от 10.07.1992 года «Об образовании»; ч. 1 ст., 13 Федерального Закона №53-ФЗ от 28.03,1993 года «О воинской обязанности и военной службе»; п. 5 Постановления Правительства РФ от 31.12.1999 года №1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе»; п.п. 13-. 14 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки к основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) образования, образовательных учреждениях начального профессионального и профессионального образования учебных пунктах, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации №96. Минобрнауки РФ № 134 от 24.02.2010 года.

В судебном заседании прокурором Усть-Коксинского района исковые требования поддержаны в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель ответчиков администрации МО «Усть-Коксинский район», администрации МОУ «Сугашская СОШ» действующая по доверенности Иркитова Ю.В. признала письменно исковые требования в полном объеме, сроки исполнения считает разумными, ими будут предприняты меры по оборудованию школы спортивным городком с элементами полосы препятствий, стрелковым тиром или местом для стрельбы (электронным стрелковым тренажером).

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующему.

В соответствие со ст. ст. 11, 13 Федерального закона от 28 марта 1998г, №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает, в том числе, получение начальных знаний в области обороны подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального военного профессионального и среднего профессионального образования. До призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения.

Согласно ч. 7 ст. 14 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» начальные знания об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы предоставляются молодежи в образовательных учреждениях, в том числе, среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными актами субъектов РФ.

Порядок обязательной подготовки граждан к военной службе определен Положением о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999г. №1441 (далее - Положение).

Пунктами 25,26, 27 Положения установлены основные полномочия Министерства, обороны Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Так, в соответствие с п.26 Положения, Министерство образования Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федераций разрабатывает табели снабжения образовательных учреждений начального - профессионального и среднего профессионального образования вооружением, техникой и имуществом, программы подготовки граждан по военно-учетным специальностям.

Согласно п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1999г. №1441 Министерство обороны Российской Федерации обязано принять необходимые нормативные правовые акты, регулирующие вопросы подготовки граждан Российское Федерации к военной службе.

Во исполнение требований вышесказанного постановления Правительства Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации и Министерством образования Российской Федерации издан совместный приказ № 96/134 от 24.02.2010г., которым утверждена Инструкция об организаций обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы (далее - Инструкция).

В соответствии с пунктами 11, 13 Инструкции, руководители образовательных, учреждений, в том числе:

организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы;

обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.

- организуют работу в образовательном учреждении по военно-патриотическому воспитанию граждан.

Обучение граждан начальным знаниям в области обороны, и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствие, с федеральными государственными образовательными стандартами в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности, - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования. Учебные планы школы должны соответствовать данному совместному приказу № 96/134 от 24.02.2010 и утверждена инструкция, которая распространяется на все образовательные учреждения по основам безопасности жизнедеятельности. Проведение учебных сборов не исключает необходимости наличия в образовательном учреждении тира или места для стрельбы.

В п. 5 Постановления правительства РФ от 31.12.1999г. № 1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» указано, что подготовка по основам военной службы предусматривается для граждан мужского пола и проводится в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение последних 2 лет обучения и в учебных пунктах.

В судебном заседании установлено, что требования, установленные Положением о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999г. №1441; совместного приказа №96/134 от 24.02.2010г. Министерства обороны Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации; Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы исполняются ответчиком ненадлежащим образом.

Так, пункт 14 Инструкции указывает, на то что, в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

В материалах дела имеется информация отдела образования администрации МО «Усть-Коксинский район» за подписью начальника отдела образования Поповой О.Д. о том, что В 2011 году по Муниципальной целевой программе «Патриотическое воспитание подрастающего поколения в МО «Усть-Коксинский район» на 2011-2013гг.» выделены денежные средства на сумму 100 000 рублей на укрепление материально-технической базы школ по военно-патриотическому воспитанию. Данные средства будут потрачены на приобретение учебно-наглядных пособий. В 2011 году денежные средства на обустройство школ спортивными городками с элементами полосы препятствий, стрелковыми тирами не предусмотрены. Руководители общеобразовательных учреждений к 01.09.2011г. готовят необходимую расчетно-сметную документацию. Доводы на отсутствие финансовых средств в 2011 году не могут быть приняты во внимание их просят решить этот вопрос в 2012 году и это обстоятельство не является основанием для отказа в иске.

В силу ч. 3 ст. 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; привлечение для осуществления деятельности предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительным источником финансовых и материальных средств.

В соответствии с Уставом МОУ «Сугашская СОШ» утвержденного Постановлением Главы МО «Усть-Коксинский район», МОУ «Сугашская СОШ» является бюджетным общеобразовательным учреждением, учредителем школы является администрация МО «Усть-Коксинский район»; МОУ «Сугашская СОШ» является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные и личные неимущественные права, нести обязанности.

Согласно ч. 6.1 ст. 29 Закона от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» предусмотрено обеспечение государственных гарантий граждан на образование посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации. В силу ч. 3 с. 32 данного Закона РФ к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; привлечение для осуществления деятельности предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств.

При вышеизложенных обстоятельствах, требований закона, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора о возложении обязанности на МОУ «Сугашская СОШ» оборудовать спортивным городком с элементами полосы препятствия стрелковый тир либо место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер), поскольку отсутствие стрелкового тира или места или места для стрельбы (электронный стрелковый тренажер) исключает возможность стрелковой подготовки молодежи.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ предусматривается, что в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. С учетом обстоятельств дела, характера рассматриваемого спора, суд считает срок, в течение которого обязанность по оборудованию в МОУ «Сугашская СОШ» спортивным городком с элементами полосы препятствия стрелкового тира либо места для стрельбы (электронный стрелковый тренажер) должна быть исполнена ответчиками до 01.09.2012 года, достаточным.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов гражданина, если он по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Государственный суверенитет и территориальная целостность Российской - Федерации обеспечиваются различными организационно-правовыми средствами и мероприятиями, в числе которых, воинская обязанность. Закрепление федеральным законодательством положений об обязательной подготовке граждан к военной службе обусловлено конституционной обязанностью граждан Российской Федерации защищать свое государство, нести военную службу. Достижение указанной цели возможно только при совершении ряда последовательных действий, в числе которых является обязательная моральная и физическая подготовка молодежи к военной службе. Отсутствие в образовательных учреждениях необходимого оснащения, а именно, спортивным городком с элементами полосы препятствия и стрелкового тира или места для стрельбы (электронного стрелкового тренажера) исключает возможность приобретения обучающимися навыков в области гражданской обороны, что в свою очередь нарушает интересы государства.

В соответствие со ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерация исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. При этом, в силу ст.22 названного закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций, вправе требовать от руководителей и других должностных дни указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникающих вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращением, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Таким образом, соблюдение законодательства о воинской обязанности в деятельности муниципального образовательного учреждения «Сугашская СОШ» в части обеспечения обучающихся соответствующими социально-экономическими условиями для получения начальных знаний в области обороны, может являться предметом прокурорского надзора, что в свою очередь, позволяет прокурору обратиться за защитой интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц в судебном порядке..

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Усть-Коксинского района Республики Алтай удовлетворить.

Признать бездействия администрацию МО «Усть-Коксинский район», МОУ «Сугашская СОШ» незаконными.

Обязать МО «Усть-Коксинский район», МОУ «Сугашская СОШ» принять меры к оборудованию МОУ «Сугашская СОШ» спортивным городком с элементами полосы препятствия, стрелковым тиром или местом для стрельбы (электронный стрелковый тренажер) в срок до 01.09.2012 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение 10 дней.

Судья подпись

Копия верна: судья                                                                             Н.П. Булатова