Решение не обжаловано, вступило в законную силу.



                                                                                                   Дело № 2-62/2011                                 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 января 2012 года               с.Усть-Кокса

                                                                                            

Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Плотниковой М.В.

при секретаре Горохова Л.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Акимова О.В. о признании решения Усть-Коксинской районной территориальной избирательной комиссии №17 от 14 января 2012 года об отказе в регистрации в качестве кандидата на должность главы, незаконным, обязании Усть-Коксинскую районную территориальную избирательную комиссию зарегистрировать Акимова О.В. в качестве кандидата на должность главы муниципального образования «Усть-Коксинский район»,

установил:

Акимов О.В. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать решение Усть-Коксинской районной территориальной избирательной комиссии №17 от 14 января 2012 года «Об отказе в регистрации в качестве кандидата на должность главы муниципального образования «Усть-Коксинский район» Республики Алтай незаконным, обязать Усть-Коксинскую районную территориальную избирательную комиссию зарегистрировать его в качестве кандидата на должность главы муниципального образования «Усть-Коксинский район».

В обоснование заявления указывает на то, что 26 декабря 2011 года он обратился в Усть-Коксинскую районную территориальную избирательную комиссию с письменным уведомлением о выдвижении своей кандидатуры на должность главы муниципального образования «Усть-Коксинский район» и представил необходимые документы. 04 января 2012 года в Усть-Коксинскую районную территориальную избирательную комиссию им сданы необходимые документы для регистрации, в том числе подписные листы, содержащие 250 подписей избирателей. 14 января 2012 года Усть-Коксинская районная территориальная избирательная комиссия приняла решение №17 об отказе в регистрации заявителя в качестве кандидата на должность главы муниципального образования «Усть-Коксинский район», указав, что количество недействительных подписей, превышает допустимую законом норму. Считает, что действия членов Усть-Коксинской районной территориальной избирательной комиссии противоречат действующему российскому выборному законодательству. Избирательная комиссия допустила нарушения при проверке документов, представленных им для регистрации. Согласно п.5 статьи 25 Закона Республики Алтай от 5 мая 2011 года «О муниципальных выборах в Республике Алтай» при проведении жеребьевки и при проверке подписных листов вправе присутствовать любой кандидат, предоставивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О месте и времени проведения жеребьевки и начале проверки подписных листов избирательная комиссия, организующая выборы, обязана сообщить указанным лицам заблаговременно. Документы им были сданы 04 января 2012 года, жеребьевка должна была пройти 05 января 2012 года. Усть-коксинская районная территориальная избирательная комиссия не уведомила его надлежащим образом о месте и времени проведения жеребьевки, нарушив его избирательные права. О проведенной жеребьевке 05 января 2012 года ему стало известно только 13 января 2012 года, когда был вручен протокол проверки подписных листов. Проведенная жеребьевка вызывает недоверие, заявитель не уверен, что подписные листы №№ 3,9,12,19,21 были отобраны рабочей группой методом случайной выборки. Согласно п.16 ст.25 Закона
Республики Алтай от 5 мая 2011 года «О муниципальных выборах в Республике Алтай» по окончании проверки подписных листов по каждому кандидату составляется протокол, в котором указывается количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недействительными. Копия протокола должна быть передана кандидату не позднее чем за двое суток, однако копию протокола по итогам проверки подписных листов, он не получил до настоящего времени. О месте и времени проведения дополнительной
проверки он также не был уведомлен надлежащим образом. Вместо ведомости проверки подписных листов, к протоколу приложен акт, датированный 10 января 2012 года, а решение о проведении проверки всех подписных листов было принято на заседании
комиссии только 12 января 2012 года. Основанием для признания подписей недостоверными или недействительными могут служить заключения экспертов, изложенные в письменной форме в ведомостях проверки. Усть-Коксинская районная территориальная избирательная комиссия при проведении проверки подписей эксперта-почерковеда не привлекала.

Заявитель Акимов О.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще телефонограммой. Просил рассмотреть дело в его отсутствие, с участием представителя.

Представитель заявителя Бухтуев В.А. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявления и ссылался на то, что даты и подписи в подписных листах вносились самими избирателями, даты исправлялись ими собственноручно, потому эти подписи можно признать действительными. Усть-Коксинской районной территориальной избирательной комиссии несвоевременно вручен заявителю итоговый протокол, что повлекло нарушение закона и его прав.

Представители Усть-Коксинской районной территориальной избирательной комиссии Сандыпова Ю.И. и Бухтуева Л.В. в судебном заседании просили отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на то, что в ходе проверки подписей выявлено более 10 процентов недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки. Поэтому избирательная комиссия приняла законное решение об отказе в регистрации кандидата Акимова О.В. на должность главы МО «Усть-Коксинской район».

В соответствии с ч.1 ст.260.1 ГПК РФ неявка в судебное заседание о защите избирательных прав заявителя, представителя избирательной комиссии, прокурора, иных заинтересованных лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела. Суд рассмотрел дело в отсутствие не явившегося и надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения заявителя.

Выслушав пояснения представителя заявителя, представителей территориальной избирательной комиссии, допросив свидетелей, заслушав заключение помощника прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, изучив материалы гражданского дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявление удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст. 6 Закона Республики Алтай «О муниципальных выборах в Республике Алтай» №14-РЗ от 05 мая 2011 года Муниципальное образование «Усть-Коксинский район» 12.12.2011приняло решение №31-4 о назначении выборов главы МО «Усть-Коксинский район» Республики Алтай на 04.03.2012 (л.д.53).

Пункт 3 ст. 21 Всеобщей декларации прав человека 1948 года содержит положение, согласно которому воля народа должна быть основой власти правительства и должна находить выражение в выборах, обеспечивающих свободу голосования. Это положение развивает и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., п. "b" ст. 25 которого гласит, что каждый гражданин должен иметь право и возможность голосовать и быть избранным на выборах, обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

От правильной и законной организации выборов зависит и их результат. Позиция избирательной комиссии должна быть основана исключительно на строгом подчинении закону, чтобы избирательный процесс на соответствующей территории прошел на законном уровне, поскольку избирательный процесс является формой реализации власти народа, заложенной в ст. 3 Конституции Российской Федерации.

Согласно ч.2 статьи 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации их конституционного права на участие в выборах как в федеральные органы государственной власти, так и в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления закреплены в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом.

Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 данного Федерального закона (п.1 ст.34 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ).

В судебном заседании установлено, что 26 декабря 2011 года Акимов О.В. обратился в Усть-Коксинскую районную территориальную избирательную комиссию с письменным уведомлением о выдвижении своей кандидатуры кандидатом на должность главы муниципального образования «Усть-Коксинский район» и представил необходимые документы.

04 января 2012 года Акимов О.В. сдал в Усть-Коксинскую районную территориальную избирательную комиссию необходимые документы для регистрации, в том числе подписные листы в количестве 21 лист, содержащие 250 подписей избирателей в поддержку его самовыдвижения.

14 января 2012 года Усть-Коксинская районная территориальная избирательная комиссия приняла решение №17 об отказе в регистрации заявителя Акимова О.В. в качестве кандидата на должность главы муниципального образования «Усть-Коксинский район».

Основанием к принятию 14 января 2012 года решения №17 об отказе в регистрации Акимова О.В. в качестве кандидата на должность главы муниципального образования «Усть-Коксинский район» послужило превышение установленного законом процента недействительных подписей в подписных листах.

Перечень оснований для отказа в регистрации кандидата может быть установлен исключительно федеральным законом.

Основания отказа в регистрации перечислены в п.24 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", перечень оснований отказа является исчерпывающим.

В ходе рассмотрения дела установлено, что все необходимые для регистрации в качестве кандидата документы заявителем были представлены в территориальную избирательную комиссию в установленные законом сроки.

Согласно ст.37 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 указанного Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.

Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат. Подписи, собранные с нарушением положений пункта 6 данной статьи, являются недействительными.

Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в п.2 и 3 ст. 33 данного Федерального закона, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

В соответствии с п. 30 Постановления Пленума №5 от 31.03.2011 правила оформления подписных листов (в том числе об обязательном внесении в подписные листы данных об избирателях, участниках референдума) предусмотрены статьей 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ. Указанной нормой предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия) (п.3 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ).

По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми (п.7 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ).

В силу пп. "д" п.24 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

Аналогичные положения содержатся в ст. 25Республики Алтай «О муниципальных выборах в Республике Алтай» №14-РЗ от 05 мая 2011 года.

04.01.2012 кандидатом Акимовым О.В. в территориальную избирательную комиссию сданы необходимые документы, в том числе подписные листы. Не позднее следующего дня, как того требует п. 3 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ была проведена случайная выборка (жребий) подписных листов. 05.01.2012 подписан протокол рабочей группы на проверку методом случайной выборки (жребия) подписных листов с подписями избирателей в поддержку кандидата Акимова О.В. (л.д.10).

При проведении проверки подписей избирателей, участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке кандидат должен извещаться (п. 6 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ).

О дате проведения случайной выборки (жребия) подписных листов - 05.01.2012 Бухтуева Л.В., являющаяся на тот момент председателем избирательной комиссии, сообщила Акимову О.В. лично в момент сдачи им подписных листов 04.01.2012. Акимов О.В. ответил ей, что уезжает в г.Горно-Алтайск и присутствовать при жребии не будет.

Суд принимает во внимание указанное пояснение Бухтуевой Л.В. о извещении кандидата, поскольку 04.01.2012 он лично сдавал подписные листы в территориальную избирательную комиссию, где и был извещен. Кроме того, из настоящего заявления об отмене решения избирательной комиссии следует, что заявитель осведомлен о требованиях закона проводить случайную выборку (жребий) подписных листов не позднее следующего дня с момента их сдачи, однако не воспользовался своим правом присутствовать и на данную случайную выборку (жребий) подписных листов не явился.

08.01.2012 Бухтуева Л.В. с личного мобильного телефона осуществила звонок Акимову О.В. и сообщила о проведении 09.01.2012 проверки подписей в подписных листах, на что Акимов О.В. ответил, что доверяет и просит провести проверку без него.

10.01.2012 Акимов О.В. звонил Бухтуевой Л.В. дважды, утром -поинтересовался как идет проверка, а вечером она ему сообщила, что выявлено много недействительных подписей и будет проведена дополнительная проверка подписных листов.

11.01.2012 Бухтуева Л.В. вновь с личного мобильного телефона осуществила звонок Акимову О.В. и сообщила, что 12.01.2012 будет принято решение о проведении проверки всех подписных листов, ему нужно явиться обязательно.

12.01.2012 Усть-Коксинская районная территориальная избирательная комиссия приняла решением №13 о проведении дополнительной проверки сведений избирателей, представленных во всех подписных листах кандидата Акимова О.В. в количестве 21 листа через регистр избирателей системы ГАС «Выборы» (л.д.67).

12.01.2012 в 09-00 часов Бухтуева Л.В. позвонила Акимову О.В. и предложила срочно приехать. Вскоре после данного разговора приехала сборщик подписей М.Н., которая высказывала недоверие в проведенной проверке подписных листов.

Представитель избирательной комиссии Бухтуева Л.В. пояснила, что в этот день был составлен проект итогового протокола, который был вручен явившемуся в Усть-Коксинскую районную территориальную избирательную комиссию после 15-00 12.01.2012 Акимову О.В. С данным проектом протокола он ознакомился. В этот же момент Бухтуева Л.В. сообщила кандидату Акимову О.В., что 13.01.2012 будет подписан итоговый протокол проверки подписных листов. 13.01.2011 данный протокол был вручен заявителю в Усть-Коксинской районной территориальной избирательной комиссии, куда Акимов О.В. явился после 11-00 часов, тут же Акимову О.В. сообщили, что вопрос о принятии решения назначен на 13-00 часов 14.01.2012.

Принадлежность № телефона на который Бухтуева Л.В. осуществляла звонки Акимову О.В. подтверждается его личным заявлением от 26.12.2011, в котором указан данный номер (л.д.65).

Все входящие-исходящие звонки между председателем Усть-Коксинской районной территориальной избирательной комиссии Бухтуевой Л.В. и кандидатом на должность главы МО «Усть-Коксинский район» Акимовым О.В. подтверждены детализацией звонков (л.д. 29-32, 48-52). Представитель заявителя не оспаривал все перечисленные звонки, вместе с тем, пояснил, что характер их разговора не ясен, наличие звонков не подтверждает сообщение Акимову О.В. о датах проверки подписных листов и необходимости явиться. Суд не соглашается с мнением представителя заявителя, его возражения в данной части направлены на несогласие с принятым избирательной комиссией решением №17, а также учитывает, что ни Закон Республики Алтай «О муниципальных выборах в Республике Алтай», ни Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ не требуют письменного извещения кандидата.     

ДД.ММ.ГГГГ составлен итоговый протокол проверки подписных листов, в соответствии которым из 250 проверенных подписей избирателей признаны недействительными 26 подписей избирателей, что в процентном соотношении составляет более 10. Указанное является основанием к принятию решения об отказе в регистрации в качестве кандидата.

В судебном заседании подвергался анализу 21 подписной лист. При исследовании подписных листов судом установлено, что количество заявленных подписей избирателей составило 250; количество проверенных подписей избирателей - 250; количество недостоверных - 0, недействительных подписей избирателей - 26. Количество 26 недействительных подписей избирателей указано в обжалуемом решении Усть-Коксинской районной территориальной избирательной комиссией, указание в протоколе на 28 недействительных подписей избирателей является неверным. Как пояснила Бухтуева Л.В. количество 28 недействительных подписей и количество признанных - 222 в протоколе указаны ошибочно, правильным является 26 и 224 соответственно.

В соответствии с пп. «е» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, пп.5 п.11 ст. 25Республики Алтай «О муниципальных выборах в Республике Алтай» №14-РЗ от 05 мая 2011 года недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

В соответствии с пп. «в» п. 6.4 ст. 38 вышеуказанного Федерального закона недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

В судебном заседании установлено, что в ряде случаев в подписных листах имелись специально не оговоренные избирателями исправления в датах их внесения, а именно: лист №1 - запись №1, лист №2 - запись №2, лист №5 - запись №4, лист №6 - запись №3, лист №18 - запись №1, 11, лист №19 - запись №6. Также имеют место указание в подписных листах сведения, не соответствующие действительности, а именно неверное внесение паспортных данных в подписных листах. Данный факт установлен решением избирательной комиссии и нашел свое подтверждение в судебном заседании, кроме того недостоверно внесенные сведения в следующие подписные листы: лист №2 - запись №10, записи №3, 11 и 12 в листе №9, записи в листах №3, 11, 12, 13, 14 не оспорены представителем заявителя в судебном заседании.

Доводы представителя заявителя Бухтуева В.А. о возможности признания подписей действительными основаны на пояснениях свидетелей В.П., И.П., В.А., которые в судебном заседании пояснили, что даты в подписных листах они заполняли собственноручно, в связи с неточностями сразу вносили исправления в датах собственноручно; а также на том, что запись №4 в подписном листе №5 и запись №1 в подписном листе №10 являются действительными.

Суд соглашается с доводами заявителя о заполнении достоверных сведений в записи №4 в подписном листе №5 по следующим основаниям.

Подпункт 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает значение основных терминов и понятий, употребляемых в этом законе. Согласно данной статьи адрес места жительства - это тот адрес, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Таким образом, исходя из буквального смысла приведенной нормы, адрес места жительства должен указываться в подписных листах в том виде, как он отражен в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства.

В силу пункта 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года №713) такими документами являются паспорт гражданина Российской Федерации и, в отдельных случаях, свидетельство о регистрации по месту жительства. Закрепленный в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" общий перечень сведений, образующих понятие адреса места жительства, носит ориентирующий характер.

Избирателем И.И. в подписном листе верно указано место регистрации по месту пребывания, т.е. его фактическому месту жительства, что подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27).

Также суд принимает обоснованным довод заявителя по записи в подписном листе . Избирателем М.Н. внесены достоверные сведения о номере и серии ее паспорта, поскольку на момент заполнения подписного листа ей был выдан паспорт, серия и номер которого верно указаны в подписном листе (л.д.26). Данный факт не оспорен в судебном заседании представителем избирательной комиссии Бухтуевой Л.В.

Вместе с тем, указанные выше обстоятельства не влекут отмену решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, поскольку, процент выявленных при проверке недействительных подписей от общего количества, отобранных для проверки подписей, составляет более 10.

Довод заявителя о том, что избирательной комиссией не привлечен к проверке подписей эксперт и отсутствует его заключение не принимается во внимание, поскольку п.30 Постановления Пленума №5 от 31.03.2011 предусмотрено, что при рассмотрении заявлений об оспаривании решений избирательной комиссии, комиссии референдума об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в проведении референдума по основаниям, предусмотренным подпунктом "д" пункта 24, подпунктом "г" пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ, необходимо учитывать, что Федеральный закон от 31 мая 2001 г. №73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" не распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей, участников референдума. Порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3 - 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ.

В соответствии пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ, п.6 ст. 68 Закона Республики Алтай «О муниципальных выборах в Республике Алтай» решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, а также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 названного Федерального закона, по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.

Разрешая заявление, суд считает установленным факт нарушения пп.16 п.11 ст. 25Республики Алтай «О муниципальных выборах в Республике Алтай» №14-РЗ от 05 мая 2011 года и п.7 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ(итоговый протокол был составлен и вручен Акимову О.В. 13.01.2012, т.е. за сутки до принятия решения об отказе в регистрации его кандидатом), но считает, что это нарушение не является основанием к отмене решения избирательной комиссии, исходя из того, что избирательным законодательством не предусмотрено представление кандидатом во время проверки подписных листов доказательств в подтверждение подлинности подписей, содержащихся в подписных листах.

Нарушение процедуры проверки подписных листов в части несвоевременной выдачи копии протокола проверки не повлекло нарушения пассивного избирательного права Акимова О.В. Ссылка на то, что несвоевременное вручение итогового протокола повлекло нарушение закона и его прав, лишило его возможности изучить данный документ отвергается судом, поскольку никакие действия кандидата не повлияли и не могли повлиять на результаты проверки. Внесение изменений, или доработка, или исправление недостатков подписных листов после их сдачи в избирательную комиссию, законом не предусмотрены.

По этим же основаниям суд не принимает во внимание довод заявителя и его представителя о не уведомлении кандидата о дате проведения жребия и проверки подписных листов.

Равенство всех кандидатов по правам и обязанностям в период выборов предусмотрено законодательством, потому пояснения свидетелей, о том, что даты внесения подписей в подписные листы ими вносились и ими же исправлялись, а также доводы представителя заявителя, что эти исправления не могут служить основанием к принятию избирательной комиссией решения об отказе в регистрации кандидата на должность главы МО «Усть-Коксинский район», не принимаются во внимание потому как закон не допускает исправлений в подписных листах, в том числе в датах внесения подписей.

По правилам ч.2 ст. 261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.

В судебном заседании доказан факт, что в ходе проверки подписей выявлено более 10 процентов недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки. Поэтому избирательная комиссия приняла законное решение об отказе в регистрации кандидата Акимова О.В. на должность главы МО «Усть-Коксинской район», в связи с чем не имеется правовых оснований для удовлетворения заявления последнего.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 261 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Акимова О.В. о признании решения Усть-Коксинской районной территориальной избирательной комиссии №17 от 14 января 2012 года об отказе в регистрации в качестве кандидата на должность главы, незаконным, обязании Усть-Коксинскую районную территориальную избирательную комиссию зарегистрировать Акимова О.В. в качестве кандидата на должность главы муниципального образования «Усть-Коксинский район», оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Алтай через Усть-Коксинский районный суд в течение 5 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                               М.В. Плотникова

Мотивированное решение изготовлено 31.01.2012.