Решение не обжаловано, вступило в законную силу.



                                                                                                   Дело № 2-80/2012                                 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 февраля 2012 года               с.Усть-Кокса

                                                                                            

Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Плотниковой М.В.

при секретаре Иродовой Н.Н.

с участием прокурора района Бадина В.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению доверенного лица Мантокова В.М. - Макарова Р.В. о признании факта подкупа избирателей на должность главы МО «Усть-Коксинский район» Гречушниковым С.Н.

установил:

Доверенное лицо Мантокова В.М. - Макаров Р.В. обратился в суд с заявлением о нарушении избирательных прав граждан Российской Федерации, а именно о признании факта подкупа избирателей на должность главы МО «Усть-<адрес>» Гречушниковым С.Н..

В обоснование заявления Макаров Р.В. указывает на то, что ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> проходили соревнования по волейболу среди команд района "Турне залов". Организатором соревнований являлась администрация района в лице М.С. Победители - спортсменки женской команды <адрес>, помимо стандартных наград, в этом году дополнительно получили денежный приз в размере <данные изъяты> рублей каждая с формулировкой "Приз от главы района Гречушникова". Согласно п.2 ст. 36 Федерального закона №67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской федерации": кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности. Согласно п.3 ст.42 Закона "О муниципальных выборах в Республике Алтай" от 20.04.2011 кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы.

Заявитель Макаров Р.В. в судебном заседании пояснил, что он ошибся в месте проведения соревнований с участием женской команды, возможно, женские команды принимали участие в соревнованиях ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Не оспаривал факта проведения соревнований за счет МО «Усть-Коксинский район», пояснил, что предметом спора является фраза, произнесенная неизвестными лицами в момент вручения денежного приза "Приз от главы района Гречушникова". Также пояснил, что о высказывании такой фразы ему стало известно со слов, сам лично он на соревнованиях не присутствовал.

Представитель заинтересованного лица Гречушникова С.Н. - Бухтуева Н.В. возражала удовлетворению заявления, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях.

Гречушников С.Н. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще. В соответствии с ч.1 ст.260.1 ГПК РФ суд рассмотрел заявление в отсутствие заинтересованного лица.

Выслушав пояснения заявителя Макарова Р.В., представителя Бухтуеву Н.В., заслушав заключение прокурора района Бадина В.Н., полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, допросив свидетелей, изучив материалы гражданского дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст. 6 Закона Республики Алтай «О муниципальных выборах в Республике Алтай» №14-РЗ от 05 мая 2011 года Муниципальное образование «Усть-Коксинский район» 12.12.2011приняло решение №31-4 о назначении выборов главы МО «Усть-Коксинский район» Республики Алтай на 04.03.2012.

Пункт 3 ст. 21 Всеобщей декларации прав человека 1948 года содержит положение, согласно которому воля народа должна быть основой власти правительства и должна находить выражение в выборах, обеспечивающих свободу голосования. Это положение развивает и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., п. "b" ст. 25 которого гласит, что каждый гражданин должен иметь право и возможность голосовать и быть избранным на выборах, обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей. От правильной и законной организации выборов зависит и их результат.

Согласно ч.2 ст.32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации их конституционного права на участие в выборах как в федеральные органы государственной власти, так и в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления закреплены в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Настоящее заявление подано по правилам ст. 259 ГПК РФ доверенным лицом кандидата Мантокова В.М. на должность главы МО «Усть-Коксинский район». Доверенные лица кандидата вправе действовать в суде без специальной доверенности, на основании удостоверения доверенного лица.

В судебном заседании установлено, что в январе 2012 года МО «Усть-Коксинский район» принято положение о проведении Турне залов Усть-Коксинского района по волейболу, которым определено время и место проведения соревнований. Согласно указанному положению, 05.02.2012 в селе Чендек проводились соревнования по волейболу «Турне залов» среди женских команд, в селе Мульта - среди мужских.

Кроме принятого положения о проведении Турне залов Усть-Коксинского района по волейболу, была разработана смета расходов на проведение районного турнира по волейболу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с разбивкой по датам соревнований, в том числе на ДД.ММ.ГГГГ заложен расход в размере <данные изъяты> рублей.

На основании заявленияКрасиловец М.С. от ДД.ММ.ГГГГ о выделении денежных средств для проведения районного турнира по волейболу «турне залов», ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «Усть-Коксинский район» принято распоряжение о выделении денежных средств для проведения соревнований по волейболу, из которого следует, что начальнику отдела по молодежной политике М.С. выделены в подотчет денежные средства за счет средств статьи бюджета «физкультуры и спорта» в размере 4000 рублей для проведения районного турнира по волейболу «турне залов» ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Расходным кассовым ордером от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается получение М.С. денежных сумм по заявлениям, в том числе <данные изъяты> рублей для проведения ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> турнира по волейболу «турне залов». ДД.ММ.ГГГГ подотчетным лицом М.С. предоставлен авансовый отчет на <данные изъяты> рублей с приложением ведомости от ДД.ММ.ГГГГ о вручении и получении 8 победителям денежных призов по <данные изъяты> рублей каждому.

Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей - начальник отдела по молодежной политике М.С., победительницы, получившие ДД.ММ.ГГГГ денежный приз по <данные изъяты> рублей каждая - Л.А. и Е.С., пояснили, что денежный приз вручался от администрации МО «Усть-<адрес>» в конверте как лучшим игрокам, вручал приз М.С., каких-либо высказываний им или другими присутствующими лицами, в том числе фраза "Приз от главы района Гречушникова", не произносилось.        

Согласно п.2 ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидатам, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести таковое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Аналогичная позиция содержится в ч.3 ст.42 Закона Республики Алтай «О муниципальных выборах в Республике Алтай» №14-РЗ от 05 мая 2011 года.

Заявитель в судебном заседании указал, что Гречушниковым С.Н. были допущены нарушения правил ведения предвыборной агитации, выразившиеся в подкупе избирателей и нарушении законодательства, поскольку от его имени, как кандидата на должность главы, вручались избирателям денежные призы.

Подкупом признается оказание услуг за совершение каких-либо конкретных действий в интересах лица, предоставляющего эти услуги. Из смысла ч. 2 ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002
№ 67-ФЗ, ч. 3 ст. 42 Закона Республики Алтай от 05.05.2011 № 14-РЗ, п. 37
Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 №5 подкуп
определенным кругом лиц должен осуществляться «... при проведении
предвыборной агитации...». Действующее избирательное законодательство рассматривает подкуп избирателей в качестве такового лишь при наличии доказательств того, что он осуществлялся по отношению к избирателям под условием голосования "за" или "против" конкретного кандидата. Факт проведения соревнований по волейболу районного уровня под названием «Турне залов Усть-Коксинского района» нельзя расценивать как проведение предвыборной агитации кандидатом Гречушниковым С.Н. Согласно п.26 ч.1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указанная деятельность относится к вопросам местного значения муниципального района.

В судебном заседании М.С. не оспаривал, что он является организатором соревнований и им принято решение одарить игроков денежными призами.

В соответствии с ч. 2 ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч.3 ст. 42 Закона Республики Алтай от 05.05.2011 №14-РЗ «О муниципальных выборах в Республике Алтай», согласно п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 №5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» действия по подкупу избирателей должны быть совершены определенным кругом лиц: самими кандидатом, избирательным объединением, их доверенным лицом и уполномоченным представителем, а также иными лицами и организациями по их поручению или с их ведома.

Объективных и бесспорных доказательств того, что кандидат Гречушников С.Н. лично организовал вручение денежных призов победительницам, либо вручение денежных призов проводилось М.С. по его поручению или с его ведома, заявитель не представил. Кроме того, данный факт опровергается изученными в судебном заседании доказательствами, в том числе сведениями о поступлении и расходовании денежных средств на специальном избирательном счете кандидата Гречушникова С.Н.

В соответствии с ч. 5 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 № 67- ФЗ, ч.9 ст.35 Закона Республики Алтай от 05.05.2011 №14-РЗ,
предвыборная агитация кандидата осуществляется исключительно за счет
средств избирательного фонда кандидата. Из выше указанных сведений о поступлении и расходовании денежных средств на специальном избирательном счете кандидата Гречушникова С.Н., никаких денежных средств из избирательного фонда кандидата на проведение соревнований и вручение денежных призов, не направлялось.

По правилам ч.2 ст. 261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 261 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление доверенного лица Мантокова В.М. - Макарова Р.В. о признании факта подкупа избирателей на должность главы МО «Усть-Коксинский район» Гречушниковым С.Н., оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Алтай через Усть-Коксинский районный суд в течение 5 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                               М.В. Плотникова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.