Дело 1-12/2011 ПРИГОВОР
именем Российской Федерации
с. Усть-Кан 1 февраля 2011 г
Усть-Канский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Сарбашева В.Б.,
с участием государственного обвинителя - заместителя прокурора Усть-Канского района Малчинова А.С.,
подсудимого Шкакова Ю.В., его защитника - адвоката Коллегии адвокатов Республики Алтай Туткушевой С.С., представившей удостоверение № ордер № Усть-Канского филиала,
при секретаре Дмитриевой Р.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению
Шкакова Ю.В., ******* г.р., уроженца <адрес>, (данные изьяты), проживающего в <адрес>, не судимого,
в совершении преступления, предусмотренного ст. 105 ч. 1 УК РФ,
установил:
Шкаков Ю.В. совершил убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, при следующих обстоятельствах.
17 сентября 2010 года в период времени с 15 до 17 часов, в избушке стоянки, принадлежащей К., в урочище (данные изьяты), расположенного на территории МО <адрес>, которое находится на расстоянии около 5-6 км от <адрес> в восточном направлении и на расстоянии около 18 км от <адрес> в западном направлении, Шкаков Ю.В. и Ш. употребляли спиртные напитки. В это же время, в этом же месте, после употребления спиртных напитков, между Шкаковым Ю.В. и Ш. возникла обоюдная ссора, в результате которой, у Шкакова Ю.В. на почве возникших личных неприязненных отношений к Ш. возник преступный умысел на его убийство. Сразу же осуществляя свой умысел, Шкаков Ю.В. взяв гладкоствольное охотничье огнестрельное ружье модели (данные изьяты), зарядив его патроном снаряженным картечью 12 калибра, умышленно, осознавая, что своими незаконными действиями лишит Ш. жизни, и желая этого, с целью его убийства, направил ствол ружья в направлении головы последнего и с близкого расстояния произвел один прицельный выстрел в голову, тем самым причинил Ш. телесные повреждения в виде огнестрельного картечного слепого ранения черепа: входную рану глазничной области справа с дефектом мягких тканей, кровоподтеками на веках справа и слева и ссадинами на лице справа (4), с разрушением по ходу раневого канала правого глазного яблока, базальных отделов полушарий головного мозга, лобно-теменно-затылочных долей, полушарий мозжечка, разрыв твердой мозговой оболочки, многооскольчатые переломы костей свода, основания черепа и лицевого скелета, наличие кровоизлияний в мягкие ткани по ходу линий перелома, кровоизлияния в стенку гортани и глотки, корни языка, ткань легких и наличием в раневом канале и в конце его - в затылочной долей слева, в задней черепно-мозговой ямке и мягких тканях затылочной области, повлекшие тяжкий вред здоровью Ш. по признаку опасности для жизни, от которых через короткий промежуток времени наступила смерть Ш. на месте происшествия.
В судебном заседании подсудимый вину в предъявленном обвинении признал полностью и в соответствии со ст. 51 Конституции РФ отказался от дачи показаний. Из оглашенных показаний Шкакова Ю.В., которые он давал во время предварительного следствия следует, что 17.09.2010 года, в ходе распития спиртного около 15 часов, поссорились из-за коня, Ш. обозвал его обидными для него, грубыми словами. У него под матрасом лежала 12-ое, он его достал, зарядил один ствол и стрельнул. Сначала он хотел напуuать, а получилось сразу, что насмерть. После чего поехал в деревню до К., у кого он работает. Ему рассказал что убил человека и сказал что бы тот вызывал милицию. К. сначала не поверил, поехал на стоянку, он тоже верхом на коне обратно поехал, но на половине пути К. вернул его. После этого, они сели в (данные изьяты), положили ружье и поехали в <адрес> за участковым. Кроме Ш. и его, на данной стоянке ни кого не было. При производстве выстрела, расстояние между дулом ружья и Ш., который лежал на втором ярусе нар, было около 50-70 см. и при попытке подняться он произвел выстрел. Ш. после выстрела так же и остался лежать на втором ярусе нар. Потом он напугался и дернул Ш. к себе, тот упал. После чего он поехал в деревню к К.. Перед тем как произвести выстрел Ш. не успел ничего сказать, он вроде бы хотел что-то сказать, но он уже в тот момент стрельнул. 17.09.2010 г. в дневное время у него с Ш. была ссора в ходе которой, они друг другу телесных повреждений не наносили и Ш. в его адрес угрозы убийством не высказывал. Вину свою признает, в содеянном раскаивается. Ружье 12 калибра, из которого он застрелил Ш. и патроны ему достались от отчима М. Данные патроны и ружье он привез на стоянку 1 месяц назад до того как застрелил Ш..
Кроме того, виновность подсудимого в совершении умышленного убийства Ш., подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств.
Протоколом явки с повинной Шкакова Ю.В. о том, что 17.09.2010 г. на животноводческой стоянке принадлежащего К., в урочище (данные изьяты), на территории <адрес>, в ходе возникшей ссоры, взяв под матрасом ружье 12 калибра и зарядив двумя патронами подошел к Ш., который лежал на втором ярусе и спросил у того, что тот емусказал и Ш. что-то вякнул. В это время он в упор, в область головы выстрелил один раз, тот упал на пол. А он развернувшись, вышел из избы, заседлал коня, взял ружье поехал к К. в <адрес> и сообщил о случившемся. Вину свою полностью признает о случившемся сожалеет и раскаивается.
Показаниями свидетеля К. о том, что число не помнит, он искал бычка и после обеда заехал к себе на стоянку. Работники Шкаков и Ш. находились там, работали, заметил, что они были в состоянии опьянения. Затем он уехал в <адрес>. Через некоторое время после его приезда, приехал Шкаков с ружьем и сообщил что убил Ш., просил вызвать милицию. Тогда он сказал, что бы тот ехал обратно на стоянку, а сам сев в автомобиль поехал туда. На стоянке обнаружил труп Ш., который лежал в избе головой к двери, вокруг головы на полу была кровь. Затем поехал обратно в село. По дороге встретил Шкакова. После этого оставив ружье у него дома, поехал в <адрес> и сообщили о случившемся участковому милиционеру. По дороге Шкаков ему рассказал, что Ш. выразился в отношении нецензурно и тот его убил, выстрелив из ружья. Ружье изъяли сотрудники милиции.
Показаниями свидетеля А., работающего участковым уполномоченным ОВД (данные изьяты), о том, что в сентябре 2010 года находился на службе в <адрес>. Подъехал К., вместе с ним был Шкаков, и сообщил, что у него на стоянке происшествие, Шкаков выстрелил в человека. Шкаков подтвердил это, а также сказал что ружье оставил в доме К.. Позвонил в ОВД и сообщил о случившемся. Потом он забрал ружье в доме К. поехали на стоянку, там он обнаружил труп, на полу в избушке, в области головы трупа была кровь. Шкаков сказал, что тот оскорбил его.
Показаниями К.М. о том, что от сына К. узнал о том, что Шкаков застрелил Ш..
Показаниями представителя потерпевшего - Ш.Т. о том, что о смерти брата ей сообщили 17.09.2010 года. Сказали, что его застрелили на стоянке под <адрес>. Брат был острый на язык, допускает что он мог оскорбить Шкакова.
Протоколом осмотра места происшествия от 18.09.2010 года, откуда следует, что местом происшествия является избушка, расположенная в урочище <адрес>, на территории МО <адрес>. Избушка находится на расстоянии около 5-6 км. от <адрес> и на расстоянии около 18 км.от <адрес>. В избушке на расстоянии около 93 см от восточной стены в западном направлении и на расстоянии около 140 см южной стены в северном направлении обнаружен труп Ш. с признаками насильственной смерти. На лице трупа обнаружены телесные повреждения. На втором ярусе нар, обнаружено вещество бурого цвета, похожего на кровь. В ходе осмотра места происшествия на втором ярусе нар обнаружены 4 патрона 12 калибра, так же в сенях избушки обнаружена гильза 12 калибра и патрон 12 калибра.
Заключением судебно-медицинской экспертизы № от 06.10.2010 года, согласно которому у трупа Ш. были найдены телесные повреждения: огнестрельное картечное слепое ранение черепа: входная рана в глазничной области справа с дефектом мягких тканей, кровоподтеками на веках справа и слева и ссадинами на лице справа (4),с разрушением по ходу раневого канала, правого глазного яблока, базальных отделов полушарий головного мозга, лобно-теменно-затылочных долей, полушарий мозжечка, разрывы твердой мозговой оболочки, многооскольчатые переломы костей свода, основания черепа и лицевого скелета, наличие кровоизлияний в мягких тканей по ходу линий перелома, кровоизлияния в стенку гортани и глотки, корня языка, ткань легких и наличием в раневом канале и в конце его - в затылочной доле слева, в задней черепно-мозговой ямке и мягких тканях затылочной области фрагментов пластмассового пыжа и 16 деформированных картечин, диаметром 0,5 см. общей массой 20 гр. Смерть Ш. последовала от огнестрельного картечного слепого ранения черепа с разрушением вещества головного мозга. Имеющиеся телесные повреждения причинены выстрелом из гладкоствольного охотничьего ружья, 12 калибра, снаряженного картечным зарядом с дистанции в пределах действия дополнительных факторов выстрела, 17 сентября 2010 года и расцениваются как повлекшие тяжкий вред здоровью, опасный и создающий непосредственную угрозу для жизни, в данном случае приведший к смерти. В момент получения ранения потерпевший был обращен передней поверхностью лица к дульному срезу оружия, и мог лежать на спине, боковых поверхностях, стоять, сидеть или находится в каких-либо других промежуточных положениях тела. Смерть Ш. последовала через короткий промежуток времени, исчисляемый минутами, после получения ранения, он не мог совершать целенаправленных действий, передвигаться, кричать и т.д. Самопричинение огнестрельного ранения Ш. мало вероятно. Кроме этого установлены: кровоподтек и 4 царапины наружной поверхности правого бедра, 4 ссадины передней поверхности правой голени, кровоподтек наружной поверхности левого коленного сустава, которые могли возникнуть не задолго до смерти от действия тупыми твердыми предметами или о ударе о таковые при падении и расцениваются как повреждения, не причинившие вред здоровью человека. В момент наступления смерти Ш. находился в тяжелой степени алкогольного опьянения, о чем свидетельствует наличие в крови этилового спирта в концентрации 3,6 промилле.
Согласно заключения эксперта № от 28.10.2010 г., изъятые при исследовании трупа, шестнадцать металлических фрагментов могли являться снарядами (картечью) патрона (патронов) к гладкоствольному огнестрельному оружию. Три полимерных фрагмента белого цвета, могли являться пыжом - контейнером (пыжами - контейнерами) для снаряжения охотничьего патрона к гладкоствольному огнестрельному оружию.
Из протокола добровольной сдачи следует, что 18.09.2010 года Шкаков Ю.В. выдал добровольно огнестрельное оружие марки (данные изьяты) 12 калибра и 5 патронов 12 калибра. Номер на стволе № , на цевье № .
Согласно заключения эксперта № от 28.10.2010 г.оружие № на колодке и подствольном крюке № , № на цевье № является гладкоствольным двуствольным огнестрельным оружием - охотничьим ружьем модели (данные изьяты), 12 калибра. Ружье изготовлено заводским способом (ложа изготовлена самодельным способом) исправно и пригодно производства выстрела.
Давая юридическую оценку действиям подсудимого, суд считает, что Шкаков производя выстрел из огнестрельного оружия в потерпевшего осознавал общественно опасный характер своих действий, что в результате его преступных действий наступит смерть потерпевшего, желал этого. Мотивом к совершению данного преступления послужило то, что в ходе совместного распития спиртных напитков между Шкаковым и Ш. возникла ссора из того, что Ш. оскорбил Шкакова обидными для него словами. Рассердившись Шкаков достал огнестрельное оружие и произвел из него выстрел в Ш., в результате которого последовала смерть потерпевшего на месте происшествия.
При этом судом не добыто доказательств того, что действия подсудимого необходимо было бы признать правомерными. В момент причинения телесных повреждений, потерпевший каких-либо активных действий свидетельствующих о причинение вреда здоровью или жизни подсудимого не предпринимал и намерение об этом не высказывал. Судом установлено, что в момент выстрела потерпевший находился на нарах, выстрел был произведен с близкого расстояния.
О направленности умысла подсудимого свидетельствуют причинение смерти с применением огнестрельного оружия, с близкого расстояния, направленного в жизненно-важный орган потерпевшего.
Согласно заключения судебно-психиатрической экспертизы № у Шкакова Ю.В. обнаруживаются (данные изьяты) Шкаков Ю.В. на момент инкриминируемого ему деяния во временном болезненном психическом состоянии не находился (у него не было признаков расстроенного сознания и иной психотической симптоматики), он был в состоянии простого алкогольного опьянения мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими.
С учетом исследованных доказательств, учитывая личность подсудимого в совокупности с заключением судебно-психиатрической экспертизы, суд считает Шкакова вменяемым по отношению к совершенному деянию.
Таким образом, действия Шкакова Ю.В. суд квалифицирует по ч. 1 ст. 105 УК РФ, убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку.
Обстоятельствами смягчающими наказание являются явка с повинной, признание вины подсудимым и раскаяние в содеянном, противоправное поведение потерпевшего послужившее поводом к совершению преступления.
По месту жительства подсудимый характеризуется с удовлетворительной стороны, на поведение которого замечаний и жалоб не поступало, работал по найму.
При назначении наказания судом учитывались характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного, обстоятельства смягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи.
С учетом изложенных обстоятельств дела, личности виновного, суд считает, что исправление осужденного невозможно без изоляции от общества.
Руководствуясь ст. ст. 304, 307-309 УПК РФ, суд
приговорил:
Шкакова Ю.В. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 Уголовного Кодекса Российской Федерации и назначить наказание в виде лишения свободы на срок девять лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Срок наказания исчислять с 1 февраля 2011 года. Зачесть в срок отбывания наказания время содержания под стражей с 18 сентября 2010 года до 1 февраля 2011 года.
До вступления приговора в законную силу, меру пресечения осужденному оставить содержание под стражей.
По вступлению приговора в законную силу вещественные доказательства: гладкоствольное двуствольное огнестрельное оружие марки (данные изьяты) с номером на цевье № , 5 патронов 12 калибра, 1 гильзу 12 калибра, хранящиеся КХО ОВД <адрес>, передать в МВД Республики Алтай; пыж, картечь изъятые у трупа, а также смывы с рук, шеи, лица, ушных раковин, 2 контрольных образца марлевых тампонов, образец крови - изъятые у Шкакова Ю.В., хранящиеся в МСО <адрес> - уничтожить; сотовый телефон, хранящийся в в МСО <адрес> передать представителю потерпевшего Ш.Т..
Приговор может быть обжалован в судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Республики Алтай в течение 10 дней с момента провозглашения через Усть-Канский районный суд, а осужденным содержащимся под стражей в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы, осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Судья В.Б. Сарбашев