о понуждении к выполнению законных требований



Дело № 2-324/2010 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Усть-Кан 05 июля 2010 г.

Усть-Канский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Сарбашева В.Б.,

при секретаре Дмитриевой Р.Ф.,

с участием помощника прокурора Малчинова А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Усть-Канского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Усть-Канское сельское поселение» о понуждении к выполнению законных требований,

установил:

Прокурор Усть-Канского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации МО «Усть-Канское сельское поселение» об обязании принять меры по проведению мероприятий по очистке земель от отходов путем ликвидации (сбора и вывоза) несанкционированной свалки, расположенной на территории МО «Усть-Канское сельское поселение» Усть-Канского района по ул. ..., напротив дома № *, от артезианской скважины до лесного массива, указав, что прокуратурой района совместно с ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в Усть-Канском районе проведена проверка исполнения законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории района, об отходах производства и потребления, в ходе которой было установлено, что органом местного самоуправления нормы законодательства исполняются ненадлежащим образом. Согласно акту, составленному по результатам проверки органом государственного контроля (надзора), от 19.04.2010 г. № 101 на территории МО «Усть-Канское сельское поселение» Усть-Канского района по ул. ФИО3, напротив дома № *, от артезианской скважины до лесного массива, образована несанкционированная свалка ТБО протяженностью 200 м. (п. 3.2 СанПиН 42-128-4690-88).

В судебном заседании помощник прокурора Малчинов А.С. исковые требования уточнил в части расположения свалки, что она находится по ул. ФИО3, на шесть метров выше дома № * до лесного массива.

Представитель ответчика - администрации МО «Усть-Канское сельское поселение» - Молчоев У.Н. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив суду, что территория, на которой расположена свалка, отдана по договору аренды гражданам, в том числе ФИО5, ФИО4, ФИО3, которые должны были привести территорию в порядок. Письменные договоры аренды не заключены.

Третье лицо на стороне ответчика Бедушева Т.Д. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия.

Третьи лица на стороне ответчика Халуев Е.А., Михайлова Е.Г. в судебном заседании возражений по иску не имели, пояснив суду, что мусор на своей территории они убрали, осталась только яма, которую необходимо выровнять, для чего обращались в МУП «Коммунальщик», сельскую администрацию, которые обещали выделить трактор для этой цели, но до сих пор яма не выровнена.

МУП «Коммунальщик», привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, в судебное заседание не явилось.

Суд, выслушав стороны, третьих лиц на стороне ответчика и исследовав материалы дела, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Органы государственной власти и местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно ст. 22 указанного Закона и Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Основным принципом государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно п. 13 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидация последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и захламления земель.

В силу ч. 2 ст. 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия за счет собственных средств.

Согласно п. 17 ст. 4 Устава МО «Усть-Канское сельское поселение» к вопросам местного значения Усть-Канского сельского поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В судебном заседании установлено, что, согласно актам проверок № 101 от 19.04.2010 г., № 141 от 27.05.2010 г., от 02.07.2010 г. и от 05.07.2010 г., составленным прокуратурой Усть-Канского района, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» по Усть-Канскому району, в с. ... по ул. ..., выше дома № * в 6 метрах, до лесного массива, в нарушение п. 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест» в яме организована несанкционированная свалка.

Статья 13 Федерального закона «Об отходах производств и потребления» устанавливает, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Судом установлено, что указанная территория находится в границах МО «Усть-Канское сельское поселение», обязанности по ее очистке от бытовых отходов и мусора администрацией сельского поселения по договору не были возложены на арендаторов земельных участков. Ненадлежащее выполнение ответчиком возложенных законом обязанностей подрывает санитарно-эпидемиологическую обстановку на территории муниципального образования, негативно влияет на состояние природной среды, создает угрозу эпидемиологического заболевания населения. При этом нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст. 42 Конституции РФ. Перечисленные нарушения затрагивают интересы неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах суд полагает, что требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать администрацию МО «Усть-Канское сельское поселение» принять меры по проведению мероприятий по очистке земель от отходов путем ликвидации (сбора и вывоза) несанкционированной свалки, расположенной на территории МО «Усть-Канское сельское поселение» Усть-Канского района по ул. ФИО3, на шесть метров выше дома № * до лесного массива.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в течение 10 дней через Усть-Канский районный суд.

Федеральный судья В.Б. Сарбашев

Мотивированное решение изготовлено 07 июля 2010 года.

Федеральный судья В.Б. Сарбашев