о понуждении к выполнению законных требований



Дело № 2-329/2010 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Усть-Кан 27 мая 2010 г.

Усть-Канский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Сарбашева В.Б.

при секретаре Майнаковой С.А.

с участием заместителя прокурора Маташевой О.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Усть-Канского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Усть-Канское сельское поселение» о понуждении к выполнению законных требований,

установил:

Прокурор Усть-Канского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации МО «Усть-Канское сельское поселение» об обязании принять меры по проведению мероприятий по очистке земель от отходов путем ликвидации (сбора и вывоза) несанкционированной свалки, расположенной на территории МО «Усть-Канское сельское поселение» Усть-Канского района по ул. Д., между домами № * ул. Д. и № * ул. Т., в логу, указав, что прокуратурой района совместно с ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в Усть-Канском районе проведена проверка исполнения законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории района, об отходах производства и потребления, в ходе которой было установлено, что органом местного самоуправления нормы законодательства исполняются ненадлежащим образом. Согласно акту, составленному по результатам проверки органом государственного контроля (надзора), от 19.04.2010 г. № 98 на территории МО «Усть-Канское сельское поселение» Усть-Канского района по ул. Д., между домами № * ул. Д. и № * ул. Т., в логу, образована несанкционированная свалка ТБО (п. 3.2 СанПиН 42-128-4690-88).

В судебном заседании заместитель прокурора Маташева О.Д. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика - администрации МО «Усть-Канское сельское поселение» - Молчоев У.Н. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив суду, что свалка ликвидирована.

Суд, выслушав стороны и исследовав материалы дела, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Органы государственной власти и местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно ст. 22 указанного Закона и Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Основным принципом государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно п. 13 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидация последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и захламления земель.

В силу ч. 2 ст. 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия за счет собственных средств.

Согласно п. 17 ст. 4 Устава МО «Усть-Канское сельское поселение» к вопросам местного значения Усть-Канского сельского поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В судебном заседании установлено, что, согласно акту проверки от 19.04.2010 г. № 98, составленному прокуратурой Усть-Канского района, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» по Усть-Канскому району, в с. Усть-Кан по ул. Д., между домами № * ул. Д. и № * ул. Т., в логу, в нарушение п. 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест» организована несанкционированная свалка, твердые бытовые отходы не вывезены на отведенное место свалки. Согласно повторному осмотру и составленному акту № 143 от 27.05.2010 г., данная несанкционированная свалка убрана частично (имеются тетрапакеты из-под сока, металлолом), твердые бытовые отходы собраны в мешки, не вывезены на отведенное место свалки.

Статья 13 Федерального закона «Об отходах производств и потребления» устанавливает, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Ненадлежащее выполнение ответчиком возложенных законом обязанностей подрывает санитарно-эпидемиологическую обстановку на территории муниципального образования, негативно влияет на состояние природной среды, создает угрозу эпидемиологического заболевания населения. При этом нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст. 42 Конституции РФ. Перечисленные нарушения затрагивают интересы неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах суд полагает, что требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать администрацию МО «Усть-Канское сельское поселение» принять меры по проведению мероприятий по очистке земель от отходов путем ликвидации (сбора и вывоза) несанкционированной свалки, расположенной на территории МО «Усть-Канское сельское поселение» Усть-Канского района по ул. Д., между домами № * ул. Д. и № * ул. Т., в логу.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в течение 10 дней через Усть-Канский районный суд.

Федеральный судья В.Б. Сарбашев

Мотивированное решение изготовлено 28 мая 2010 года.

Федеральный судья В.Б. Сарбашев