Дело № 2-820/2010 г.
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации(заочное)
с.Усть-Кан 11 ноября 2010 года
Усть-Канский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Сарбашева В.Б.,
при секретаре Дмитриевой Р.Ф.,
с участием помощника прокурора Малчиевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Усть-Канского района к администрации муниципального образования «Ябоганское сельское поселение» о понуждении к выполнению законных требований,
установил:
Прокурор Усть-Канского района Республики Алтай обратился в суд с иском к администрации МО «Ябоганское сельское поселение» о понуждении к выполнению законных требований, указав, что прокуратурой района совместно с отделением ГПН по Усть-Канскому району 21.09.2010 г. проведена проверка соблюдения ФЗ «О пожарной безопасности» в МО «Ябоганское сельское поселение», в результате которой установлено, что в нарушение Конституции РФ, ФЗ «О пожарной безопасности», правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 213 в сельском поселении не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения в с.Оро, с.Верх-Ябоган Усть-Канского района (устройство противопожарных полос, создания противопожарных разрывов от лесных массивов) (п.112 ППБ-01-03); не в полном объеме организовано проведение противопожарной пропаганды (на момент проверки выявлено два факта сжигания мусора вблизи строений) (п.26 ППБ-01-03); села Ябоган, Оро, Верх-Ябоган не обеспечены мотопомпами или пожарным автомобилем (п.31 ППБ-01-03); не приняты меры по устройству подъездов с площадками с твердым покрытием к естественному или искусственным водоисточникам для забора воды (п.90 ППБ-01-03); не утвержден перечень первичных средств тушения пожаров и противопожарного инвентаря для помещения и строения, находящихся в собственности граждан (ст.34 ФЗ-69); не установлены указатели у водоемов (п.90 ППБ-01-03); не решен вопрос финансового обеспечения первичных мер пожарной безопасности в нарушение ст.19 ФЗ «О пожарной безопасности». Данные нарушения подтверждаются актом проверки от 21.09.2010 г. Нарушениями, допущенными со стороны администрации МО «Ябоганское сельское поселение» создается непосредственная угроза для жизни и здоровья людей.
В судебном заседании помощник прокурора Малчиева С.А. поддержала исковые требования в полном объеме.
В судебное заседание представитель ответчика Арбаков А.А. не явился о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признал, пояснив, что опахивание в селах провели. Требование в части обязания обеспечить автомобилем представитель ответчика также не признал.
Принимая во внимание, что ответчик был извещен о времени и месте судебного заседания, не сообщил об уважительных причинах своей неявки, и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие, суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Суд, выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с п.9 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Аналогичные положения закреплены в п.п.9 ст.4 Устава МО «Ябоганское сельское поселение» (л.д.9). Решение указанного вопроса местного значения согласно п.п.10 ст.26 Устава отнесено к полномочиям администрации сельского поселения (л.д.24).
В соответствии со ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Согласно ст.25 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти, органы местного самоуправления, пожарная охрана и организации.
Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).
В п.1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии с п.112 Правил пожарной безопасности в РФ для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).
Согласно п.90 Правил пожарной безопасности в РФ при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).
Согласно п.90 Правил пожарной безопасности в РФ у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
Кроме того, ст.34 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане в том числе обязаны: иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления.
Согласно ст.19 Федерального закона «О пожарной безопасности» вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Согласно акту проверки от 21.09.2010 г. в ходе совместной проверки прокуратуры Усть-Канского района и ОГПН Усть-Канского района выявлены нарушения требований Федерального закона «О пожарной безопасности» в МО «Ябоганское сельское поселение»: не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения в с.Оро, Верх-Ябоган (устройство противопожарных полос, создания противопожарных разрывов от лесных массивов) (п.112 ППБ-01-03); не в полном объеме организовано проведение противопожарной пропаганды (на момент проверки выявлено два факта сжигания мусора вблизи строений) (п.26 ППБ-01-03); населенные пункты Ябоган, Оро, Верх-Ябоган не обеспечены пожарными мотопомпами или пожарными автомобилями (п.31 ППБ-01-03); не приняты меры по устройству подъездов с площадками с твердым покрытием к естественному или искусственным водоисточникам для забора воды (п.90 ППБ-01-03); не утвержден перечень первичных средств тушения пожаров и противопожарного инвентаря для помещения и строения, находящихся в собственности граждан (ст.34 ФЗ-69); не установлены указатели у водоемов (п.90 ППБ-01-03); не решен вопрос финансового обеспечения первичных мер пожарной безопасности (ст.19 ФЗ «О пожарной безопасности»).
Тем самым, нарушение ответчиком требований Федерального закона «О пожарной безопасности» и Правил пожарной безопасности в РФ в виде невыполнения мероприятий исключающих возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения в с.Оро, Верх-Ябоган (устройство противопожарных полос, создания противопожарных разрывов от лесных массивов); организации не в полном объеме проведения противопожарной пропаганды; непринятии мер по устройству подъездов с площадками с твердым покрытием к естественному или искусственным водоисточникам для забора воды; неутверждении перечня первичных средств тушения пожаров и противопожарного инвентаря для помещения и строения, находящихся в собственности граждан; не установлены указатели у водоемов (п.90 ППБ-01-03); нерешения вопроса финансового обеспечения первичных мер пожарной безопасности нашло подтверждаются материалами дела. Указанные нарушения создают непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.
В соответствии с ч.1 ст.38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в том числе руководители органов местного самоуправления.
Согласно ст.34 Устава МО «Ябоганское сельское поселение» ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, Конституции и законов Республики Алтай, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий (л.д.28).
В части требования прокурора об обязании ответчика обеспечить населенные пункты Ябоган, Оро, Верх-Ябоган мотопомпами или пожарными автомобилями, суд принимает во внимание требования п.31 Правил пожарной безопасности в РФ, согласно которым сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп.
На территории Ябогагского сельского поселения согласно справке администрации сельского поселения от 10.10.2010 г. находятся три населенных пункта. В с.Ябоган расположено 511 дворов, с.Оро - 82 и в с.Верх-Ябоган - 47. Следовательно, в соответствии с п.31 Правил пожарной безопасности в РФ Ябоганское сельское поселение должно быть обеспечено пожарными мотопомпами, где село Ябоган должно быть обеспечено одной прицепной пожарной мотопомпой, каждое из сел Оро и Верх-Ябоган должно быть обеспечено одной переносной пожарной мотопомпой.
Тем самым, суд полагает, что обеспечение населенного пункта пожарным автомобилем Правилами пожарной безопасности в РФ, Федеральными законами «О пожарной безопасности» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусмотрено.
Таким образом, суд, исследовав представленные доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что требования прокурора Усть-Канского района к администрации МО «Ябоганское сельское поселение» о понуждении к выполнению законных требований законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.197-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора удовлетворить частично.
Обязать администрацию МО «Ябоганское сельское поселение» устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения в с.Оро, с.Верх-Ябоган Усть-Канского района (устроить противопожарные полосы, создать противопожарные разрывы от лесных массивов); организовать проведение противопожарной пропаганды; обеспечить село Ябоган Усть-Канского района одной прицепной пожарной мотопомпой, село Оро Усть-Канского района одной переносной пожарной мотопомпой и село Верх-Ябоган Усть-Канского района одной переносной пожарной мотопомпой; принять меры по устройству подъездов с площадками с твердым покрытием к естественным или искусственным водоисточникам для забора воды; утвердить перечень первичных средств тушения пожаров и противопожарного инвентаря для помещения и строения, находящихся в собственности граждан; установить указатели у водоемов объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий.
Отказать в иске прокурора в части обязать администрацию МО «Ябоганское сельское поселение» обеспечить населенные пункты Ябоган, Оро и Верх-Ябоган Усть-Канского района пожарным автомобилем.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай через Усть-Канский районный суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья В.Б.Сарбашев