Решение не обжаловано, вступило в законную силу.



Дело № 2-290/2011

Решение

Именем Российской Федерации

8 июня 2011 года                                                        с. Усть-Кан

Усть-Канский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи С.А. Шадеевой,

при секретаре Т.А. Иташевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аларушкина А.К. к Транову И.С., сельскохозяйственному производственному кооперативу «Экинур» о признании права собственности на здание магазина,

иску третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора Тулентиной А.К., Кокушевой Л.С., Булбановой Р.А., Блисова М.С., Кудачиной Т.М. к Аларушкину А.К. о признании договора купли-продажи ничтожным и применении последствий недействительности ничтожной сделки, признании права собственности по 1/7 на здание магазина,

иску третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора Трановой Г.Б., Итпалиной Е.М. к Аларушкину А.К. о признании права собственности на здание магазина за АОЗТ «Оймок»,

Установил:

Аларушкин А.К. обратился в суд с иском к Транову И.С., СПК «Экинур» о признании права собственности на здание магазина и земельный участок, расположенных по адресу: (данные изьяты)

В обоснование иска ссылался на то, что указанные объекты недвижимости он приобрел по договору купли-продажи от 27.02.1998 г. В государственной регистрации права собственности за Аларушкиным А.К. было отказано, так как договор купли-продажи магазина от 27.02.1998 г. не был зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора Тулентина А.К., Кокушева Л.С., Булбанова Р.А., Блисов М.С., Кудачина Т.М. обратились в суд с иском к Аларушкину А.К. о признании договора купли-продажи здания магазина от 27.02.1998 г., заключенного между АОЗТ «Оймок» и Аларушкиным А.К. ничтожным, применении последствий недействительности ничтожной сделки, признании права собственности на здание магазина по 1/7 доли за Тулентиной А.К., Кокушевой Л.С., Булбановой Р.А., Кудачиной Т.М., Итпалиной Е.М., Блисовым М.С., Трановой Г.Б.

Ссылались на то, что на основании договора купли-продажи от 20.12.1995 года здание магазина принадлежало АОЗТ «Оймок» на праве собственности. 05.02.2001 г. в отношении АОЗТ «Оймок» начата процедура ликвидации. В ходе ликвидации продажи имущества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений, не осуществлялось. Следовательно, имущество подлежит разделу между акционерами. Продажа здания магазина на основании договора купли-продажи от 27.02.1998 г. была осуществлена Трановым И.С., который не являлся директором АОЗТ «Оймок».

Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора Транова Г.Б. и Итпалина Е.М. обратились в суд с иском к Аларушкину А.К. о признании права собственности на здание магазина за АОЗТ «Оймок», ссылались на то, что здание принадлежит АОЗТ «Оймок», согласие на продажу здания они не давали.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация Усть-Канского района и администрация Яконурского селького поселения Усть-Канского района.

Определением суда производство по делу в части признания исковых требований Аларушкина А.К. о признании права собственности на земельный участок прекращено.

В судебном заседании Аларушкин А.К. и его представитель Аларушкин А.М. исковые требования о признании права собственности на здание магазина поддержали. Исковые требования третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора Тулентиной А.К., Кокушевой Л.С., Булбановой Р.А., Блисова М.С., Кудачиной Т.М. о признании договора купли-продажи здания магазина от 27.02.1998 г. ничтожным, применении последствий недействительности ничтожной сделки, признании права собственности на здание магазина по 1/7 доли за Тулентиной А.К., Кокушевой Л.С., Булбановой Р.А., Кудачиной Т.М., Итпалиной Е.М., Блисовым М.С., Трановой Г.Б., а также исковые требования Трановой Г.Б. и Итпалиной Е.М. о признании права собственности на здание магазина за АОЗТ «Оймок» не признали.

В судебном заседании ответчики Транов И.С., представитель СПК «Экинур» Константинов Э.А. исковые требования Аларушкина А.К. не признали.

В судебном заседании третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора Кокушева Л.С. и Тулентина А.К., а также их представитель Чернышов А.Ю. исковые требования поддержали. С иском Аларушкина А.К. о признании права собственности на здание магазина не согласились.

В судебное заседание представители соответчиков - администрации Усть-Канского района и администрации Яконурского сельского поселения, третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора Булбанова Р.А., Блисов М.С., Кудачина Т.М., Транова Г.Б., Итпалина Е.М. не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены.

Суд, выслушав участников процесса, свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Аларушкина А.К. о признании права собственности на здание магазина и к отказу в удовлетворении исковых требований третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора.

В силу ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является признание права.

В соответствии со ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Согласно ч. 1 ст. 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).

Согласно ч. 1 ст. 551 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.

В судебном заседании установлено, что 27.02.1998 года между АОЗТ «Оймок» в лице директора Транова И.С. и Аларушкиным А.К. заключен договор купли-продажи, в соответствии с которым АОЗТ «Оймок» продал Аларушкину А.К. производственное помещение, расположенное по адресу: (данные изьяты) Договор удостоверен нотариусом Усть-Канского нотариального округа (данные изьяты)

05.02.2001 г. Арбитражным судом Республики Алтай вынесено решение о ликвидации АОЗТ «Оймок», обязанности по ликвидации возложены на учредителей и директора (данные изьяты) Определением от 14.01.2004 г. установлен новый срок ликвидации до 14.05.2004 г. В соответствии с информацией из межрайонной ИФНС России № 2 от 20.04.2011 г. № 02-02/1247 АОЗТ «Оймок» ИНН 0403002113 по состоянию на 20.04.2011 г. находится на стадии ликвидации на основании решения суда.

В силу того, что государственная регистрация в соответствии с Постановлением Правительства Республики Алтай № 192 от 18.06.1998 года «Об утверждении положения «Об учреждении юстиции - «Центра Республики Алтай по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» осуществлялась на территории Республики Алтай с ноября 1998 г. переход права собственности и право собственности за Аларушкиным А.К. не был зарегистрирован своевременно в Центре по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а впоследствии не был зарегистрирован в связи с начавшейся процедурой ликвидации АОЗТ «Оймок».

Как следует из объяснений участвующих в деле лиц, и показаниями свидетеля (данные изьяты) подтверждается, что договор исполнен сторонами: Аларушкину А.К. в 1998 году было передано здание магазина, а он передал причитающиеся по договору денежные средства и до настоящего времени пользуется им.

В соответствии с заключением органа архитектурно-строительного надзора № 6 от 30.08.2010 г. Управления архитектуры и строительства администрации МО «Усть-Канский район здание магазина находится в удовлетворительном состоянии, соответствует строительным и градостроительным нормам и правилам. Не создает угрозу имуществу и здоровью граждан.

В связи с тем, что в соответствии с ч. 2 ст. 433 ГК РФ договор купли-продажи является заключенным с момента передачи имущества, суд считает, что имеются законные основания для признания права собственности на здание магазина за Аларушкиным А.К.

Суд не может согласиться с доводами о том, что договор купли-продажи от 27.02.1998 г. является ничтожным, так как Транов И.С. на момент подписания не являлся директором АОЗТ «Оймок», поскольку из договора, удостоверенного нотариусом Усть-Канского нотариального округа ФИО17 следует, что нотариус при заключении договора проверил правоспособность, полномочия директора АОЗТ «Оймок» Транова И.С. и принадлежность производственного помещения обществу, кроме того, из материалов дела не следует, что на момент заключения оспариваемого договора какое-либо иное лицо, кроме Транова И.С. исполняло обязанности директора АОЗТ «Оймок».

Доводы о том, что на момент подписания договора директором АОЗТ «Оймок» являлась Итпалина Е.М. необоснован. Так, в соответствии с распоряжением администрации Усть-Канского района от 26.10.1994 г. -р директором АОЗТ «Оймок» являлась Итпалина Е.М. А согласно имеющейся в деле выписке из решения общего собрания коллектива АОЗТ «Оймок» от 21.01.1995 г. директором избран Транов И.С. В письменных объяснений от 30.05.2011 г. Итпалина Е.М. указала, что она являлась директором с 26.10.1994 г. по 21.01.1995 г., а с 21.01.1995 г. директором был утвержден Транов И.С.

Доводы ответчика Транова И.С. о том, что он в момент подписания договора от 27.02.1998 г. не являлся директором АОЗТ «Оймок», о чем сообщал Аларушкину А.К. суд считает недоказанными.

В соответствии с пунктами 17, 18 ст. 48 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ (в редакции Федерального закона от 13.06.1996 г. № 65-ФЗ) к компетенции Общего собрания относятся вопросы заключения сделок в случаях, предусмотренных статьей 83 настоящего Федерального закона, а также совершение крупных сделок, связанных с приобретением и отчуждением обществом имущества, в случаях предусмотренных статьей 79 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 2 решение по вопросам, указанным в подпунктах 1-18 пункта 1 настоящей статьи, относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение исполнительному органу общества.

В соответствии с ч. 3 ст. 79 указанного закона решение об одобрении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет более 50 % балансовой стоимости активов общества, принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.

Суд не представлено доказательства того, что стоимость здания магазина на момент продажи составляла 50 % балансовой стоимости активов общества. Следовательно, довод о том, что данная сделка являлась крупной, а следовательно требовалось решение общего собрания акционеров на продажу здания магазина является несостоятельным. Кроме того, при удостоверении договора купли-продажи нотариусом Усть-Канского нотариального округа, была представлена выписка из протокола собрания № 6 от 10.11.1997 г., согласно которой акционеры дали согласие на продажу здания.

Суд считает, что требования третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора Кокушевой Л.С. неправомерны в силу того, что в материалах дела отсутствуют сведения о том, что она являлась акционером АОЗТ «Оймок».

Доводы представителя СПК «Экинур» о том, что здание магазина принадлежит СПК «Экинур» является безосновательными, поскольку в соответствии с регистрационным удостоверением Бюро технической инвентаризации <адрес> от 21.11.1997 г. право собственности на здание магазина зарегистрировано за АОЗТ «Оймок» на основании договора купли-продажи от 20.12.1995 г., по которому колхоз «Экинур» продал здание АОЗТ «Оймок».

Поскольку суд пришел к выводу о признании права собственности на здание магазина за Аларушкиным А.К. на основании договора купли-продажи от 27.02.1998 г., который фактически был исполнен сторонами, исковые требования третьих лиц Тулентиной А.К., Кокушевой Л.С., Булбановой Р.А., Блисова М.С., Кудачиной Т.М. о признании договора купли-продажи ничтожным и применении последствий недействительности ничтожной сделки, признании права собственности по 1/7 доли на здание магазина, исковые требования Трановой Г.Б., Итпалиной Е.М. о признании права собственности на здание магазина за АОЗТ «Оймок» не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Признать за Аларушкиным А.К. право собственности на здание магазина, общей площадью (данные изьяты) расположенном на земельном участке общей площадью (данные изьяты) из земель населенных пунктов - для размещения и обслуживания магазина с кадастровым номером (данные изьяты), находящихся по адресу: (данные изьяты)

В удовлетворении исковых требований третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора Тулентиной А.К., Кокушевой Л.С., Булбановой Р.А., Блисова М.С., Кудачиной Т.М. к Аларушкину А.К. о признании договора купли-продажи от 27.02.1998 года, заключенного между АОЗТ «Оймок» и Аларушкиным А.К. ничтожным и применении последствий недействительности ничтожной сделки, признании права собственности по 1/7 на здание магазина, расположенного по адресу: (данные изьяты) за Тулентиной А.К., Кокушевой Л.С., Булбановой Р.А., Блисова М.С., Кудачиной Т.М., Трановой Г.Б., Итпалиной Е.М. отказать.

В удовлетворении исковых требований третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора Трановой Г.Б., Итпалиной Е.М. к Аларушкину А.К. о признании права собственности на здание магазина, расположенного по адресу: (данные изьяты) за АОЗТ «Оймок» отказать.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда в течение 10 дней через Усть-Канский районный суд.

Судья                                                                                      С.А. Шадеева.

Мотивированное решение суда изготовлено 14 июня 2011 г.

Судья                                                                                       С.А. Шадеева.