Дело № 2-909/2011 Решение Именем Российской Федерации Усть-Канский районный суд Республики Алтай в составе: председательствующего судьи С.А. Шадеевой, при секретаре Т.А. Иташевой, с участием заместителя прокурора А.С. Малчинова, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям прокурора Усть-Канского района в интересах Чапыевой М.М., Иркитовой З.Ы., Иртаевой Э.В., Теркишевой Т.Г., Торушевой А.Н., Федоренко Ж.Л., Ченчубаевой О.А., Акпыжаевой Р.С., Бадыковой (данные изьяты) Отделу труда и социального развития МО «Усть-Канский район»об обязании приобрести и доставить твердое топливо за 2009 и 2010 годы, Установил: Прокурор Усть-Канского района обратился в суд в интересах педагогических работников Чапыевой М.М., Иркитовой З.Ы., Иртаевой Э.В., Теркишевой Т.Г., Торушевой А.Н., Федоренко Ж.Л., Ченчубаевой О.А., Акпыжаевой Р.С., Бадыковой Г.П. с иском к Отделу труда и социального развития МО «Усть-Канский район об обязании приобрести и доставить твердое топливо за 2009 год, выплатить денежную компенсацию за приобретение и доставку твердого топлива за 2010 год. Исковые требования мотивированы тем, что указанные лица являются педагогическими работниками. Согласно п.п. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 они имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности. Постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» обязанность обеспечения учителей в сельской местности и членов их семей бесплатными квартирами с отоплением и освещением была возложена на исполкомы сельских и поселковых советов народных депутатов. Распоряжением Совета министров СССР от 24.07.1949г. № 11433-р действие указанного постановления распространено на учителей сельских школ. Согласно указанных нормативных актов обеспечение работников школ топливом происходит с доставкой топлива на дом не позднее 1 сентября в размере годовой потребности. Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, осуществляется за счет средств республиканского бюджета. Обязанность по обеспечению права работников образования, на предоставление им бесплатного твердого топлива взяла на себя администрация МО «Усть-Канский район» в лице Отдела труда и социального развития в соответствии с постановлением Правительства Республики Алтай от 10 июня 2009 года № 128. Впоследствие прокурор уточнил исковые требования, просил ответчика приобрести и доставить твердое топливо (дрова) работникам образования, в интересах которых поданы иски, за 2009 и 2010 годы, согласно расчетам, произведенным Отделом труда и социального развития МО «Усть-Канский район. В судебном заседании заместитель прокурора Усть-Канского района А.С. Малчинов исковые требования поддержал. Истцы Чапыева М.М., Иркитова З.Ы., Иртаева Э.В., Теркишева Т.Г., Торушева А.Н., Федоренко Ж.Л., Ченчубаева О.А., Акпыжаева Р.С., Бадыкова Г.П., представитель ответчика - Отдел труда и социального развития МО «Усть-Канский район», представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора - Министерства финансов Республики Алтай, Министерства труда и социального развития Республики Алтай в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще. Суд, выслушав заместителя прокурора, исследовав материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п.п. «е», «ж», «к» части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу части 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Принимаемые законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, согласно ч. 2 и ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральному законодательству. Согласно абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. Как следует из материалов дела, истцы Чапыева М.М., Иркитова З.Ы., Иртаева Э.В., Теркишева Т.Г., Торушева А.Н., Федоренко Ж.Л., Ченчубаева О.А., Акпыжаева Р.С., Бадыкова Г.П. работают в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Усть-Канская СОШ» им. Ч.К.Кыдрашева и являются педагогическими работниками. Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела копиями трудовых книжек истцов. Таким образом, истцы являются педагогическими работниками и имели право на получение мер социальной поддержки в виде бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением в 2009 и 2010 годах. Указанное обстоятельство подтверждается также имеющимися в материалах дела справками отдела труда и социального развития МО «Усть-Канский район», выданными истцам. Согласно ст. 2 Федеральный закон от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ), устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях. В силу указанной нормы, а также положений абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании", за педагогическими работниками до вступления в силу Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ было сохранено право на льготы в натуральной форме, а именно право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности, что является федеральной мерой социальной поддержки педагогическим работникам, а субъектам Российской Федерации было передано право определять порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам тем организациям, которые оказывают жилищно-коммунальные услуги. В развитие данных федеральных законов в Республике Алтай были приняты законы субъекта. Как следует из преамбулы Закона Республики Алтай от 07.07.2008 года № 78-РЗ «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай», в соответствии со ст. 55 Закона РФ «Об образовании» в целях формирования межбюджетных отношений настоящий Закон устанавливает размеры, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, проживающим в сельской местности Республики Алтай, и работающим в государственных или муниципальных учреждениях образования, культуры, искусства, здравоохранения, социальной защиты, расположенных в сельской местности, а также указанным педагогическим работникам, вышедшим на трудовую пенсию по старости, если педагогический стаж работы этих работников в сельской местности составляет не менее десяти лет и ко дню выхода на трудовую пенсию по старости (инвалидности) они пользовались мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг. Согласно ст. 1, 4 вышеуказанного Закона РА предусматривается, что в связи с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам по оплате жилого помещения, отопления и освещения подлежат возмещению следующие виды расходов: плата за отопление жилого помещения, в том числе приобретение и доставка твердого топлива при отсутствии центрального отопления. Возмещение организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам мер социальной поддержки, производится на основании заключенных с организациями договоров. В соответствии с п. 7 ст. 1 Закона Республики Алтай «О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями в области социальной поддержки, социального обслуживания отдельных категорий граждан и управления охраной труда» от 23. 12. 2005 г. № 36-6, органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, состоящими, в том числе, и по предоставлению мер социальной поддержки, установленных Законом Республики Алтай «О мерах социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в сельской местности Республики Алтай». Согласно ст. 2 указанного закона отдельными государственными полномочиями было наделено, в т.ч. муниципальное образование «Усть-Канский район». Согласно положения об отделе труда и социального развития МО «Усть-Канский район» основными задачами отдела является обеспечение в МО «Усть-Канский район» реализации государственной политики в сфере социально-трудовых отношений; формирование территориальной системы управления процессами труда и социальной защиты семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста, ветеранов, инвалидов, граждан уволенных с военной службы, и членов их семей; практической реализации мер, направленных на повышение уровня жизни населения МО; соблюдения трудовых и социальных прав работающих граждан; координации деятельности по этим направлениям муниципальных органов местного самоуправления. Доказательств тому, что в положение были внесены изменения, и данные полномочия были переданы иному органу местного самоуправления, в материалах дела не имеется. Из справок предоставленных Отделом труда и социального развития МО «Усть-Канский район» следует, что данные меры социальной поддержки в 2009 и 2010 году предоставлялись именно отделом труда и социального развития МО «Усть-Канский район». Таким образом, обязанность предоставления льготы по отоплению жилого помещения педагогическим работникам возложена на Отдел труда и социального развития МО «Усть-Канский район». По смыслу ст. 4 Закона Республики Алтай от 07.07.2008 N 78-РЗ финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, осуществляется органами местного самоуправления за счет средств республиканского бюджета с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели. При этом, наделение субъектов РФ правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки вышеуказанной категории граждан (абз.3 п.5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании") направлено лишь на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению данной льготы. При таких обстоятельствах суд считает, что несоблюдение субъектами межбюджетных отношений предусмотренного законодательством порядка финансирования льгот по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги педагогам, проживающим и работающим в сельской местности, не может служить основанием для нарушения прав данной категории граждан. В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона Республики Алтай №78-РЗ от 7.07.2008 г. «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай» возмещение организациям, гражданам расходов, связанных с обеспечением педагогических работников, проживающих в домах, не имеющих централизованного отопления, твердым топливом, осуществляется на основании заключенных договоров по объемам твердого топлива, соответствующим потребности для отопления 1 кв.м. общей жилой площади жилого дома согласно приложению к настоящему Закону. В судебном заседании установлено, что в 2009 и 2010 годах ответчиком осуществлялась частичная выдача твердого топлива и выплачена компенсация за твердое топливо. Истцам в 2009 году было выдано по 4 куб.м., в 2010 году возмещено за расходы на твердое топливо - за 7 куб.м. по 4211,62 рублей каждому. Указанные обстоятельства подтверждаются справками, выданными отделом труда и социального развития МО «Усть-Канский район», в которых указан также и размер задолженности по твердому топливу. Таким образом, истцы не были обеспечены твердым топливом в предусмотренном законодательством объеме. Так, задолженность перед Чапыевой М.М. за 2009 год составила 13,1 куб.м., за 2010 год 10,1 куб.м., перед Иркитовой З.Ы. за 2009 год 5,7 куб.м., за 2010 год 3 куб.м., перед Иртаевой Э.В. за 2009 год 17,7 куб.м., за 2010 год 14,7 куб.м., перед Теркишевой Т.Г. за 2009 год 10,2 куб.м., за 2010 год 7,2 куб.м., перед Торушевой А.Н. за 2009 год 18,2 куб.м., за 2010 год 15,2 куб.м., перед Федоренко Ж.Л. за 2009 год 8,6 куб.м., за 2010 год 5,6 куб.м., перед Ченчубаевой О.А. за 2009 год 7,7 куб.м., за 2010 год 4,7 куб.м., перед Акпыжаевой Р.С. за 2009 год 12,8 куб.м., за 2010 год 9,8 куб.м., перед Бадыковой Г.П. за 2009 год 13,7 куб.м., за 2010 год 10,7 куб.м. Согласно Постановления Совета Министров СССР от 10.02.1948 г. №246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ», а также Распоряжения Совета Министров СССР от 24.07.1949 г. №11433-р действие Постановления Совета Министров СССР от 10.02.1948 г. №246 педагоги обеспечиваются топливом по действующим в данной местности нормативам с доставкой топлива на дом не позднее 1 сентября в размере годовой потребности. В соответствии со ст. 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 г. №263-1 « О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» вышеуказанные постановление и распоряжение являются действующими. Согласно ст. 12 ГК РФ способом защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. На основании изложенного, учитывая, что действовавшим в 2009 и 2010 годах законодательством было закреплено представление заявленных мер социальной поддержки в натуральной форме, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования прокурора Усть-Канского района Республики Алтай удовлетворить. Обязать Отдел труда и социального развития администрации муниципального образования «Усть-Канский район» приобрести и доставить твердое топливо (дрова) для: Чапыевой М.М. в количестве за 2009 год 13,1 куб.м., за 2010 год 10,1 куб.м., Иркитовой З.Ы. за 2009 год 5,7 куб.м., за 2010 год 3 куб.м., Иртаевой Э.В. за 2009 год 17,7 куб.м., за 2010 год 14,7 куб.м., Теркишевой Т.Г. за 2009 год 10,2 куб.м., за 2010 год 7,2 куб.м., Торушевой А.Н. за 2009 год 18,2 куб.м., за 2010 год 15,2 куб.м., Федоренко Ж.Л. за 2009 год 8,6 куб.м., за 2010 год 5,6 куб.м., Ченчубаевой О.А. за 2009 год 7,7 куб.м., за 2010 год 4,7 куб.м., Акпыжаевой Р.С. за 2009 год 12,8 куб.м., за 2010 год 9,8 куб.м., Бадыковой Г.П. за 2009 год 13,7 куб.м., за 2010 год 10,7 куб.м. Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в течение 10 дней через Усть-Канский районный суд. Судья С.А. Шадеева. Мотивированное решение суда изготовлено 5 сентября 2011 года. Судья С.А. Шадеева.