с. Усть-Кан 14 апреля 2011 года Усть-Канский районный суд Республики Алтай в составе: председательствующего судьи Сарбашева В.Б., при секретаре Дмитриевой Р.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Киргизова А.Т. к администрации МО «Усть-Канский район», Отделу труда и социального развития МО «Усть-Канский район» о признании отказа в улучшении жилищных условий незаконными, обязать администрацию МО «Усть-Канский район» рассмотреть вопрос о принятии Киргизова А.Т. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, признании права на получении субсидии на приобретение жилого помещения как участника ВОВ, обязать администрацию МО «Усть-Канский район» предоставить истцу Киргизову А.Т. жилищную субсидию на приобретение (строительство) жилья как нуждающегося в улучшении жилищных условий, установил: Киргизов А.Т. обратился в суд с иском к администрации МО «Усть-Канский район» о признании отказа в улучшении жилищных условий незаконными, обязать администрацию МО «Усть-Канский район» рассмотреть вопрос о принятии Киргизова А.Т. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, признании права на получении субсидии на приобретение жилого помещения как участника ВОВ, обязать администрацию МО «Усть-Канский район» предоставить истцу Киргизову А.Т. жилищную субсидию на приобретение (строительство) жилья как нуждающегося в улучшении жилищных условий, мотивировав тем, что 21.08.2010 г. истец Киргизов А.Т., ******* года рождения, обратился в администрацию МО «Усть-Канский район» с просьбой о выделении ему жилья либо приобретения жилья как ветерану Великой Отечественной войны, поскольку его жилье было снесено по ошибке администрации <адрес>. В настоящее время он постоянного места жительства не имеет, проживает у родственников или посторонних людей. Администрация МО «Усть-Канский район», зная об этих обстоятельствах, зная, что истец является ветераном Великой Отечественной войны, отказывают в постановке на учет в связи с тем, что истец не встал на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 г. Однако истец полагает, что он является ветераном ВОВ и имеет право на льготы, установленные ст.20 Федерального закона «О ветеранах». Истец считает, что администрация МО «Усть-Канский район» не выполняет Федеральный закон «О ветеранах», указа Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» соответствующим образом. В обоснование иска истец ссылается на положения пп.4 п.1 ст.14, пп.3 п.1 ст.15, пп.3 п.1, пп.8 п.2 ст.16, п.4 ст.17, пп.3 п.1 ст.18, пп.6 п.1 ст.19, пп.4 п.1 ст.21 Федерального закона «О ветеранах». Истец полагает, что отказ в предоставлении ему мер социальной поддержки в виде улучшения жилищных условий необоснован, поскольку в соответствии с ч.3 ст.13 ФЗ «О ветеранах» при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальной поддержки предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. По мнению истца, решением об отказе администрация МО «Усть-Канский район» лишила его в реализации права на выбор и права на получение жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения. В последующем истец уточнил исковые требования и просил признать отказ ему в улучшении жилищных условий незаконным, просил обязать ответчика рассмотреть вопрос о принятии в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, признать право на получение жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения как участника ВОВ и нуждающегося в улучшении жилищных условий, обязать ответчика предоставить ему жилищную субсидию на приобретение (строительство) жилья как нуждающегося в улучшении жилищных условий, мотивировав дополнительно тем, что ему незаконно было отказано в предоставлении жилья, что препятствует реализации указа Президента РФ № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов», до 01.05.2010 г. обеспечению жильем подлежат все ветераны ВОВ, независимо от категории нуждающихся в улучшении жилищных условий. Истец ссылается на положения ч.1 ст.2 Федерального закона «О ветеранах», где указаны категории граждан, относящихся к ветеранам, а также ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, и считает, что имеются все основания для постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Также истец ссылается на ст.249 ГПК РФ и полагает, что должностным лицом не доказан факт, что Киргизов не является нуждающимся в жилом помещении, и не выполнены требования ст.51 ЖК РФ и Федеральный закон «О ветеранах». В судебное заседание истец Киргизов А.Т. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В судебном заседании представитель истца по доверенности Киргизов Д.А. поддержал исковые требования, пояснив, что истец Киргизов А.Т. поддерживает исковые требования. Он обращался в администрацию МО «Усть-Канский район с заявлением от имени отца до 01.01.2005 г. к секретарю М.. Зарегистрировано заявление или нет, представитель не помнит. Снова с заявлением он обратился 21.08.2010 г. Пояснил, что к заявлению о выделении жилищной субсидии были приложены справки от 12.03.2007 г. и 14.02.2006 г., наверное, медицинские. В судебном заседании представитель истца по доверенности Ибрагимова О.П. также поддержала требования в полном объеме, пояснив, что Киргизов А.Т. обратился с заявлением 21.08.2010 г., до этого, до 01.01.2005 г. он с заявлением не обращался. Его должны были принять на учет как инвалида и как ветерана ВОВ. Заявление не было зарегистрировано в администрации МО «Усть-Канский район». Представитель ответчика администрации МО «Усть-Канский район» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представитель ответчика отдела труда и социального развития администрации МО «Усть-Канский район» Быева М.М. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что истец является тружеником тыла, он не был принят на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Также при обращении Киргизова А.Т. не было полного пакета документов. То обстоятельство, что Киргизов А.Т. не имеет жилья, представитель ответчика не оспаривает. Суд, выслушав представителей истца, ответчика, изучив материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям. Установлено, что 21.08.2010 г. истец обратился в отдел труда и социального развития администрации МО «Усть-Канский район» с заявлением о выделении денежной суммы в размере 1 миллион рублей для приобретения жилого помещения (л.д.11). Согласно ответу заместителя начальника отдела труда и социального развития администрации МО «Усть-Канский район» Ч. истцу отказано, так как он не встал на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 г., поскольку программа «Обеспечение жильем ветеранов» в соответствии с постановлением Правительства Республики Алтай от 21.02.2008 г. № 35 распространяется только на лиц, вставших на учет до 01.01.2005 г. (л.д.12). Согласно уведомлению Управления Федеральной регистрационной службы в Республике Алтай от 08.10.2010 г. № в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав истца Киргизова А.Т. отсутствуют (л.д.15). В соответствии со ст.1 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам относятся ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы и ветераны труда. Судом установлено, что истец Киргизов А.Т. имеет удостоверение ветерана Великой Отечественной войны и имеет права и льготы, установленные ст.20 Федерального закона «О ветеранах», что подтверждается удостоверением № , выданного 07.04.2010 г. отделом труда и социального развития администрации МО «Усть-Канский район» (л.д.10). Согласно удостоверению № от 04.05.2010 г. истец награжден юбилейной медалью «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (л.д.32). Согласно вкладышу в трудовую книжку № с 23.07.1943 г. по 30.06.1950 г. истец работал в Ябоганском совхозе в качестве рабочего с/х части. Согласно справке УПФР в Усть-Канском районе по Республике Алтай от 07.04.2010 г. № истцу установлена пенсия по старости, он имеет страховой стаж в годы ВОВ на основании свидетельских показаний с 23.07.1943 г. по 09.05.1945 г. (л.д.28). В соответствии с п.4 ч.1 ст.2 ФЗ «О ветеранах» лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, относятся к ветеранам Великой Отечественной войны. Тем самым, истец на основании п.4 ч.1 ст.2 ФЗ «О ветеранах» является ветераном Великой Отечественной войны, как лицо, проработавшее в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев. Согласно распоряжению главы администрации МО «Усть-Канский район» М. от 19.12.2006 г. № истцу Киргизову А.Т. выделено 30 куб.м. леса для ремонта хозяйственных построек. Распоряжение действительно до 26.12.2006 г. (л.д.33). Постановлением от 22.08.2009 г. представителю истца Киргизова Д.А. отказано в возбуждении уголовного дела по факту продажи дома в <адрес>, принадлежавшего истцу Киргизову А.Т. (л.д.13-14). Кроме того, истец является ветераном труда, о чем свидетельствует удостоверение № , выданное Усть-Канской районной администрацией, и имеет права и льготы, установленные в ст.ст.22, 23 Федерального закона «О ветеранах». Истцу установлена инвалидность вследствие общего заболевания, что подтверждается справкой серии № , выданному повторно 01.04.2008 г. ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Алтай» (л.д.6). Кроме того из справки МУЗ «(данные изьяты) ЦРБ» следует, что истец состоит на учете и находится на инвалидности с 06.12.2004 г. - 2 группа, с 01.04.2008 г. установлена 1 группа (л.д.27) В ст.20 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрены меры социальной поддержки для лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, и установлено, что меры социальной поддержки определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Законом Республики Алтай от 01.12.2004 г. № 59-РЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» установлены меры социальной поддержки в том числе лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. Однако указанным законом Республики Алтай обеспечение таких лиц жилыми помещениями либо предоставление им социальной выплаты на приобретение, строительство жилого помещения не предусмотрено. В Указе Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» говорится о завершении обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Федеральным законом от 21.12.2009 г. № 327-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О ветеранах», согласно которым исключены положения о постановке ветеранов Великой Отечественной войны на учет до 01.03.2005 г. в качестве обязательного условия для обеспечения их жилыми помещениями. Поэтому обращение истца с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий 21.08.2010 г. не может служить основанием для отказа в рассмотрении его заявления в установленном законом порядке и постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В соответствии с ч.6 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах» определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства Республики Алтай от 21.02.2008 г. № 35 утверждено положение о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которое определяет форму и порядок предоставления в Республике Алтай мер социальной поддержки по обеспечению жильем следующих категорий граждан: 1) вставшим на учет для улучшения жилищных условий: инвалидам Великой Отечественной войны; участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»; военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее 6 месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений; лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в статье 21 Федерального закона «О ветеранах»; лицам, работавшим в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, признанных инвалидами, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений. Согласно ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Из материалов дела следует, что Киргизов А.Т., являющийся ветераном Великой Отечественной войны, не имеет в собственности жилого помещения, а также не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, что не оспаривается представителем ответчика. В ч.3 ст.52 Жилищного кодекса РФ установлено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. Согласно ч.4 указанной статьи Жилищного кодекса РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. Согласно ч.7 ст.52 Жилищного кодекса РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. В Республике Алтай порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях регулируется Законом Республики Алтай от 14.02.2006 г. № 16-РЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления в Республике Алтай учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и определения общей площади предоставляемого жилого помещения», согласно ст.2 которого принятие на учет гражданина осуществляется на основании его заявления, поданного им в орган местного самоуправления по месту своего жительства, за исключением установленных законодательством случаев. В данной статье также установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению. Согласно ст.2 указанного закона Республики Алтай заявление о принятии на учет граждан рассматривается жилищной комиссией в течение тридцати рабочих дней со дня представления гражданином заявления и всех необходимых к нему документов, указанных в части 4 настоящей статьи. Из материалов дела следует, что заявление истца Киргизова А.Т. от 21.08.2010 г. не рассматривалось на заседании жилищной комиссии администрации МО «Усть-Канский район», чем был нарушен порядок рассмотрения заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установленный законом Республики Алтай от 14.02.2006 г. № 16-РЗ. Также ранее представитель истца Ибрагимова О.П. в обоснование иска ссылалась на положения п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», согласно которому при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). Судом установлено, что ответчиком был нарушен установленный законом порядок рассмотрения заявления истца о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, поэтому требования истца о признании отказа в улучшении жилищных условий незаконными, обязании администрации МО «Усть-Канский район» рассмотреть вопрос о принятии его в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, признании права на получении субсидии на приобретение жилого помещения как участника ВОВ обоснованны и подлежат удовлетворению. В то же время требование истца об обязании администрации МО «Усть-Канский район» предоставить ему жилищную субсидию на приобретение (строительство) жилья как нуждающегося в улучшении жилищных условий удовлетворению не подлежит, поскольку в судебное заседание истцом не представлен полный пакет документов, установленный законом Республики Алтай от 14.02.2006 г. № 16-РЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления в Республике Алтай учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и определения общей площади предоставляемого жилого помещения». В соответствии с ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Согласно договору об оказании юридической помощи от 22.11.2010 г. размер оплаты услуг представителя составил (данные изьяты) рублей. Согласно акту приема-передачи денежных средств от 22.11.2010 г. представителем истца Киргизовым Д.А. представителю Ибрагимовой О.П. передано (данные изьяты) рублей. С учетом изложенного, исходя из объема и значимости совершенных представителем истицы процессуальных действий по делу, а также требований разумности, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в размере (данные изьяты) рублей. В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Руководствуясь ст.ст.197-199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Киргизова А.Т. удовлетворить частично. Признать отказ отдела труда и социального развития муниципального образования «Усть-Канский район» в улучшении жилищных условий незаконным. Обязать администрацию муниципального образования «Усть-Канский район» рассмотреть в установленном законом порядке вопрос о принятии Киргизова А.Т. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Признать право Киргизова А.Т. на получении субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения как ветерана Великой Отечественной войны и нуждающегося в улучшении жилищных условий. Отказать в иске Киргизова А.Т. к администрации муниципального образования «Усть-Канский район», отделу труда и социального развития муниципального образования «Усть-Канский район» об обязании администрации муниципального образования «Усть-Канский район» предоставить Киргизову А.Т. жилищную субсидию на приобретение (строительство) жилья как нуждающегося в улучшении жилищных условий. Взыскать с администрации муниципального образования «Усть-Канский район», отдела труда и социального развития муниципального образования «Усть-Канский район» расходы на услуги представителя в сумме (данные изьяты) рублей в солидарном порядке. Взыскать с администрации муниципального образования «Усть-Канский район», отдела труда и социального развития муниципального образования «Усть-Канский район» государственную пошлину в сумме (данные изьяты) рублей в солидарном порядке. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай через Усть-Канский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 19.04.2011 года.