Дело № Решение Именем Российской Федерации ******* <адрес> Усть-Канский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи С.А. Шадеевой, при секретаре ФИО23, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям прокурора <адрес> в интересах ФИО22, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20 к отделу труда и социального развития МО «Усть-<адрес>» об обязании приобрести и доставить твердое топливо, Установил: Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах ФИО22, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16,Я., ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20 к отделу труда и социального развития МО «Усть-<адрес>» об обязании приобрести и доставить твердое топливо за 2009 и 2010 гг. Исковые требования мотивированы тем, что указанные лица являются педагогическими работниками. Согласно п.п. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» от ******* № они имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности. Постановлением ФИО21 от ******* № «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» обязанность обеспечения учителей в сельской местности и членов их семей бесплатными квартирами с отоплением и освещением была возложена на исполкомы сельских и поселковых ФИО21 народных депутатов. Распоряжением ФИО21 от ******* № -р действие указанного постановления распространено на учителей сельских школ. Согласно указанных нормативных актов обеспечение работников школ топливом происходит с доставкой топлива на дом не позднее 1 сентября в размере годовой потребности. Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, осуществляется за счет средств республиканского бюджета. Обязанность по обеспечению права работников образования, на предоставление им бесплатного твердого топлива взяла на себя администрация МО «Усть-<адрес>» в лице Отдела труда и социального развития в соответствии с постановлением Правительства <адрес> от ******* № . В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> ФИО24 иски поддержал. В судебное заседание представитель ответчика отдела труда и социального развития МО «Усть-<адрес>» ФИО25 не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия. Третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований - Министерство финансов <адрес>, Министерство труда и социального развития <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Суд, выслушав заместителя прокурора, исследовав материалы дела, считает иски подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п.п. «е», «ж», «к» части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу части 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Принимаемые законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, согласно ч. 2 и ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральному законодательству. Согласно абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от ******* № «Об образовании» (в ред. Федерального закона от ******* N 122-ФЗ) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно копиям трудовых книжек, имеющихся в материалах дела, истцы: ФИО22 работала в МОУ «Черно-Ануйская СОШ», уволена в связи с уходом на пенсию; ФИО1работает учителем начальных классов Туратинской начальной школы; ФИО2 с ******* по ******* работала учителем алтайского языка и литературы в МОУ «Черно-Ануйская СОШ», с ******* работает учителем алтайского языка и литературы в МОУ «Усть-Мутинская СОШ»; ФИО3 с ******* работает младшим воспитателем МДОУ «Верх-Ануйский детский сад; ФИО4 с 1978 г. работала учителем начальных классов в МОУ «Верх-Бело-Ануйская СОШ», ******* уволена в связи с уходом на пенсию; ФИО7 с ******* работает заведующей МДОУ «Верх-Ануйский детский сад»; ФИО6 работае учителем русского языка и литературы в МОУ «Верх-Бело-Ануйская СОШ»; ФИО5 с ******* работает учителем русского языка и литературы в МОУ «Верх-Бело-Ануйская СОШ»; ФИО9 работал заведующим интернатом МОУ «Козульская СОШ», ******* уволен по собственному желанию; ФИО10 работает в МОУ «Козульская СОШ» учителем истории, обществознания и музыки; ФИО19 работала в МОУ «Черно-Ануйская СОШ», уволена в связи с уходом на пенсию; ФИО12 работала в МОУ «Козульская СОШ», уволена в связи с уходом на пенсию; ФИО20 работала в МОУ «Козульская СОШ», уволена в связи с уходом на пенсию; ФИО11 работает в МОУ «Озернинская НОШ»; ФИО26 работала в МОУ «Черно-Ануйская СОШ», уволена в связи с уходом на пенсию; ФИО14 работала в МОУ «Туратинская НОШ», уволена в связи с уходом на пенсию; ФИО15 работала в МОУ «Туратинская НОШ», уволена в связи с уходом на пенсию, ФИО27 работает в МОУ «Каракольская НОШ»; ФИО18 работает в МОУ «Черно-Ануйская СОШ»; ФИО17 работает в МОУ «Черно-Ануйская СОШ»; ФИО8 работает в МОУ «Козульсая СОШ». Таким образом, истцы являются педагогическими работниками и имеют право на получение мер социальной поддержки в виде бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением в 2009 и 2010 годах. Указанное обстоятельство подтверждается также имеющимися в материалах дела справками отдела труда и социального развития МО «Усть-<адрес>», выданными истцам. Согласно ст. 2 Федеральный закон от ******* N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от ******* N 12-ФЗ), устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях. В силу указанной нормы, а также положений абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании", за педагогическими работниками до вступления в силу Федерального закона от ******* N 439-ФЗ было сохранено право на льготы в натуральной форме, а именно право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности, что является федеральной мерой социальной поддержки педагогическим работникам, а субъектам Российской Федерации было передано право определять порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам тем организациям, которые оказывают жилищно-коммунальные услуги. В развитие данных федеральных законов в <адрес> были приняты законы субъекта. Как следует из преамбулы Закона <адрес> от ******* № -РЗ «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности <адрес>», в соответствии со ст. 55 Закона РФ «Об образовании» в целях формирования межбюджетных отношений настоящий Закон устанавливает размеры, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, проживающим в сельской местности <адрес>, и работающим в государственных или муниципальных учреждениях образования, культуры, искусства, здравоохранения, социальной защиты, расположенных в сельской местности, а также указанным педагогическим работникам, вышедшим на трудовую пенсию по старости, если педагогический стаж работы этих работников в сельской местности составляет не менее десяти лет и ко дню выхода на трудовую пенсию по старости (инвалидности) они пользовались мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг. Согласно ст. 1, 4 вышеуказанного Закона РА предусматривается, что в связи с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам по оплате жилого помещения, отопления и освещения подлежат возмещению следующие виды расходов: плата за отопление жилого помещения, в том числе приобретение и доставка твердого топлива при отсутствии центрального отопления. Возмещение организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам мер социальной поддержки, производится на основании заключенных с организациями договоров. В соответствии с п. 7 ст. 1 Закона <адрес> «О наделении органов местного самоуправления в <адрес> отдельными государственными полномочиями в области социальной поддержки, социального обслуживания отдельных категорий граждан и управления охраной труда» от 23. 12. 2005 г. № , органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, состоящими, в том числе, и по предоставлению мер социальной поддержки, установленных Законом <адрес> «О мерах социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в сельской местности <адрес>». Согласно ст. 2 указанного закона отдельными государственными полномочиями было наделено, в т.ч. муниципальное образование «Усть-<адрес>». Согласно положения об отделе труда и социального развития МО «Усть-<адрес>» основными задачами отдела является обеспечение в МО «Усть-<адрес>» реализации государственной политики в сфере социально-трудовых отношений; формирование территориальной системы управления процессами труда и социальной защиты семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста, ветеранов, инвалидов, граждан уволенных с военной службы, и членов их семей; практической реализации мер, направленных на повышение уровня жизни населения МО; соблюдения трудовых и социальных прав работающих граждан; координации деятельности по этим направлениям муниципальных органов местного самоуправления. Доказательств тому, что в положение были внесены изменения, и данные полномочия были переданы иному органу местного самоуправления, в материалах дела не имеется. Из справок предоставленных Отделом труда и социального развития МО «Усть-<адрес>» следует, что данные меры социальной поддержки в 2009 и 2010 году предоставлялись именно отделом труда и социального развития МО «Усть-<адрес>». Таким образом, обязанность предоставления льготы по отоплению жилого помещения педагогическим работникам возложена на Отдел труда и социального развития МО «Усть-<адрес>». По смыслу ст. 4 Закона <адрес> от ******* N 78-РЗ финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, осуществляется органами местного самоуправления за счет средств республиканского бюджета с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели. При этом, наделение субъектов РФ правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки вышеуказанной категории граждан (абз.3 п.5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании") направлено лишь на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению данной льготы. При таких обстоятельствах суд считает, что несоблюдение субъектами межбюджетных отношений предусмотренного законодательством порядка финансирования льгот по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги педагогам, проживающим и работающим в сельской местности, не может служить основанием для нарушения прав данной категории граждан. В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона <адрес> № -РЗ от ******* «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности <адрес>» возмещение организациям, гражданам расходов, связанных с обеспечением педагогических работников, проживающих в домах, не имеющих централизованного отопления, твердым топливом, осуществляется на основании заключенных договоров по объемам твердого топлива, соответствующим потребности для отопления 1 кв.м. общей жилой площади жилого дома согласно приложению к настоящему Закону. В судебном заседании установлено, что в 2009 и 2010 годах ответчиком осуществлялась частичная выдача твердого топлива и выплачена компенсация за твердое топливо. Истицам в 2009 году твердое топливо поставлено: ФИО22 - 4 куб.м., ФИО1 - 4 куб.м., ФИО2 - 4 куб.м., ФИО3 - 4 куб.м., ФИО4 - 4 куб.м., ФИО5 - 4 куб.м., ФИО6 - 4 куб.м., ФИО7- 4 куб.м., ФИО8 - 0 куб.м., ФИО9 - 4 куб.м., ФИО12 - 0 куб.м., ФИО13 - 4 куб.м., ФИО14 - 4 куб.м., ФИО15 - 4 куб.м., ФИО16 - 4 куб.м., ФИО17 - 4 куб.м., ФИО18 - 4 куб.м., ФИО19 - 4 куб.м., ФИО20 - 4 куб.м. В 2010 году истцам возмещено за расходы на твердое топливо: ФИО1 - 4211,62 руб. за 7 куб.м., ФИО2 - 4211,62 руб. за 7 куб.м., ФИО3 - 4211,62 руб. за 7 куб.м., ФИО4 - 4211,62 руб. за 7 куб.м., ФИО5 - 4211,62 руб. за 7 куб.м., ФИО6 - 4211,62 руб. за 7 куб.м., ФИО7 - 4211,62 руб. за 7 куб.м., ФИО8 - 4211,62 руб. за 7 куб.м., ФИО10 - 4211,62 руб. за 7 куб.м., ФИО11 - 4211,62 руб. за 7 куб.м., ФИО12 - 4211,62 руб. за 7 куб.м., ФИО13 - 4211,62 руб. за 7 куб.м., ФИО14 - 4211,62 руб. за 7 куб.м., ФИО15 - 4211,62 руб. за 7 куб.м., ФИО16 - 4211,62 руб. за 7 куб.м., ФИО17 - 4211,62 руб. за 7 куб.м., ФИО18 - 4211,62 руб. за 7 куб.м., ФИО19 - 4211,62 руб. за 7 куб.м., ФИО20 - 4211,62 руб. за 7 куб.м. Указанные обстоятельства подтверждаются справками, выданными отделом труда и социального развития МО «Усть-<адрес>», в которых указан также и размер задолженности по твердому топливу. Таким образом, истцы не были обеспечены твердым топливом в предусмотренном законодательством объеме. Так, задолженность перед истцами за 2009 год составила: ФИО22 - 6,8 куб.м., ФИО1 - 14,6 куб.м., ФИО2 - 11,18 куб.м., ФИО3 - 12,5 куб.м., ФИО4 - 12,57 куб.м., ФИО5 - 15,51 куб.м., ФИО6 - 15,41 куб.м., ФИО7 - 15,06 куб.м., ФИО8 - 19,19 куб.м., ФИО9 - 19,06 куб.м., ФИО12 - 15,15 куб.м., ФИО13 - 11,92 куб.м., ФИО14 - 11,57 куб.м., ФИО15 - 17,09 куб.м., ФИО16 - 17,16 куб.м., ФИО17-13,38 куб.м., ФИО18 - 10,55 куб.м., ФИО19 - 14,41 куб.м., ФИО20 - 5,95 куб.м. За 2010 год: ФИО1 - 11,6 куб.м., ФИО2 - 10,51 куб.м., ФИО3 - 9,5 куб.м., ФИО4 - 9,57 куб.м., ФИО5 - 12,51 куб.м., ФИО6 - 12,41 куб.м., ФИО7 - 12,06 куб.м., ФИО8 - 12,19 куб.м., ФИО10 - 11,02 куб.м., ФИО11 - 7,15 куб.м., ФИО12 - 8,15 куб.м., ФИО13 - 8,92 куб.м., ФИО14 - 8,57 куб.м., ФИО15 - 14,09 куб.м., ФИО16 - 14,16 куб.м., ФИО17 - 9,38 куб.м., ФИО18 - 7,55 куб.м., ФИО19- 11,41 куб.м., ФИО20 - 2,95 куб.м. Согласно Постановления ФИО21 от ******* № «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ», а также Распоряжения ФИО21 от ******* № -р действие Постановления ФИО21 от ******* № педагоги обеспечиваются топливом по действующим в данной местности нормативам с доставкой топлива на дом не позднее 1 сентября в размере годовой потребности. В соответствии со ст. 4 Закона РСФСР от ******* № « О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» вышеуказанные постановление и распоряжение являются действующими. Согласно ст. 12 ГК РФ способом защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. На основании изложенного, учитывая, что действовавшим в 2009 и 2010 годах законодательством было закреплено представление заявленных мер социальной поддержки в натуральной форме, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Обязать отдел труда и социального развития администрации муниципального образовании «Усть-<адрес>» приобрести и доставить твердое топливо (дрова) за 2009 год: ФИО22 - 6,8 куб.м., ФИО1 - 14,6 куб.м., ФИО2 - 11,18 куб.м., ФИО3 - 12,5 куб.м., ФИО4 - 12,57 куб.м., ФИО5 - 15,51 куб.м., ФИО6 - 15,41 куб.м., ФИО7 - 15,06 куб.м., ФИО8 - 19,19 куб.м., ФИО9 - 19,06 куб.м., ФИО12 - 15,15 куб.м., ФИО13 - 11,92 куб.м., ФИО14 - 11,57 куб.м., ФИО15 - 17,09 куб.м., ФИО16 - 17,16 куб.м., ФИО17 -13,38 куб.м., ФИО18 - 10,55 куб.м., ФИО19 - 14,41 куб.м., ФИО20 - 5,95 куб.м.; За 2010 год: ФИО1 - 11,6 куб.м., ФИО2 - 10,51 куб.м., ФИО3 9,5 куб.м., ФИО4 - 9,57 куб.м., ФИО5 - 12,51 куб.м., ФИО6 - 12,41 куб.м., ФИО7 - 12,06 куб.м., ФИО8 - 12,19 куб.м., ФИО10 - 11,02 куб.м., ФИО11 - 7,15 куб.м., ФИО12 - 8,15 куб.м., ФИО13 - 8,92 куб.м., ФИО14 - 8,57 куб.м., ФИО15 - 14,09 куб.м., ФИО16 - 14,16 куб.м., ФИО17 - 9,38 куб.м., ФИО18 - 7,55 куб.м., ФИО19 - 11,41 куб.м., ФИО20 - 2,95 куб.м. Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда <адрес> в течение 10 дней через Усть-Канский районный суд. Судья С.А. Шадеева. Мотивированное решение суда изготовлено *******. Судья С.А. Шадеева.