Дело № 2-33/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 25 января 2012 года с. Усть-Кан Усть-Канский районный суд Республики Алтай в составе: председательствующего судьи С.А. Шадеевой, при секретаре С.А. Кудановой, с участием помощника прокурора С.А. Малчиевой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Кулаковой Л.Д. о понуждении к выполнению законных требований, Установил: Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Кулаковой Л.Д. в четырехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать проектную документацию предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух и на ее основании получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности и получить паспорта на отходы; произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за ******* год и ******* кварталы ******* года, согласовать их с Управлением Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай и внести по ним плату за негативное воздействие на окружающую среду за указанный период времени. Также просил обязать индивидуального предпринимателя Кулакову Л.Д. в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать на территории автозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес>: инженерные сооружения для обеспечения надлежащего отвода и сбора поверхностно-ливневых и талых вод; очистные сооружения для очистки производственных сточных вод; твердое водонепроницаемое покрытие из материалов, обеспечивающих максимально эффективный сбор проливов нефтепродуктов специальными средствами и защиту почв и подпочвенных грунтовых вод от загрязнения нефтепродуктами, огражденное по периметру бортиком высотой 200 мм, для направления стока на очистные сооружения; инженерные сооружения по перехвату максимально возможной аварийной утечки нефтепродуктов в случае разгерметизации топливной емкости автоцистерны. Свои требования прокурор мотивировал тем, что Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой ******* была проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при эксплуатации автозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес>, в ходе которой было установлено, что в результате эксплуатации АЗС, принадлежащей на праве собственности ИП Кулаковой Л.Д., осуществляется негативное воздействие на окружающую среду, которое заключается в выбросах загрязняющих веществ от стационарных источников в атмосферу и в образовании отходов производства и потребления. Установлено, что вышеуказанная АЗС эксплуатируются индивидуальным предпринимателем без проекта предельно допустимых выбросов и специального разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Согласно ст. ст. 22, 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности устанавливаются нормативы допустимых выбросов веществ. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды. Нормативы допустимых выбросов веществ устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Выбросы в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы допускаются на основании разрешений. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. В соответствии со ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена (ч. 5 ст. 14, ч. 7 ст. 15 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»). Также проверкой установлено, что индивидуальным предпринимателем Кулаковой Л.Д. не разработаны и не согласованы в установленном порядке следующие паспорта на образующие в результате деятельности АЗС виды опасных отходов: песок, загрязненный маслами; шлам очистки трубопроводов и емкостей (бочек, контейнеров, цистерн) от нефти и нефтепродуктов; мусор от бытовых помещений организаций несортированный, исключая крупногабаритный; всплывающая пленка из нефтеуловителей (бензиноуловителей); отходы (осадки) при обработке сточных вод, не вошедшие в другие позиции (осадок от отстойников стоков); отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки; отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (смет с территории); обтирочный материал, загрязненный маслами. Данное обстоятельство является нарушением со стороны индивидуального предпринимателя требований ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.08.2007 г. № 570 «Об организации работ по паспортизации опасных отходов». В соответствии с требованиями ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности. На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. В статье 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух. Приказом Министерства энергетики от 01.08.2001 № 229 утверждены «Правила технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01)». В соответствии с пунктами 4.4, 18.4 вышеуказанных Правил территория АЗС оборудуется канализационной системой, обеспечивающей отвод и сбор загрязненных нефтепродуктами ливневых и талых вод с поверхности проезжей части, локализацию разливов при сливе и отпуске нефтепродуктов. Сбор поверхностно-ливневых сточных вод обеспечивается со всей площади АЗС путем прокладки ливневой канализационной сети или создания соответствующих уклонов территории для направления стока на очистные сооружения. АЗС оснащаются очистными сооружениями. Состав очистных сооружений и необходимое качество очистки производственных сточных вод обосновываются с учетом места их сброса. В п. 18.7 Правил предусмотрено, что территория АЗС в районе возможных утечек, потерь нефтепродуктов должна иметь твердое водонепроницаемое покрытие, огражденное по периметру бортиком высотой 200 мм. Территория должна иметь уклон в сторону лотков или колодцев. Покрытие территории должно быть выполнено из материалов, обеспечивающих максимально эффективный сбор проливов нефтепродуктов специальными средствами и защиту почв и подпочвенных грунтовых вод от загрязнения нефтепродуктами. Лотки должны иметь уклон к сборным колодцам (приямкам) через гидравлические или иного типа затворы. Площадка АЗС должна быть оборудована инженерными устройствами (сооружениями) по перехвату максимально возможной аварийной утечки нефтепродуктов в случае разгерметизации топливной емкости автоцистерны. В силу пунктов 18.9, 19.4 Правил для сбора разлитых нефтепродуктов допускается использовать песок, который размещается на территории АЗС в специальных контейнерах. Загрязненные нефтепродуктами опилки, песок, другие материалы собираются в плотно закрывающийся контейнер, установленный в специально отведенном месте. В ходе выездной проверки ******* было установлено, что при эксплуатации АЗС Кулаковой Л.Д. не соблюдаются требования в области охраны окружающей среды: отсутствует твердое водонепроницаемое покрытие, огражденное по периметру бортиком высотой 200 мм по всей площади АЗС в районе возможных утечек и потерь нефтепродуктов, отсутствуют инженерные устройства по перехвату максимально возможной аварийной утечки нефтепродуктов в случае разгерметизации топливной емкости автоцистерны в месте слива нефтепродуктов в резервуары АЗС. Отсутствует система канализации для сбора ливневых и талых вод с очистными сооружениями. Кроме того, установлено, что по АЗС Кулакова Л.Д. не представила за ******* год и ******* кварталы ******* года расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду и не внесла плату по ним. Между тем, согласно ч. 1 ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде. Согласно ч. 2 ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды», к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. В соответствии с ч.ч. 1 и 3 ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды», негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации. Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632, согласно которому перечисление платежей за загрязнение окружающей природной среды осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации. Из содержания Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» следует, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 №344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» установлены нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков оплаты за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок уплаты за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащий уплате по итогам отчетного периода - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, которым признается календарный квартал. В соответствии с приложением № 6 к Федеральному закону от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» главным администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду определена Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, а администраторами - ее территориальные органы. Нарушение требований в области охраны окружающей среды при эксплуатации автозаправочной станции ставит под угрозу экологическую безопасность граждан. Определением суда производство по делу в части обязания индивидуального предпринимателя Кулаковой Л.Д. разработать проектную сметную документацию предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за ******* кварталы ******* года, согласовать их с Управлением Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай и внести по ним плату за негативное воздействие на окружающую среду за указанный период прекращено. В судебном заседании помощник прокурора Малчиева С.А. исковые требования поддержала. Ответчик Кулакова Л.Д. исковые требования признала в полном объеме. Суд на основании ч. 2 ст. 39 ГПК РФ принимает признание иска ответчиком, так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом выносится решение об удовлетворении исковых требований. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Решил: Обязать индивидуального предпринимателя Кулакову Л.Д. в срок четыре месяца со дня вступления решения суда в законную силу: на основании разработанной проектной документации предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности и получить согласованные с Управлением Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай паспорта на отходы; произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за ******* год, согласовать их с Управлением Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай и внести по ним плату за негативное воздействие на окружающую среду за указанный период времени по реквизитам: УФК по Республике Алтай (Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай); ИНН получателя 2225065191; КПП получателя 222501001; Номер счета получателя 40101810500000010000; ГРКЦ НБ Республика Алтай г. Горно-Алтайск; БИК 048405001; Код бюджетной классификации 04811201000010000120; Назначение платежа: плата за негативное воздействие на окружающую среду. 2. Обязать индивидуального предпринимателя Кулакову Л.Д. в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать на территории автозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес>: инженерные сооружения для обеспечения надлежащего отвода и сбора поверхностно-ливневых и талых вод; очистные сооружения для очистки производственных сточных вод; твердое водонепроницаемое покрытие из материалов, обеспечивающих максимально эффективный сбор проливов нефтепродуктов специальными средствами и защиту почв и подпочвенных грунтовых вод от загрязнения нефтепродуктами, огражденное по периметру бортиком высотой 200 мм, для направления стока на очистные сооружения; инженерные сооружения по перехвату максимально возможной аварийной утечки нефтепродуктов в случае разгерметизации топливной емкости автоцистерны. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Верховный суд Республики Алтай через Усть-Канский районный суд. Судья С.А. Шадеева