Дело № 2-109/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с.Усть-Кан 07 марта 2012 г. Усть-Канский районный суд Республики Алтай в составе: председательствующего судьи С.А.Шадеевой, при секретаре М.Ю.Урматовой, с участием помощника прокурора А.Н.Лыковой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, Республики Алтай, МО «Усть-Канский район» к муниципальному унитарному предприятию «Коммунальщик» о понуждении к выполнению законных требований, установил: Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, Республики Алтай, МО «Усть-Канский район» к МУП «Коммунальщик» об обязании в срок 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести инвентаризацию отходов и объектов их размещения, разработать паспорта на отходы, получить в уполномоченном органе свидетельства о классе опасности отходов для окружающей природной среды, разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и получить в уполномоченном органе документ, устанавливающий лимиты, привести площадку для временного хранения золошлаков в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7, разработать проектную документацию предельно допустимых выбросов атмосферный воздух и на ее основании получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, осуществлять производственный контроль за охраной атмосферного воздуха и проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов, произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду и внести по ним плату. Свои требования прокурор мотивировал тем, что Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения МУП «Коммунальщик», которое осуществляет экспулатацию котельной на твердом топливе (каменном черном угле из Кузнецкого бассейна), расположенной по адресу: <адрес>. В ходе выездной проверки установлено, что в результате деятельности предприятия осуществляется негативное воздействие на окружающую среду, которое заключается в образовании и обращении с отходами производства и потребления - золошлаками (в том числе и шины, аккумуляторы, люминесцентные лампы и др.). Предприятием с момента его образования по настоящее время не проведена инвентаризация отходов и объектов их размещения, не разработаны и не согласованы в установленном порядке паспорта на золошлаки и другие виды отходов, образуемых в процессе его деятельности. Также ссылался, что в ходе проверки установлено, что проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение предприятием с момента его образования по настоящее время также не разработан, в уполномоченном органе лимиты не установлены. Кроме того, в ходе проверки от ******* установлено, что площадка для временного хранения золошлаков, расположенная по адресу: <адрес> (около <адрес>), не отвечает требованиям, установленным действующим законодательством, при этом на данной площадке производится накопление и временное хранение золошлаков. На площадке хранения золошлаков отсутствуют: навес, искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие, обваловка по периметру, обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями, что является нарушением п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7. Также в ходе выездной проверки установлено, что в результате деятельности предприятия осуществляется негативное воздействие на окружающую среду, которое заключается в осуществлении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Проект предельно допустимых выбросов предприятия не разработан. Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух котельной, расположенной в <адрес> (около <адрес>), работающей на твердом топливе, не проводилась. Производственный контроль предприятием с момента его образования по настоящее время не проводится, государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников не ведется. Разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух отсутствует. В нарушение требований федерального законодательства предприятие не приняло мер для оформления разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ. Предприятием не представлен за ******* г. расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и не внесена плата по ним. В ходе проверки установлено, что в результате своей деятельности предприятие оказывает негативное воздействие на окружающую среду, тем самым наносит вред окружающей среде. Кроме того, в нарушение ст.73 ФЗ «Об охране окружающей среды» руководитель и специалисты предприятия, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду, не имеют подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Тем самым нарушаются интересы Российской Федерации, Республики Алтай, МО «Усть-Канский район» в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.42 Конституции РФ и гарантированные государством. В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержала в полном объеме. Представители ответчика МУП «Коммунальщик» Истомин А.К., директор МУП «Коммунальщик» Дчгай О.В. в судебном заседании исковые требования признали полностью. В соответствии со ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов. Согласно ч.ч.1, 3 ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Согласно ч.ч.2, 3 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. В ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Под обращением с отходами в соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» подразумевается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. В п.3.7 «СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003 г. установлено, что при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: - временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; - поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); - поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); - по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; - поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается. Кроме того, ч.1 ст.22 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Согласно ч.ч.1, 2 ст.25 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха. Согласно ч.1 ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух. Согласно ч.1 ст.21 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, а также количество и состав выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, виды и размеры вредных физических воздействий на него подлежат государственному учету в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. В ст.28 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации. В ч.1 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч.1 ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Установлено, что в ходе проведенной проверки ******* в МУП «Коммунальщик» при эксплуатации котельной, работающей на твердом топливе (каменном черном угле из Кузнецкого бассейна), расположенной по адресу: <адрес>, выявлены нарушения законодательства, что подтверждается актом проверки котельной, объяснением директора МУП «Коммунальщик» Дягай О.В. Выявленные нарушения заключаются в следующем: ответчиком не проведена инвентаризация отходов и объектов их размещения, не разработаны и не согласованы в установленном порядке паспорта на золошлаки и другие виды отходов, образуемых в процессе деятельности предприятия, не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в уполномоченном органе лимиты не установлены, площадка для временного хранения золошлаков, расположенная по адресу: <адрес> (около <адрес>), не отвечает требованиям, установленным действующим законодательством, на ней отсутствуют: навес, искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие, обваловка по периметру, обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями, не разработан проект предельно допустимых выбросов предприятия, не проводилась инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух котельной, расположенной по указанному адресу, производственный контроль не проводится, государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников не ведется, отсутствует разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не приняты меры для оформления разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ, не представлен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и не внесена плата по ним, руководитель и специалисты предприятия, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду, не имеют подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. В судебном заседании представитель ответчика признал исковые требования в полном объеме. Суд на основании ч. 2 ст. 39 ГПК РФ принимает признание иска ответчиком, так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом выносится решение об удовлетворении исковых требований. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить. Обязать муниципальное унитарное предприятия «Коммунальщик» в срок шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: - провести инвентаризацию отходов и объектов их размещения; - подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности, согласовать паспорта на отходы в управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Алтайскому краю и Республике Алтай и получить в указанном уполномоченном органе государственной власти свидетельства на опасные отходы; - разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, согласовать его в управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Алтайскому краю и Республике Алтай и получить в указанном уполномоченном органе государственной власти документ, устанавливающий лимиты размещения отходов. Обязать муниципальное унитарное предприятия «Коммунальщик» в срок шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать территорию площадки временного хранения золошлаков, расположенной по адресу <адрес> (около <адрес>): - навесом для защиты хранящихся насыпью отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров; - искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием; - обваловкой по периметру площадок и обособленной сетью ливнестоков с автономными очистными сооружениями. Обязать муниципальное унитарное предприятия «Коммунальщик» в срок шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проектную документацию предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух и на ее основании получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Обязать муниципальное унитарное предприятия «Коммунальщик» согласно разработанным проектным документам в сфере охраны атмосферного воздуха и окружающей среды осуществлять производственный контроль за охраной атмосферного воздуха и проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов. Обязать в срок шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу руководителя и специалистов муниципального унитарного предприятия «Коммунальщик», ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду, пройти подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Обязать муниципальное унитарное предприятия «Коммунальщик» произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за ******* кварталы ******* года, согласовать их с Управлением Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай в установленные им сроки и внести по ним соответствующую плату. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Верховный Суд Республики Алтай через Усть-Канский районный суд. Судья С.А.Шадеева