Решение не обжаловано, вступило в законную силу



Дело № 2-66/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(заочное)

с. Усть-Кан        14 февраля 2012 г.

Усть-Канский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи С.А. Шадеевой,

при секретаре М.Ю.Урматовой,

с участием помощника прокурора А.Н. Лыковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Канского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования «Усть-Канский район» о понуждении к выполнению законных требований,

установил:

Прокурор Усть-Канского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации МО «Усть-Канский район» о понуждении к выполнению законных требований.

Свои требования прокурор мотивировал тем, что прокуратурой Усть-Канского района проведена проверка в части обеспечения безопасности образовательных учреждений, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни детей и работников образования во время их учебной и трудовой деятельности, а также антитеррористической защищенности указанных объектов.

В ходе проведенной проверки установлено, что в МБОУ «Черноануйская СОШ» отсутствует система видеонаблюдения.

Прокуратурой района по результатам проверки обеспечения безопасности и антитеррористической оснащенности образовательных учреждений, проведенной в ******* г., было внесено представление об устранении нарушений требований ФЗ «О противодействии терроризму» на имя директора МБОУ «Черноануйская СОШ» с требованием устранить выявленные нарушения. Представление прокурора рассмотрено, по результатам рассмотрения директор МБОУ «Черноануйская СОШ» ограничилась лишь направлением ходатайства учредителю о выделении денежных средств на установку системы видеонаблюдения, в виду отсутствия денежных средств в образовательном учреждении на установку на указанные мероприятия.

Установка системы видеонаблюдения включен в Типовой перечень (план) мероприятий по подготовке образовательных учреждений к новому учебному году.

Так, согласно Типовому перечню (план) мероприятий по подготовке образовательных учреждений к новому учебному году (Письмо Роспотребнадзора № 01/2050-8-23, МЧС РФ № 43-828-19, Минобрнауки РФ № АФ-102/09 от 12.03.2008 г. «О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году» по антитеррористической безопасности образовательных учреждений предусмотрены мероприятия по установке системы видеонаблюдения.

Приказом Минобрнауки РФ от 23.07.2008 г. № 213 (ред. от 11.06.2010 г.) «Об организации плановой подготовки образовательных учреждений к новому учебному году» руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителям образовательных учреждений указано осуществлять оценку готовности образовательного учреждения к новому учебному году и выполнения мероприятий согласно типового перечня (плана) по подготовке образовательных учреждений к новому учебному году.

Отсутствие системы видеонаблюдения в образовательных учреждениях района отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение и оперативное пресечение возможных чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения, требующую немедленного вмешательства правоохранительных органов, чем нарушаются права несовершеннолетних учащихся образовательных учреждений.

В обоснование иска прокурор ссылался на то, что право на образование является одним из основных неотъемлемых конституционных прав граждан РФ, предусмотренное ст. 43 Конституции РФ.

В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с ч. 2 ст.4 т. 9 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 17.12.2009, с изм. от 21.07.2011)) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.

Согласно ч.1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 17.12.2009, с изм. от 21.07.2011) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя: организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; подстрекательство к террористическому акту; организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре; вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта; пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

Противодействие терроризму - деятельности по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно ст.51 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании», образовательные учреждения создают условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся несут должностные лица образовательного учреждения.

В соответствии с ч.3 п.3 ст.32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса в установленном законодательством РФ порядке.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.31 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.

Ст.15 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения отнесены вопросы организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

В соответствии с Уставом МБОУ «Черноануйская СОШ» учредителем учреждения является администрация МО «Усть-Канский район».

В соответствии со ст.210 ГК РФ бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

На основании ст.124 ГК РФ муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с ч.1 ст.37 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» администрация района наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.

И

Перечисленные нарушения затрагивают интересы неопределенного круга лиц, какими являются несовершеннолетние.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.

В связи с указанным прокурор просил обязать ответчика выделить денежные средства на установку системы видеонаблюдения в здании МБОУ «Черноануйская СОШ» в срок до *******.

В судебном заседании помощник прокурора Лыкова А.Н. поддержала исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика администрации МО «Усть-Канский район» и представитель третьего лица МБОУ «Черно-Ануйская СОШ» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд вынес определение о рассмотрении дела в порядке заочного производства.

Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

В соответствии с ч. 3 п.3 ст.32 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействием терроризму признается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В письме Роспотребнадзора № 01/2050-8-23, МЧС РФ № 43-828-19, Минобрнауки РФ № АФ-102/09 от 12.03.2008 г. «О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году» указано, что подготовку образовательных учреждений к новому учебному году вести в соответствии с типовым перечнем мероприятий, которым в части обеспечения антитеррористической безопасности предусмотрена установка систем видеонаблюдения.

В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что в МБОУ «Черно-Ануйская СОШ» отсутствует система видеонаблюдения.

В п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.92 г. № 3266-1 «Oб образовании» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона РФ от 06.10.03 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения муниципального района относится: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Согласно Уставу МБОУ «Черно-Ануйская СОШ» учредителем и собственником имущества Учреждения является администрация МО «Усть-Канский район».

Функции и полномочия собственника имущества Учреждения от имени администрации МО «Усть-Канский район» осуществляет учредитель (п.п.1.5, 1.7 Устава).

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с ч.1 ст. 37 Федерального закона РФ от 06.10.03 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, суд, исследовав представленные доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что требования прокурора Усть-Канского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Усть-Канский район» о понуждении к выполнению законных требований обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 235 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать администрацию Муниципального образования «Усть-Канский район» выделить денежные средства на установку системы видеонаблюдения в здании МБОУ «Черно-Ануйская средняя общеобразовательная школа» в срок до *******.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Алтай через Усть-Канский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья         С.А. Шадеева