2010.07.12 Решение по иску прокурора об устр. нарушений пожарной безопасности в Скородумской СОШ



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Усть-Ишимский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Фельды З.А.,

с участием помощника прокурора Усть-Ишимского района СУРЕНКОВА Г.А.,

представителя администрация Усть-Ишимского муниципального района Омской области СУХАТСКОЙ Г.А., действующей на основании доверенности,

представителя МОУ «Скородумская ООШ» ПЕХОЦКОЙ Н.И.

с участием секретаря судебного заседания Лабода Е.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании в селе Усть-Ишим 12 июля 2010 года дело по исковому заявлению прокурора Усть-Ишимского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Усть-Ишимского муниципального района, к МОУ «Скородумская СОШ» о признании незаконным бездействия в части осуществления образовательной деятельности при наличии нарушений федерального законодательства образовательной деятельности при наличии нарушений федерального законодательства об образовании, законодательства о пожарной безопасности, строительных норм и правил,

у с т а н о в и л:

Прокурор Усть-Ишимского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Усть-Ишимский районный суд Омской области с исковым заявлением к администрации Усть-Ишимского муниципального района, к МОУ «Скородумская СОШ» о признании незаконным бездействия в части осуществления образовательной деятельности при наличии нарушений федерального законодательства образовательной деятельности при наличии нарушений федерального законодательства об образовании, законодательства о пожарной безопасности, строительных норм и правил, по тем основаниям, что проверкой, проведенной прокуратурой Усть-Ишимского района Омской области, установлено, что в МОУ «Скородумская СОШ», расположенной по адресу: Омская область, Усть-Ишимский район, п. ..., ул. -- нарушаются требования федерального законодательства в сфере образования, пожарной безопасности, строительных норм и правил, а именно, осуществляется обучение несовершеннолетних при наличии грубых нарушений правил пожарной безопасности, а также СНиП.

В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации государство гарантирует общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования - пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).

В п. 4 Правил установлено, что руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

В то же время, в здании МОУ «Скородумская СОШ» (по адресу: Омская область, Усть-Ишимский район, п. ..., ул. --):

- в нарушение ППБ 101-89 п. 2.1.17, ППД 01-03 п.44 слуховые окна чердачных помещений не остеклены;

- в нарушение ППБ 01-03 п. 16 ГОСТ Р 12.2.143-2002 планы эвакуации людей в случае возникновения пожара в зданиях не соответствуют фактическому плану школы;

- в нарушение ППБ 01-03 п. 57, ПУЭ ППБ 101-89 п. 2.3.3 электроосветительная проводка в здании эксплуатируется с нарушениями ПУЭ а именно соединение токоведущих жил выполнено скрутками, распределительные короба не закрыты защитными крышками, лампы накаливания не закрыты защитными плафонами;

- в нарушение ППБ 101-89 п. 3.9 на территории школы отсутствует пожарный пост с набором следующих первичных средств пожаротушения: огнетушители пенные емкостью 10 л или порошковые емкостью 5 л - 2 шт., ведра - 4 шт.. топоры - 2 шт.. лопаты - 2 шт.. багры -2 шт.. лестницы приставные - 1 шт.. бочки с водой емкостью 0,25 мЗ - 2 шт. (на зимний период заменяются ящиками с песком емкостью по 0.25 м.куб);

в нарушение ППБ 101-89 п.2.3.8 осветительная электросеть в помещениях смонтирована так, чтобы светильники находятся на расстоянии менее 0,2 м от поверхности строительных конструкций из горючих материалов,

в нарушение ППБ 101-89 п.2.3.5. в мастерской, складских и других помещениях с наличием горючих материалов допускаются электрические светильники не в закрытом исполнении (без стеклянных колпаков),

-в нарушение ППБ 01-03 п.51 эвакуационные выходы из помещений школыц не освещены.

Согласно ст. 51 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

Статьей 39 Закона РФ «Об образовании» предусмотрено, что здания и помещения, используемые для осуществления образовательного процесса, закрепляются за образовательным учреждением на праве оперативного управления учредителем.

Статьей 31 Закона РФ «Об образовании», статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. 10.06.2008) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, общедоступного бесплатного дошкольного образования, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Исходя из вышеизложенных положений закона, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. являющиеся учредителями общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений, должны, создавая учреждения, закрепить за ними здания и помещения, пригодные для ведения образовательного процесса в соответствии с установленными правилами и нормами.

В соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об образовании» материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями осуществляется образовательными учреждениями в пределах собственных финансовых средств.

Статьей 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что деятельность образовательных учреждений, являющихся бюджетными учреждениями, должна финансироваться из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.

Статья 120 Гражданского кодекса РФ также указывает на то, что учреждения финансируются собственником полностью или частично. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно ст. 51 указанного закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии со ст. 29 Закона РФ «Об образовании», ст. 26-6 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» финансирование расходов на оплату труда работников общеобразовательных и дошкольных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) является полномочием органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Указание на обязанность осуществления финансирования содержания зданий и коммунальных расходов муниципальных образовательных учреждений из местного бюджета помимо ст. 29 Закона РФ «Об образовании» содержится в ст. 31 данного закона.

В статье 31 Закона РФ «Об образовании» закреплено, что содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, отнесено к полномочиям муниципальных районов и городских округов.

Органы местного самоуправления, будучи собственниками имущества, несут бремя содержания переданных муниципальным образовательным учреждениям зданий и помещений также в силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, законом на органы местного самоуправления возложено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений в ходе осуществления ими образовательной деятельности, выделение на указанные цели необходимых финансовых средств.

В МОУ «Скородумская СОШ» вышеуказанные нормы Правил пожарной безопасности и СНиП грубо нарушены, в том числе по причине отсутствия должного финансирования со стороны учредителя. В этой связи не принятие органами местного самоуправления, как собственником имущества, находящегося в пользовании муниципального образовательного учреждения, мер по выполнению требований противопожарной безопасности не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.

Поскольку круг учащихся МОУ постоянно или временно находящихся и обучающихся в помещениях здания школы, точному определению не подлежит, а также, в силу несовершеннолетнего возраста не в состоянии самостоятельно обратиться с заявлением в суд о защите своих прав и интересов, прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга несовершеннолетних лиц.

Помощник прокурора Усть-Ишимского района Омской области Суренков Г.А. в судебном заседании доводы, изложенные в заявлении, поддерживает, просит суд признать незаконным бездействие администрации Усть-Ишимского муниципального района, МОУ «Скородумская СОШ» в части осуществления образовательной деятельности при наличии нарушений федерального законодательства об образовании, законодательства о пожарной безопасности, строительных норм и правил, обязать МОУ «Скородумская СОШ» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, строительных норм и правил, обязать администрацию Усть-Ишимского муниципального района принять меры по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности и строительных норм и правил в МОУ «Скородумская СОШ» путем необходимого финансирования указанных мероприятий, взыскать с ответчиков государственную пошлину в доход местного бюджета.

Представитель администрации Усть-Ишимского муниципального района Сухатская Любовь Михайловна в судебном процессе с исковыми требованиями согласна, имеются нарушения правил пожарной безопасности. Некоторые нарушения устранены, некоторые не устранены, так как необходимы денежные средства. Составлен график устранения нарушений до 01 июня 2011 года.

Представитель МОУ «Скородумская СОШ» Пехоцкая Н.И. в судебном процессе пояснила, что некоторые пункты предписания выполнены, некоторые будут выполняться по мере финансирования. В школе имеется ответственный за противопожарное состояние. Составлен график устранения нарушений.

Заслушав помощника прокурора Усть-Ишимского района Суренкова Г.А., представителя администрации Усть-Ишимского муниципального района Сухатскую Л.М., представителя МОУ «Скородумская СОШ» Пехоцкую Н.И., свидетеля П.С.А., исследовав материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению и обосновывает это следующим.

В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации государство гарантирует общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования - пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).

Согласно п. 4 Правил руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

Постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 г. N 18-7 приняты строительные нормы и правила СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", подлежащие обязательному соблюдению.

Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Судом установлено, что в здании МОУ «Скородумская СОШ», расположенном по адресу Омская область, Усть-Ишимский район, п. Скородум, ул. -- в нарушение ППБ 101-89 п. 2.1.17, ППД 01-03 п.44 слуховые окна чердачных помещений не остеклены;

- в нарушение ППБ 01-03 п. 16 ГОСТ Р 12.2.143-2002 планы эвакуации людей в случае возникновения пожара в зданиях не соответствуют фактическому плану школы;

- в нарушение ППБ 01-03 п. 57, ПУЭ ППБ 101-89 п. 2.3.3 электроосветительная проводка в здании эксплуатируется с нарушениями ПУЭ а именно соединение токоведущих жил выполнено скрутками, распределительные короба не закрыты защитными крышками, лампы накаливания не закрыты защитными плафонами;

- в нарушение ППБ 101-89 п. 3.9 на территории школы отсутствует пожарный пост с набором следующих первичных средств пожаротушения: огнетушители пенные емкостью 10 л или порошковые емкостью 5 л - 2 шт., ведра - 4 шт.. топоры - 2 шт.. лопаты - 2 шт.. багры -2 шт.. лестницы приставные - 1 шт.. бочки с водой емкостью 0,25 мЗ - 2 шт. (на зимний период заменяются ящиками с песком емкостью по 0.25 м.куб);

-в нарушение ППБ 101-89 п.2.3.8 осветительная электросеть в помещениях смонтирована так, чтобы светильники находятся на расстоянии менее 0,2 м от поверхности строительных конструкций из горючих материалов,

-в нарушение ППБ 101-89 п.2.3.5. в мастерской, складских и других помещениях с наличием горючих материалов допускаются электрические светильники не в закрытом исполнении (без стеклянных колпаков),

-в нарушение ППБ 01-03 п.51 эвакуационные выходы из помещений школы не совещены.

Это подтверждается материалами дела - копией акта проверки соблюдения пожарной безопасности (л.д.6-9), копией предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности (л.д.8,9), копией постановления по делу об административном правонарушении (л.д. 10) О том, что МОУ «Скородумская СОШ» действует с нарушением правил пожарной безопасности, подтверждается показаниями свидетеля П.С.А. Имеется расчёт дополнительных средств для подготовки образовательных учреждений к новому учебному году 2010-2011 гг.

Согласно ст. 51 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

Статьей 39 Закона РФ «Об образовании» предусмотрено, что здания и помещения, используемые для осуществления образовательного процесса, закрепляются за образовательным учреждением на праве оперативного управления учредителем.

Статьей 31 Закона РФ «Об образовании», статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. 10.06.2008) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, общедоступного бесплатного дошкольного образования, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Исходя из вышеизложенных положений закона, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, являющиеся учредителями общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений, должны, создавая учреждения, закрепить за ними здания и помещения, пригодные для ведения образовательного процесса в соответствии с установленными правилами и нормами.

В соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об образовании» материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями осуществляется образовательными учреждениями в пределах собственных финансовых средств.

Статьей 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что деятельность образовательных учреждений, являющихся бюджетными учреждениями, должна финансироваться из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.

Согласно ст. 120 Гражданского кодекса РФ бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно ст. 51 указанного закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии со ст. 29 Закона РФ «Об образовании», ст. 26-6 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» финансирование расходов на оплату труда работников общеобразовательных и дошкольных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) является полномочием органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В статье 31 Закона РФ «Об образовании» так же закреплено указание на то, что содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, отнесено к полномочиям муниципальных районов и городских округов.

Органы местного самоуправления, будучи собственниками имущества, несут бремя содержания переданных муниципальным образовательным учреждениям зданий и помещений также в силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, законом на органы местного самоуправления возложено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений в ходе осуществления ими образовательной деятельности, выделение на указанные цели необходимых финансовых средств.

Согласно ст. 51 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

Статьей 39 Закона РФ «Об образовании» предусмотрено, что здания и помещения, используемые для осуществления образовательного процесса, закрепляются за образовательным учреждением на праве оперативного управления учредителем.

Учредителем муниципального образовательного учреждения «Скородумская СОШ», является администрация Усть-Ишимского муниципального района, что подтверждается копией устава МОУ «Скородумская СОШ» (л.д.9-10).

Суд считает, что нарушение Правил пожарной безопасности и СНиП в МОУ «Скородумская СОШ», обусловлено отсутствием должного финансирования со стороны учредителя. В этой связи не принятие органами местного самоуправления, как собственником имущества, находящегося в пользовании муниципального образовательного учреждения, мер по выполнению требований противопожарной безопасности не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 333.19 Налогового кодекса РФ при подаче искового заявления неимущественного характера государственная пошлина для организаций уплачивается в размере - 4 000 рублей

В случае если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, то в силу ст. 333.20 Налогового кодекса РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком.

В соответствии ст. 333.35 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины, освобождаются органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий.

Таким образом, с МОУ «Скородумская СОШ» подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 4000 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковое заявление прокурора Усть-Ишимского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Усть-Ишимского муниципального района, МОУ «Скородумская СОШ» в части осуществления образовательной деятельности при наличии нарушений федерального законодательства об образовании, законодательства о пожарной безопасности, строительных норм и правил.

Обязать администрацию Усть-Ишимского муниципального района принять меры по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, строительных норм и правил в МОУ «Скородумская СОШ» путем необходимого финансирования указанных мероприятий до 01 января 2011 года.

Обязать МОУ «Скородумская СОШ» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, строительных норм и правил.

Взыскать с МОУ «Скородумская СОШ» п. ..., ул. -- Усть-Ишимский район Омской области государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 4 000 рублей.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей кассационной жалобы через Усть-Ишимский районный суд.

Судья З.А. Фельда

Решение не вступило в законную силу.