2010.10.11 Решение по иску Андреевой Л.В о включении периодов работы в специальный стаж



Дело № 2-228/2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

Усть-Ишимский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Фельды З.А.

при секретаре Лабода Е.В.

с участием заявительницы Андреевой Л.В.

представителя Государственного Учреждения управления пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ишимском районе Омской области Бобровой С.В. рассмотрев в открытом судебном заседании 11 октября 2010 года в с. Усть-Ишим дело по исковому заявлению Андреевой Л.В. к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в Усть-Ишимском районе Омской области о зачете в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с деятельностью по охране здоровья населения периодов работы с 01.11.1999 года по 26.03.2000 года, с 25.04.2000 года по 28.04.2000 года, с 30.04.2000 года по 14.01.2001 года в должности акушерки родильного отделения Усть-Ишимского МТМО, а так же периоды с 01.10.1995 года по 29.10.1995 года, с 27.03.2000 года по 24.04.2000 года, 17.03.2005 года по 28.04 2005 года, с 12.01.2010 года по 22.02.2010 года - курсы повышения квалификации в Усть-Ишимской ЦРБ, Усть-Ишимском МТМО, МУЗ «Усть-Ишимская ЦРБ», обязать ГУ УПФ РФ в Усть-Ишимском районе Омской области назначить пенсию по старости в связи с лечебной деятельности с 21 июля 2010 года,

у с т а н о в и л:

Андреева Л.В. обратилась в Усть-Ишимский районный суд Омской области с исковым заявлением к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в Усть-Ишимском районе Омской области о зачете в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с деятельностью по охране здоровья населения периоды работы с 01.11.1999 года по 26.03.2000 года, с 25.04.2000 года по 28.04.2000 года, с 30.04.2000 года по 14.01.2001 года в должности акушерки родильного отделения Усть-Ишимского МТМО, а так же периоды с 01.10.1995 года по 29.10.1995 года, с 27.03.2000 года по 24.04.2000 года, 17.03.2005 года по 28.04 2005 года, с 12.01.2010 года по 22.02.2010 года - курсы повышения квалификации в Усть-Ишимской ЦРБ, Усть-Ишимском МТМО, МУЗ «Усть-Ишимская ЦРБ», обязать ГУ УПФ РФ в Усть-Ишимском районе Омской области назначить пенсию по старости в связи с лечебной деятельности с 21 июля 2010 года ссылаясь на то, что 21.07.2010 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, так как она 23 года 3 месяца 27 дней занималась лечебной деятельностью, работала акушеркой родильного отделения с 01.04.1990 года по настоящее время. На заседании комиссии ответчика ей было отказано в назначении пенсии по п.п. 20 п. 1 ст.27 ФЗ РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» как лицу, осуществляющую лечебную деятельность менее 25 лет. Не были включены в льготный стаж периоды с 01.10.1995 г. по 29.10.1995 г., с 27.03.2000 г. по 24.04.2000 г.; с 17.03.2005 г. - 28.04.2005 г.; с 12.01.2010 г. по 22.02.2010 г. - курсы повышения квалификации. Не включен в специальный стаж период работы с 01.11.1999 г. по 14.01.2001 г. в Усть-Ишимском МТМО со ссылкой Постановление Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999г.

Считает, что отказ не правомерен. Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата, с которой работодатель производит отчисления страховых взносов в ПФ РФ. Тем самым указанный период деятельности работника является страховым и поэтому включается в страховой стаж для назначения трудовой пенсии как соответствующий требованиям пенсионного законодательства (ст. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ).

На основании п. 11 вышеуказанного постановления Пленума Верховного суда РФ по желанию застрахованного лица (а она этого желаю) периоды работы в сельской местности исчисляются в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 6 месяца). Исходя из изложенного на момент обращения к ответчику за начислением мне пенсии по старости за выслугу лет, мой льготный стаж работы по специальности составил 25 лет.

В судебном заседании истица Андреева Л.В. исковые требования поддержала и пояснила, что она работает в Усть-Ишимском МТМО и МУЗ «Усть-Ишимская ЦРБ акушеркой родильного отделения, просит зачесть в специальный трудовой стаж периоды ее работы с 01 ноября 1999 года по 26 марта 2000 года, с 25 апреля 2000 года по 28 апреля 2000 года, с 30 апреля 2000 года по 14 января 2001 года в должности акушерки родильного отделения Усть-Ишимского МТМО, периоды с 01.10.1995 года по 29.10.1995 года, с 27.03.2000 года по 24.04.2000 года, 17.03.2005 года по 28.04 2005 года, с 12.01.2010 года по 22.02.2010 года курсы повышения квалификации в Усть-Ишимской ЦРБ, Усть-Ишимском МТМО, МУЗ «Усть-Ишимская ЦРБ», обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Усть-Ишимском районе Омской области назначить ей досрочную пенсию по старости в связи с выслугой - 25 летней лечебной деятельностью с момента подачи заявления, то есть с 21 июля 2010 года. С 01.04.1990 года она работает акушеркой родильного отделения и просит её стаж работы исчислять 1 год работы за 1 год 6 месяцев. Просит взыскать с ответчика возврат госпошлины в сумме 200 рублей.

Представитель ответчика Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Усть-Ишимском районе Омской области Боброва С.В. иск не признала и пояснила, что ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ишимском районе Омской области с исковыми требованиями не согласна в силу следующих причин.

21 июля 2010 года Андреева Л.В. обратилась с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа.

К заявлению были приложены следующие документы: копия трудовой книжки, справка от 30.06.2010г. № ----, уточняющая особый характер работы и справка о заработной плате за 1995-1999 г.г. от 28.05.2010г. № ----, выданные МУЗ «Усть-Ишимская ЦРБ», свидетельство о рождении ребенка.

Других документов не предоставлено.

Общий порядок пенсионного обеспечения для всех граждан установлен Федеральным законом от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее - Закон № 173-ФЗ).

В силу указания в статье 7 Закона № 173-ФЗ общий возраст выхода на пенсию по возрасту составляет 55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно. В то же время в структуре названного законодательного акта закреплена специальная норма пункт 1 статьи 27, содержащая исключение из общего правила и устанавливающая правовые основания и условия назначения пенсий отдельным категориям граждан, занятым определенной профессиональной

деятельностью, ранее общеустановленного возраста выхода на пенсию, то есть досрочного (льготного) назначения трудовой пенсии по старости.

В частности, подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста.

лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

При этом списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ (пункт 2 статьи 27).

Основным документом, подтверждающим занятость работников на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, является трудовая книжка. Однако в трудовую книжку вносятся записи только о наименовании профессии или должности, на которую принят работник, и не отражаются дополнительные условия, занятость в которых дает право на трудовую пенсию досрочно.

В связи с чем, Перечнем документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденным постановлением Минтруда России и ПФ РФ от 27.02.2002г. № 16/19па, предусмотрено представление дополнительных документов, подтверждающих стаж на соответствующих видах работ. К таким документам относится уточняющая справка, сведения в которой должны соответствовать первичным документам, имеющимся в учреждении и иные документы.

В соответствии со статьей 13 Закона периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным Законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, а после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведении индивидуального (персонифицированного) учета.

Характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается (п. 3 ст. 13 Закона).

Согласно части 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. № 516 в стаж: работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Следует отметить, что решение вопроса о праве граждан на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с названной выше нормой осуществляется органами ПФ РФ с учетом положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан».

Согласно правовой позиции, изложенной в упомянутом Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П, расчетный размер трудовой пенсии, а также продолжительность стажа на соответствующих видах работ, имевшего место до 01.01.2002г., могут быть исчислены либо по условиям и нормам пенсионного законодательства, действовавшего до 01.01.2002 г, либо исходя из положений, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ».

Указания на возможность одновременного применения нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы пенсионного обеспечения до и после введения в действие Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», упомянутый выше акт Конституционного Суда РФ не содержит.

Исчисление сроков выслуги лицам, осуществляющим медицинскую деятельность, по состоянию на 01.01.2002г. осуществлялось с применением Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 (далее -Постановление СМ РСФСР № 464), а также Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066 (далее - Постановление № 1066), действующими соответственно до 1 ноября 1999 года и до 12 ноября 2002 года.

С 12 ноября 2002г. вступило в законную силу постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. № 781 (далее - Постановление № 781) «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.ст. 27 -28 Закона, и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27-28 Закона».

При исчислении стажа с учетом положении Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П (постановлений № 464, 1066, 781) у Андреевой Л.В. имеется страхового стажа 20 лет 11 месяцев 23 дня, специального стажа 23 года 3 месяца 27 дней по состоянию на 21.07.2010 г.

Не включены в специальный стаж следующие периоды:

с 01.10.1995г. по 29.10.1995г., с 27.03.2000г. по 24.04.2000г. - (курсы повышения квалификации с отрывом от работы), 29.04.2000г. - (отпуск без сохранения заработной платы), с 06.10.1992г. по 05.01.1994г. - (отпуск по уходу за ребенком до полутора лет), с 06.01.1994г. по 31.12.1994г. - (отпуск по уходу за ребенком до трёх лет) не могут быть включены в специальный стаж, так как согласно Разъяснению № 5 от 22.05.1996г. «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденного постановлением Минтруда России от 22.05.1996г. № 29 в специальный стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

с 17.03.2005г. по 28.04.2005г., с 12.01.2010г. по 22.02.2010г. - (курсы повышения квалификации с отрывом от работы), с 23.11.2002г. по 02.12.2002г., с 08.10.2007г. по 20.10.2007г. - (отпуск без сохранения заработной платы), так как в соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. № 516 в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

с 01.11.1999г. по 26.03.2000г., с 25.04.2000г. по 28.04.2000г., с 30.04.2000г. по 14.01.2001г. не могут быть включены в специальный стаж, т.к. наименование учреждения МТМО не поименовано Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного Постановлением № 1066.

Поскольку в данном случае продолжительность стажа у Андреевой Л.В. на соответствующих видах работ оказалось недостаточной (менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа), Управлением была произведена оценка права истицы на досрочное пенсионное обеспечение с учетом требований действующего законодательства.

При исчислении стажа с учетом Постановления № 781 у Андреевой Л.В. имеется страхового стожа 20 лет 11 месяцев 23 дня, специального стажа 17лет 7 месяцев 11 дней по состоянию на 21.07.2010г.

Применяющийся в рамках действия Закона № 173-ФЗ Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, содержит указание на работу в таком учреждении как МТМО.

Не включены в специальный стаж следующие периоды:

с 01.10.1995г. по 29.10.1995г., с 27.03.2000г. по 24.04.2000г., с 17.03.2005г. по 28.04.2005г., с 12.01.2010г. по 22.02.2010г. - (курсы повышения квалификации с отрывом от работы), 29.04.2000г., с 23.11.2002г. по 02.12.2002г., с 08.10.2007г. по 20.10.2007г. - (отпуска без сохранения заработной платы), с 06.10.1992г. по 05.01.1994г. - (отпуск по уходу за ребенком до полутора лет) с 06.01.1994г. по 31.12.1994г. - (отпуск по уходу за ребенком до трёх лет), так как согласно пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков.

В п. 4 и п. 5 данных Правил предусмотрено соблюдение двух обязательных условий необходимых для зачисления определенных периодов работы в специальный стаж: выполнение работников постоянной работы в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов.

Андреева Л.В. в период нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от работы непосредственно медицинской деятельностью не занималась, а повышала свою квалификацию, следовательно, предусмотренные п. 4 Правил, обязательные условия не соблюдены, поэтому независимо от уплаты работодателем страховых взносов за этот период оснований для зачета курсов повышения квалификации с отрывом от работы в специальный стаж медицинской деятельности не имеется.

Учитывая данные обстоятельства, ответчиком принято решение об отказе Андреевой Л.В. в установлении досрочной трудовой пенсии по возрасту соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ. поскольку при применении допустимых вариантов подсчета специального стажа его продолжительность ни в одном из случаев не соответствует установленной пенсионным законодательством.

Таким образом, решая вопрос о праве истицы на досрочное пенсионное обеспечение, Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФ РФ в Усть-Ишимском районе Омской области действовала исключительно в пределах полномочий, предоставленных пенсионным законодательством.

Кроме этого, в рассматриваемом случае необходимо учитывать, что в силу прямого указания в пункте 2 постановления Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» исключительное право на установление тождества профессий, должностей и учреждений, предусмотренных пенсионным законодательством, тем же должностям, профессиям и учреждениям, имеющим иные наименования, установленные работодателями либо иначе именовавшимся ранее, но, по сути, соответствующим им принадлежит Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

При таких обстоятельствах полагаем, что оспариваемое решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФ РФ в Усть-Ишимском районе Омской области основано на требованиях федерального законодательства и не может считаться неправомерным.

Заслушав истицу Андрееву Л.В., свидетеля Я.Э.Х., представителя заинтересованного лица Боброву С.В., изучив материалы дела, суд считает, что требования истицы подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.п. 20. п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом.

Судом установлено, что 04 февраля 1990 года Андреева Л.В. приказом № --- от 04.04.1990 года принята на должность акушерки родильного отделения Усть-Ишимской райбольницы, что подтверждается материалами дела: записью в трудовой книжке за № --- от 02.04.1990 года (л.д.11), архивной справкой (л.д.13). Согласно справкам МУЗ «Усть-Ишимская ЦРБ» с 22 июля 1993 года Постановлением Главы администрации Усть-Ишимского района № 205-п от 22 июля 1993 года Усть-Ишимская райбольница реорганизована и зарегистрирована как Усть-Ишимское МТМО (л.д.34), Постановлением главы Администрации МО «Усть-Ишимский район» № 07-п от 15 января 2001 года Усть-Ишимская МТМО реорганизовано и зарегистрировано как МУЗ «Усть-Ишимская ЦРБ» (л.д.35).

При исчислении специального трудового стажа комиссией по спорным вопросам Государственного учреждения Управления пенсионного Фонда РФ в Усть-Ишимском районе Омской области не включены в специальный стаж, периоды работы с 01 ноября 1999 года по 26.03.2000 года, с 25.04.2000 года по 28.04.2000 года, с 30.04.2000 года по 14.01.2001 года по тем основаниям, что наименование учреждения МТМО не поименовано Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного Постановлением № 1066.

Рассматривая требования истицы о включении в льготный стаж данных периодов судом установлено следующее.

Согласно п.3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. При этом наличие в наименовании указанных в списке указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Об этом также указано в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утвержденном Постановлением правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года в графе «наименование учреждений» в п.1 записано «Больницы всех наименований».

Вместе с тем согласно п.п.2 п.10 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» лечебная деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19, 39, 55 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Минтруда РФ от 17 октября 2003 года №70 «Об утверждении разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при определении права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в страховой стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались в общий и специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Таким образом, суд считает, что спорные периоды работы истицы в Усть-Ишимском МТМО следует зачесть в стаж по специальности, поскольку Андреева Л.В. выполняла лечебную деятельность в лечебном учреждении, её работа не менялась хотя изменилось название медицинского учреждения. Об этом в судебном заседании пояснила свидетель Я. Э.Х. Стаж работы Андреевой Л.В. в Усть-Ишимской МТМО составляет 1 год 1 месяц 14 дней.

Согласно Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утверждённого постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 должность акушерки засчитывается в льготный стаж работы и в соответствии с п.3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.

Таким образом, стаж работы у истицы в Усть-Ишимском МТМО должен исчисляться из расчёта один год работы за один год и шесть месяцев и составляет 1 год 1 месяц 14 дней + 6 месяцев 22 дня = 1 год 8 месяцев 06 дней.

Рассматривая требования Андреевой Л.В. о включении в специальный стаж периоды с 01.10.1995 года по 29.10.1995 года, с 27.03.2000 года по 24.04.2000 года. С 17.03.2005 года по 28.04.2005 года, с 12.01.2010 года по 22.02.2010 года - курсы повышения квалификации судом установлено, что истица, осуществляя медицинскую деятельность в учреждении, работа в котором засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, в вышеуказанные периоды находилась на курсах повышения квалификации, что подтверждается копией приказа № 27 от 02.03.2005 года по Усть-Ишимской ЦРБ, копией приказа № --- от 11.01.2010 года (л.д.13), копией приказа № --- от 23.03.2000 года (л.д.38), копией справки о том, что истице начислялась заработная плата за указанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации, производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (л.д.15). О том, что истица проходила обучение на курсах повышения квалификации свидетельствуют копии документов: свидетельство о прохождении повышения квалификации 26 октября 1995 года (л.д.17), копия свидетельства о прохождении повышения квалификации 2000 года (л.д.18), копия свидетельства о повышении квалификации в 2005 году (л.д.19), копия свидетельства о повышении квалификации с 12.01.2010 года по 22.02.2010 года (л.д.20).

При исчислении специального трудового стажа комиссией по спорным вопросам Государственного Учреждения пенсионного Фонда РФ в Усть-Ишимском районе Омской области не включены в специальный стаж периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации.

Суд считает требования истицы удовлетворить, включить в льготный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации исходя из следующего.

В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от-11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Указанные разъяснения даны в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года.

Как следует из пояснений истицы, свидетеля Я.Э.Х. Андреева Л.В. действительно находилась на курсах повышения квалификации с 01.10.1995 года по 29.10.1995 года, с 27.03.2000 года по 24.04.2000 года, с 17.03.2005 года по 28.04.2005 года, с 12.01.2010 года по 22.02.2010 года, за ней сохранялось место работы, средняя заработная плата и производились отчисления в управление пенсионного фонда. Стаж работы истицы в период нахождения на курсах повышения квалификации составляет 4 месяца 19 дней.

Согласно Постановления СМ РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет» исчисление сроков выслуги среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров производится один год за один год и 6 месяцев.

В соответствии с приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 года № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения» родильное отделение имеет хирургический профиль, а поскольку Андреева Л.В. работала акушеркой в родильном отделении, то её стаж должен исчисляться по выше указанным правилам. Данный приказ признан утратившим силу с 1 декабря 2008 года.

При исчислении стажа работы истицы следует руководствоваться также Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утверждённым постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 по которому должность акушерки засчитывается в льготный стаж работы и в соответствии с п.3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.

Поэтому стаж работы Андреевой Л.В. за период нахождения на курсах повышения квалификации будет составлять 4 месяца 19 дней + 2 месяца 09 дней = 6 месяцев 28 дней.

Согласно ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсии назначаются и выплачиваются со дня обращения за пенсией. Днем обращения за пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления.

Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Андреева Л.В. обратилась за назначением досрочной пенсии по старости в связи с деятельностью по охране здоровья населения в ГУ УПФ РФ в Усть-Ишимском районе Омской области 21 июля 2010 года, стаж работы Андреевой Л.В. дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и на 21 июля 2010 года, по подсчетам ответчика, составляет 23 года 3 месяца 27 дней. Засчитывая периоды работы в Усть-Ишимском МТМО и курсы повышения квалификации, на момент обращения у Андреевой Л.В. льготный стаж составлял 23 года 3 месяца 27 дней + 1 года 8 месяцев 06 дней + 6 месяцев 28 дней = 25 лет 7 месяцев 01 день. Таким образом, на 21 июля 2010 года у истицы имелся льготный стаж для назначения пенсии. И ответчика необходимо обязать назначить истице льготную пенсию с 21 июля 2010 года.

Согласно ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Поскольку при подаче искового заявления истицей была уплачена государственная пошлина в сумме 200 рублей, то с ответчика в пользу Андреевой Л.В. следует взыскать возврат госпошлины в сумме 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление Андреевой Л.В. удовлетворить.

Зачесть Андреевой Л.В. в льготный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью периоды ее работы с 01 ноября 1999 года по 26 марта 2000 года, с 25 апреля 2000 года по 28 апреля 2000 года, с 30 апреля 2000 года по 14 января 2001 года в должности акушерки родильного отделения Усть-Ишимского МТМО, а так же периоды с 01.10.1995 года по 29.10.1995 года, с 27.03.2000 года по 24.04.2000 года, 17.03.2005 года по 28.04 2005 года, с 12.01.2010 года по 22.02.2010 года - курсы повышения квалификации и Андрееву Л.В. считать имеющей выслугу - 25 летний стаж лечебной деятельности на 21 июля 2010 года.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ в Усть-Ишимском районе Омской области назначить Андреевой Л.В. с 21 июля 2010 года досрочную пенсию по старости в связи с выслугой - 25 летней лечебной деятельностью в соответствии с п.п. 20. п. 1 ст. 27 Закона РФ « О трудовых пенсиях в РФ».

Взыскать с Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Усть-Ишимском районе в пользу Андреевой Л.В., проживающей в с. Усть-Ишим, ул. Советская, 69, Омской области возврат госпошлины в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей кассационной жалобы через Усть-Ишимский районный суд в течение десяти дней.

Судья

Усть-Ишимского районного суда З.А.Фельда

Решение не вступило в законную силу.