Дело №2-280/2010 г.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Усть-Ишимский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Фельда З.А.,
с участием помощника прокурора Усть-Ишимского района БЕЛОУСОВА В.Н.,
инспектора уголовно-исполнительной инспекции № 35 ЧИКИШЕВОЙ А. М.
при секретаре БЕРЕНДЕЕВЕ А.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в селе Усть-Ишиме 16 ноября 2010 года дело по заявлению прокурора Усть-Ишимского района Омской области, действующего в защиту интересов Российской Федерации о признании бездействия должностного лица - начальника ФБУ «МРУИИ № 5» УФСИН России по Омской области КОЛОТИЛИНА С.Д., выразившееся в непринятии мер по снятию с учёта условно осужденного М. А.М. незаконным, обязать должностное лицо - начальника ФБУ «МРУИИ № 5» УФСИН России по Омской области КОЛОТИЛИНА С.Д. устранить нарушения закона путём утверждения рапорта сотрудника о снятии М. А.М. с учёта, вручения М. А.М. справки об освобождении, а также направления извещений о снятии М. А.М. с учёта в заинтересованные органы,
у с т а н о в и л:
Прокурор Усть-Ишимского района Омской области, действующий в защиту интересов Российской Федерации обратился в Усть-Ишимский районный суд с заявлением о признании бездействия должностного лица - начальника ФБУ «МРУИИ № 5» УФСИН России по Омской области КОЛОТИЛИНА С.Д., выразившееся в непринятии мер по снятию с учёта условно осужденного М. А.М. незаконным, обязать должностное лицо - начальника ФБУ «МРУИИ № 5» УФСИН России по Омской области КОЛОТИЛИНА С.Д. устранить нарушения закона путём утверждения рапорта сотрудника о снятии М. А.М. с учёта, вручения М. А.М. справки об освобождении, а также направления извещений о снятии М. А.М. с учёта в заинтересованные органы по тем основаниям, что в ноябре 2010 года прокуратурой района проведена проверка исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства в деятельности ФБУ МРУИИ № 5 УФСИН России по Омской области. В ходе проверки выявлены нарушения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ч. 1 ст. 1 Уголовно-исполнительно кодекса РФ уголовно-исполнительное законодательство имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.
В силу ч. 2 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ одной из задач уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации является охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
На основании ст. 9 УИК РФ исправление осужденных -это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.
Частью 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного РФ определено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Уголовно-исполнительного кодекса контроль за поведением условно осужденных в течение испытательного срока осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства условно осужденных, а в отношении условно осужденных военнослужащих -командованием их воинских частей.
Частью 1 ст. 188 УИК РФ предусмотрено, что уголовно-исполнительные инспекции осуществляют персональный учет условно осужденных в течение испытательного срока, контролируют с участием работников соответствующих служб органов внутренних дел соблюдение условно осужденными общественного порядка и исполнение ими возложенных судом обязанностей.
В соответствии со ст. 189 УИК РФ испытательный срок исчисляется в порядке, установленном статьей 73 Уголовного кодекса Российской Федерации. По истечении испытательного срока контроль за поведением условно осужденного прекращается, и он снимается с учета уголовно-исполнительной инспекции.
Во исполнение п.2 Приказа министерства юстиции Российской Федерации от 20.05.2009 №142 «Об утверждении инструкции пот организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» (далее Инструкция) Федеральной службе исполнения наказаний указано на обеспечение исполнения Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества.
В силу п. 148 Инструкции по истечении испытательного срока контроль за поведением условно осужденного прекращается и он снимается с учета. Снятие с учета условно осужденных производится инспекцией на следующий день после истечения испытательного срока, исчисляемого с момента вступления приговора в законную силу, независимо от выходных и праздничных дней.
Пунктом 151 Инструкции предусмотрено, что снятие осужденных с учета по отбытии наказания в виде обязательных работ, исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и условно осужденных по истечении испытательного срока производится по рапорту сотрудника инспекции, утвержденному начальником инспекции.
Согласно п. 149 Инструкции при освобождении осужденному инспекция выдает документ (справку) об отбытии наказания или освобождении от наказания В ходе проверки установлено, что М. A.M., осужденный приговором Ленинского районного суда г. Омска от 06.10.2009 за совершение преступления, предусмотренного ст. 73 УК РФ, испытательным сроком в 1 год, до настоящего времени не снят с учета УИИ.
Срок отбытия наказания М. A.M., в соответствии с требованиями действующего законодательства закончился 06.10.2010, однако как видно из материалов личного дела на условно осужденного М. A.M. до настоящего времени рапорт сотрудника инспекции не составлен и соответственно начальником инспекции не утвержден, не отправлены сообщения в органы указанные в п. п. 155, 156, 157, 158, 159 Инструкции. Кроме того, начальником инспекции также не выдана справка М. A.M. об отбытии наказания.
Таким образом, бездействие начальника МРУИИ № 5 УФСИН России по Омской области Колотилина С.Д. не способствует достижению целей уголовно-исполнительного законодательства по исправлению осужденных, а также нарушают права осужденного предусмотренные действующим законодательством.
Настоящее обращение прокурора в суд обусловлено тем, что в данном случае затрагиваются интересы Российской Федерации, в части регулирования порядка и условий исполнения и отбывания наказаний.
Помощник прокурора Усть-Ишимского района Омской области Белоусов В.Н. в судебном заседании просит прекратить производство по делу в связи с тем, что М. А.М. снят с учёта, ему вручена справка об освобождении, а также направлены извещения в заинтересованные органы о снятии М. А.М. с учёта.
Инспектор уголовно-исполнительной инспекции № 35 Чикишева А.М. в судебном процессе с ходатайством прокурора согласна.
Выслушав заместителя прокурора Усть-Ишимского района Белоусова В.Н., инспектора уголовно-исполнительной инспекции № 35 Чикишеву А.М., исследовав материалы дела, судом установлено, что согласно ст. 220 ч.1 п.3 ГАК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
В соответствии со ст. 221 ГПК РФ производство по делу прекращается определением суда, в котором указывается, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Отказ от заявленных требований не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законов интересов.
Таким образом, имеются основания для принятия отказа от заявленных требований и прекращения производства по делу.
Руководствуясь ст.ст. 220,221 ГПК РФ, суд
о п р е д е л и л:
Принять отказ прокурора Усть-Ишимского района Омской области от заявленных требований.
Производство по делу по заявлению прокурора Усть-Ишимского района Омской области, действующего в защиту интересов Российской Федерации о признании бездействия должностного лица - начальника ФБУ «МРУИИ № 5» УФСИН России по Омской области КОЛОТИЛИНА С.Д., выразившееся в непринятии мер по снятию с учёта условно осужденного М. А.М. незаконным, обязать должностное лицо - начальника ФБУ «МРУИИ № 5» УФСИН России по Омской области КОЛОТИЛИНА С.Д. устранить нарушения закона путём утверждения рапорта сотрудника о снятии М. А.М. с учёта, вручения М. А.М. справки об освобождении, а также направления извещений о снятии М. А.М. с учёта в заинтересованные органы прекратить.
На определение может быть подана частная жалоба или принесено представление в течение 10 дней в Омский областной суд с подачей частной жалобы через Усть-Ишимский районный суд Омской области.
Судья З.А. Фельда
Определение не вступило в законную силу.