Дело № 2-306/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Усть-Ишим «8» декабря 2010г.
Усть-Ишимский районный суд Омской области в составе
Председательствующего судьи Скидан Е.В.
При секретаре Терлеевой Н.И.
С участием истца Суренковой И.В. и ее представителя Суренкова Г.А.,
Представителя ответчика и третьего лица - заместителя Главы по экономике председателя комитета финансов и контроля администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области - Костоглод Т.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Суренковой И.В. к Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области по предоставлению мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения за период с 10 февраля 2009г. по 25 января 2010г. и с 07 апреля 2010г. по настоящее время. Обязать администрацию Усть-Ишимского муниципального района установить и предоставить Суренковой И.В., как медицинскому работнику меру социальной поддержки в виде компенсации расходов на отопление из расчета 100% стоимости оплаты социальной нормы жилой площади на семью и освещение из расчета 123 квт. в год за период с 10 февраля 2009г. по 25 января 2010г. и с 07 апреля 2010г. по настоящее время.
Установил:
Суренкова И.В. обратилась в Усть-Ишимский районный суд с исковыми требованиями о признании бездействия Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области по предоставлению мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения за период с 10 февраля 2009г. по 25 января 2010г. и с 07 апреля 2010г. по настоящее время незаконными и обязании администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области установить и предоставить ей, как медицинскому работнику меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на отопление и освещение за период с 10 февраля 2009г. по 25 января 2010г. и с 07 апреля 2010г. по настоящее время в размере не ниже предусмотренного статьей 36 закона Омской области от 04 июля 2008г. «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан». В обоснование заявленных исковых требований истица указала, что в период с 10 февраля 2009г. по 25 января 2010г. и с 07 апреля 2010г. по настоящее время она работает врачом в МУЗ «У. ЦРБ». Проживает с мужем и несовершеннолетней дочерью -- в благоустроенной квартире общей площадью --- кв.м. с отоплением и освещением. При этом плату за отопление и освещение занимаемого жилого помещения оплачивает самостоятельно в полном объеме, без какого-либо возмещения. Порядок возмещения расходов на отопление и освещение медицинским работникам в районе на 2009 и 2010г. не определен, необходимые средства на эти цели в бюджете муниципального района не заложены. В апреле 2010г. председатель профсоюзного комитета МУЗ «У. ЦРБ» Л.Е.В., действуя в интересах всех медицинских работников МУЗ «У. ЦРБ», обращалась к Главе Администрации Усть-Ишимского муниципального района С.А.С. по вопросу предоставления указанных льгот. Данный вопрос не разрешен по настоящее время. В ответе на обращение от 13 апреля 2010г. указано, что муниципальному району для решения вопроса обеспечения льгот по отоплению и освещению медицинским работникам из вышестоящих бюджетов денежные средства не передавались. Истица полагает, что администрация муниципального района фактически устранилась от решения указанного вопроса. Считает, что ей как медицинскому работнику МУЗ «У. ЦРБ» незаконно не предоставлены социальные гарантии предусмотренные Законом Омской области от 04 июля 2008г. № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» в период с 10 февраля 2009г. по 25 января 2010г. и с 07 апреля 2010г. по настоящее время.
В ходе судебного заседания истица уточнила заявленные исковые требования. Ссылаясь на п.2 ст. 153 Федерального Закона РФ от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ, которым установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий ( в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, представлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004г., истица просила обязать администрацию Усть-Ишимского муниципального района установить и предоставить ей, как медицинскому работнику, меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на отопление и освещение за расчета 100% стоимости оплаты социальной нормы жилой площади на семью и освещение из расчета 123 квт. в год за период с 10 февраля 2009г. по 25 января 2010г. и с 07 апреля 2010г. по настоящее время.
Суду пояснила, что, вопреки требованиям закона, она, будучи медицинским работником - врачом МУЗ «У. ЦРБ», в 2009г., 2010г. не была обеспечена мерами социальной поддержки в виде бесплатного пользования жилым помещением с отоплением и освещением.
Представитель ответчика - Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области и третьего лица - комитета финансов и контроля Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области Костоглод Т.В. суду пояснила, что ответчик и третье лицо на стороне ответчика, заявленные истицей исковые требования не признают по следующим основаниям:
Статьями 36 и 37 Закона Омской области от 04 июля 2008г. «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» были установлены меры социальной поддержки порядок и условий их предоставления. Законом Омской области «Об областном бюджете на 2010г.» № 1219 -ОЗ с 1 января 2010г. приостановлено действие ст. 36 «Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан». Законом Омской области от 24 ноября 2008г. № 1093 -ОЗ с 1 января 2009г. по 31 января 2009г. приостановлено действие ст. 37 «Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан». Денежные средства на предоставление мер социальной поддержки медицинским работникам в 2009г. и в 2010г. в районный бюджет не поступало. В Администрации района отсутствует нормативный акт, регулирующий порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан муниципальных учреждений здравоохранения.
Исследовав материалы дела, заслушав мнение сторон, показания свидетеля Л.Е.В. суд находит, что требования истицы частичному удовлетворению. К данному выводу суд пришел исходя из следующего:
В соответствии с ч.2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» (в редакции, действовавшей до 22 августа 2004г.) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. Данные льготы были обеспечены на федеральном уровне.
22 августа 2004г. принят Федеральный Закон № 122-ФЗ, пунктом 50 ст. 35 которого решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Данный вывод следует из буквального толкования статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в новой редакции, установленной п. 50 ст. 35 Федерального закона № 122-ФЗ. Согласно указанной норме, « меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.4). Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации - органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч.5). Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (ч.6).»
Таким образом, частью 6 статьи 63 Основ законодательств Российской Федерации об охране здоровья граждан во взаимосвязи с положениями Федерального закона № 1220ФЗ, по существу устанавливает обязанность органов местного самоуправления устанавливать меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающим в сельской местности.
Согласно ст. 36 Закона Омской области от 04 июля 2008г. «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан»
1. Право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных настоящей статьей, имеют постоянно проживающие в сельской местности следующие категории граждан:
1) работники, осуществляющие свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности государственных учреждениях Омской области здравоохранения, культуры, а также в муниципальных учреждениях Омской области здравоохранения, культуры в соответствии с перечнями должностей работников, утверждаемых соответственно органом исполнительной власти Омской области в сфере здравоохранения, органом исполнительной власти Омской области в сфере культуры по согласованию с финансовым органом исполнительной власти Омской области (далее - работники)
2. Работникам и неработающим пенсионерам предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) компенсация расходов на оплату общей площади жилого помещения, приходящейся на работника (неработающего пенсионера), рассчитанной путем деления фактической общей площади жилого помещения на количество проживающих в нем лиц, но не более 18 кв.м общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трех и более человек, 21 кв.м - на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из двух человек, и 33 кв.м - на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера);
1.1) компенсация расходов на оплату отопления:
- при наличии приборов учета - фактически понесенных расходов, но не более расходов, рассчитанных исходя из утвержденных в установленном законодательством порядке нормативов потребления коммунальных услуг;
- при отсутствии приборов учета - расходов, рассчитанных исходя из утвержденных в установленном законодательством порядке нормативов потребления коммунальных услуг.
Установленная настоящим подпунктом компенсация во всех случаях предоставляется в пределах общей площади жилого помещения, приходящейся на работника (неработающего пенсионера), рассчитанной путем деления фактической общей площади жилого помещения на количество проживающих в нем лиц, но не более 18 кв.м общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трех и более человек, 21 кв.м общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из двух человек, 33 кв.м общей площади жилого помещения на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера);
2) компенсация расходов на оплату твердого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления, из расчета 0,065 т угля и 0,087 куб.м дров на 1 кв.м общей площади жилого помещения в год в пределах норм, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи;
3) компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления, из расчета 5,52 куб.м газа на 1 кв.м общей площади жилого помещения в месяц в среднем в течение года в пределах норм, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи;
4) компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (неработающего пенсионера), из расчета 123 кВт/час в год на работника (неработающего пенсионера).
3. Работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учетом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов нормативов, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
Действие статьи 36, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010г. Законом Омской области от 29 декабря 2009г. № 1219-ОЗ ( ред. 03.02.2010г.)
Статьей 37 Закона Омской области от 04 июля 2008г. «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» регулируется порядок и условия предоставления мер социальной поддержки.
Согласно п.п. 3,4 ст. 37 Закона Омской области от 4 июля 2008г. № 1061 -03 « Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором ( за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Средства на реализацию, передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.
Действие статьей 36, 37 было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009г. п.п.2 п.1 ст. 17 Законом Омской области от 24 ноября 2008г. № 1093 - ОЗ. Определением Верховного суда РФ от 28 октября 2009г. отдельные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 16 Закона Омской области от 24 ноября 2008г. № 1093-ОЗ « Об областном бюджете на 2009г.) были признаны противоречащими действующему законодательству.
На основании определения Конституционного суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 136-О-П в целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление вышеуказанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопление и освещение) с учетом требований федерального законодательства и правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что установление законом Омской области мер социальной поддержки работников расположенных в сельской местности муниципальных учреждений здравоохранения и их финансирование за счет средств областного бюджета ввиду приостановления действия закона Омской области в части касающейся мер социальной поддержки указанной категории граждан, не освобождает органы местного самоуправления от исполнения установленной федеральным законом обязанности.
Пунктом 2 ст. 153 Федерального Закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004г. установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в связи с принятием настоящего федерального закона, нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, представлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004г. При изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Суренкова И.В. является медицинским работником - врачом МУЗ «У. ЦРБ», о чем свидетельствует копия трудовой книжки, копии о приеме, на работу, об увольнении, о переводе.
Проживает Суренкова И.В., согласно Справки, выданной Администрацией Усть-Ишимского сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области, по ул. --- в с. У. Усть-Ишимского района Омской области и имеет состав семьи: Суренков Г.А. - муж и С.А. Г. --- г.р. - дочь.
В период с 10 февраля 2009г. по 25 января 2010г. и с 07 апреля 2010г. по настоящее время мерами социальной поддержки, как медицинский работник, Суренкова И.В., а так же члены ее семьи по каким-либо иным основаниям, не пользуются в виду не предоставления таковых. Данные обстоятельства нашли свое подтверждение показаниями истицы, представителя ответчика, свидетеля Л.Е.В., ответом Главы Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области от 13 апреля 2010г. №441 (л.д.17), справками выданными МУП «К.» и ОАО «О.» Т. отделение У. участок.
МУЗ « У. ЦРБ» является муниципальным учреждением здравоохранения. Учредителем данного учреждения является - Администрация Усть-Ишимского муниципального района Омской области.
Таким образом суд полагает, что совокупность данных доказательств свидетельствует о наличии у Суренковой И.В., как медицинского работника муниципального учреждения здравоохранения, права на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки и не предоставление ей таковых в период ее работы в качестве медицинского работника муниципального учреждения здравоохранения в 2009, 2010 годах в виду бездействия Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области.
По состоянию на 31 декабря 2004г., согласно пояснений истицы, она, как медицинский работник, пользовалась льготами в виде бесплатного отопления социальной нормы жилой площади на семью из 3-х человек - 54 кв.м. (18 кв.м. общей площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек) и правом бесплатного пользования освещением из расчета 123 квт. в год. Доказательств свидетельствующих о получении льгот в указанный период в указанном объеме, истицей в судебном заседании не предоставлено. В период с 2008г. по настоящее время вид и объем мер социальной поддержки медицинским работникам, работающим в муниципальных учреждениях здравоохранения в Омской области, определен Законом Омской области. В связи с чем, учитывая, что в Усть-Ишимском муниципальном районе Омской области отсутствует правовой акт, устанавливающий меры социальной поддержки указанной категории граждан, суд находит необходимым руководствоваться тем объемом мер социальной поддержки медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения Омской области, который установлен ст. 36 Закона Омской области №1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан».
Таким образом, уточненные требования истицы в части определения объема предоставляемых мер социальной поддержки удовлетворению не подлежат.
Ссылки ответчика на отсутствие финансовых средств в районе и не поступление необходимого финансирования на данные нужды из областного бюджета, не могут служить основанием для нарушения прав указанной категории граждан.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 17 июня 2004 года № 12-П и от 15 мая 2006г. № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, обеспечивается посредством финансирования помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.
Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.
Истицей заявлены требования о возмещении ей ответчиком судебных расходов в размере 200руб, связанных с оплатой государственной пошлины. Учитывая, что в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 333.36 НК РФ ответчик, являющийся органом местного самоуправления, освобожден от уплаты государственной пошлины, суд находит, что требования о возмещении ответчиком судебных расходов связанных с оплатой истицей государственной пошлины, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Суренковой И.В. удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки Суренковой И.В. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения за период с 10 февраля 2009г. по 25 января 2010 г. и с 07 апреля 2010г. по 08 декабря 2010 г.
Обязать Администрацию Усть-Ишимского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику муниципального учреждения здравоохранения «У. центральная районная больница» Суренковой И. В. в виде компенсации расходов на отопление и освещение за период с 10 февраля 2009г. по 25 января 2010г. и с 07 апреля 2010г. по 8 декабря 2010г. в размере не ниже предусмотренного статьей 36 Закона Омской области от 04 июля 2008г. «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан».
В остальной части исковые требования Суренковой И.В. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омской областной суд в 10дневный срок со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Усть-Ишимский районный суд Омской области.
Судья - Е.В. Скидан
Решение в окончательной форме изготовлено 13 декабря 2010 г.
Судья - Е.В. Скидан
Решение не вступило в законную силу.