Дело № 2 - 316/2010 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Усть-Ишим «20» декабря 2010 года
Усть-Ишимский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Фельда З.А.
с участием помощника прокурора Усть-Ишимского района Омской области БЕЛОУСОВА В.Н.
представителя ответчика - Администрации С. сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области ШЕЛЕГОВОЙ Л.М.
представителя третьего лица управления министерства труда и социального развития Омской области по Усть-Ишимскому району Омской области ФОМИНОЙ Н. В.
при секретаре судебного заседания Лабода Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Усть-Ишимского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации С. сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействие администрации С. сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области в части не проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, об обязании проведения аттестации рабочих мест,
установил:
Прокурор Усть-Ишимского района Омской области обратился в Усть-Ишимский районный суд Омской области с исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц к Администрации С. сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействие администрации С. сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области в части не проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, об обязании проведения аттестации рабочих мест ссылаясь на то, что прокуратурой Усть-Ишимского района Омской области в декабре 2010 года проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства в деятельности Администрации С. сельского поселения Усть-Ишимского района Омской области, в ходе которой выявлены существенные нарушения в указанной сфере.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Согласно ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, а также проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Частью 12 ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
В соответствии с п. 1 «Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития от 31.08.2007 года № 569, аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.
Мероприятия по аттестации рабочих мест проводятся с целью обеспечения безопасности лиц, работающих на предприятии, а также в целях недопущения причинения вреда жизни и здоровью данных лиц.
По состоянию на 07 декабря 2010 года в Администрации С. сельского поселения Усть-Ишимского района Омской области количество рабочих мест составляет 7.
В нарушение требований ст. ст. 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодателем данной организации не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда.
В соответствии с ч. 4 ст. 353 Трудового кодекса Российской Федерации государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащие нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в интересах Российской Федерации и защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Настоящее обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты гарантированных Конституцией Российской Федерации прав работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, для предупреждения причинения вреда неопределенному кругу лиц.
В результате текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица. Кроме того, аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте. Такая аттестация проводится по условиям труда, и это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать.
Во взаимосвязи ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах.
В судебном заседании помощник прокурора Усть-Ишимского района Омской области Белоусов В.Н. исковые требования поддержал, просит признать незаконным бездействие Администрации С. сельского поселения Усть-Ишимского района Омской области в части не проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, обязать Администрацию С. сельского поселения Усть-Ишимского района Омской области провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, от взыскания государственной пошлины отказываюсь.
Участвующий в судебном заседании представить ответчика - Администрации С. сельского поселения Усть-Ишимского района Омской области Шелегова Л.М. в судебном заседании пояснила, что аттестация рабочих мест не проведена в связи с отсутствием денежных средств.
Представитель привлеченного для участия в настоящем деле в качестве третьего лица - Управления Министерства труда и социального развития по Усть-Ишимскому району Омской области Фомина Н.В. в судебном заседании иск поддерживает.
Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан, в том числе, обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Исходя из смысла ст. 209 ТК РФ, аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Из п. 1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 г. № 569 следует, что аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.
В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, который в частности, обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
В силу ст. 210 Трудового кодекса РФ основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются: обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; установление компенсаций за тяжелую работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
В соответствии с ч. 4 ст. 353 ТК РФ, государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I
«О прокуратуре Российской Федерации», предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Судом установлено, что по состоянию на 07 декабря 2010 года в Администрации С. сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области количество рабочих мест составляет 7.
Согласно п. 1 ст. 26 Устава С. сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области глава сельского поселения является высшим должностным лицом сельского поселения.
Из п. п. 14 и 15 ст. 27 вышеназванного Устава следует, что Глава сельского поселения осуществляет прием на работу и увольнение работников Администрации сельского поселения, организует аттестацию работников Администрации сельского поселения.
В нарушение требований ст. ст. 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодателем данной организации не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. Это следует также из списка администраций сельских поселений, имеющегося в материалах дела (л.д. 9).
Из материалов дела усматривается наличие в Администрации С. сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области рабочих мест, подлежащих аттестации, однако, ответчиком не проведено действий по аттестации рабочих мест по условиям труда.
С учетом незначительного количества рабочих мест, подлежащих аттестации, сроки ее проведения должны быть разумными и объективно оправданными, исключающими нарушение требований трудового законодательства в области охраны прав работников. В данной связи, с учетом имеющихся сведений о бюджете сельского поселения на 2011 год и принимая во внимание ст. 196 ГПК РФ, суд полагает предложенный прокурором Усть-Ишимского района срок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда оптимальным.
При указанных обстоятельствах, суд считает обоснованными заявленные прокурором Усть-Ишимского района исковые требования.
Настоящее заявление рассмотрено в порядке искового судопроизводства, исходя из характера правоотношений, поскольку предметом является оспаривание бездействия, действия же имеют обязательный характер и затрагивают права и свободы граждан, находящихся в служебной зависимости от ответчика.
При вынесении решения, суд принимает признание представителем ответчика исковых требований, поскольку это не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц.
Рассматривая требования о взыскании госпошлины, судом установлено, что согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 333 налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, таким образом, государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.
Оценивая изложенное и, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Заявленные прокурором Усть-Ишимского района Омской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к ответчику - Администрации С. сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области исковые требования о признании незаконным бездействия - Администрации С. сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области в части не проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и возложении обязанности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации С. сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области в части не проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
Обязать Администрации С. сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области в срок до 01 августа 2011 года провести аттестацию рабочих мест по условиям труда.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней с момента его вынесения, посредством направления жалобы в Усть-Ишимский районный суд Омской области.
Судья З.А. Фельда
Решение не вступило в законную силу.