2010.12.20 Решение по иску прокурора о признании незаконным бездействия МОУ `О. СОШ` в части не проведения аттестации рабочих мест



Дело № 2 - 321/2010 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Усть-Ишим «20» декабря 2010 года

Усть-Ишимский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Фельда З.А.

с участием помощника прокурора Усть-Ишимского района Омской области БЕЛОУСОВА В.Н.

представителя ответчика - МОУ «О. СОШ» Усть-Ишимского муниципального района Омской области МАЛИНИНА А.В.

представителя третьего лица - Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Усть-Ишимскому району Омской области ФОМИНОЙ Н.В.

при секретаре судебного заседания Лабода Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Усть-Ишимского района Омской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к МОУ «О. СОШ» Усть-Ишимского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействие МОУ «О. СОШ» Усть-Ишимского муниципального района Омской области в части не проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, об обязании проведения аттестации рабочих мест,

установил:

Прокурор Усть-Ишимского района Омской области обратился в Усть-Ишимский районный суд Омской области с исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц к МОУ «О. СОШ» Усть-Ишимского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействие МОУ «О. СОШ» Усть-Ишимского муниципального района Омской области в части не проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, об обязании проведения аттестации рабочих мест ссылаясь на то, что прокуратурой Усть-Ишимского района Омской области в ноябре 2010 года проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства в деятельности МОУ «О. средняя общеобразовательная школа» Усть-Ишимского района Омской области, в ходе которой выявлены существенные нарушения в указанной сфере.

Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Согласно ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, а также проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Частью 12 ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

В соответствии с п. 1 «Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития от 31.08.2007 года № 569, аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Мероприятия по аттестации рабочих мест проводятся с целью обеспечения безопасности лиц, работающих на предприятии, а также в целях недопущения причинения вреда жизни и здоровью данных лиц.

По состоянию на 09 ноября 2010 года в МОУ «О. средняя общеобразовательная школа» количество рабочих мест составляет 20.

В нарушение требований ст. ст. 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодателем данной организации не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда.

В соответствии с ч. 4 ст. 353 Трудового кодекса Российской Федерации государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащие нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в интересах Российской Федерации и защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Настоящее обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты гарантированных Конституцией Российской Федерации прав работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, для предупреждения причинения вреда неопределенному кругу лиц.

В результате текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица. Кроме того, аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте. Такая аттестация проводится по условиям труда, и это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать.

Во взаимосвязи ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах.

В судебном заседании помощник прокурора Усть-Ишимского района Омской области Белоусов В.Н. исковые требования поддержал, просит признать незаконным бездействия незаконным бездействие МОУ «О. основная общеобразовательная школа» Усть-Ишимского района Омской области в части не проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, обязать МОУ «О. основная общеобразовательная школа» Усть-Ишимского района Омской области провести в срок до 01 августа 2011 года аттестацию рабочих мест по условиям труда, взыскать с МОУ «О. основная общеобразовательная школа» Усть-Ишимского района Омской области государственную пошлину в установленном законом порядке.

Представить ответчика - МОУ «О. основная общеобразовательная школа» Малинин А.В. в судебном заседании пояснил, что ежегодно в смету закладывали расходы на проведение аттестации рабочих мест, но деньги учредителем не выделялись. Для решения этого вопроса необходимо 50 000 рублей, а также командировочные расходы. Аттестация рабочих мест будет проведена в 2011 году. Просит снизить размер госпошлины до 200 рублей

Представитель привлеченного для участия в настоящем деле в качестве третьего лица - Управления Министерства труда и социального развития по Усть-Ишимскому району Омской области Фомина Н.В. в судебном заседании иск поддержала.

Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан, в том числе, обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Исходя из смысла ст. 209 ТК РФ, аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Из п. 1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 г. № 569 следует, что аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, который в частности, обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

В силу ст. 210 Трудового кодекса РФ основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются: обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; установление компенсаций за тяжелую работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

В соответствии с ч. 4 ст. 353 ТК РФ, государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I
«О прокуратуре Российской Федерации», предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Судом установлено, что согласно п.1.6 Устава МОУ «О. основная общеобразовательная школа» учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и смету, лицевые счета, открытые в органе, исполняющем бюджет, печать со своим наименованием, штампы, бланки.

В соответствии с п.6.2 настоящего Устава управление учреждением осуществляет руководитель, назначаемый на должность главой Усть-Ишимского муниципального района на основании представления комитета образования Усть-Ишимского муниципального района.

Согласно п.6.4.6 Устава руководитель учреждения в пределах своей компетенции издаёт правовые акты и даёт указания, обязательные для всех работников учреждения, организует проведение аттестации работников учреждения.

По состоянию на 09 ноября 2010 года в МОУ «О. основная общеобразовательная школа» количество рабочих мест составляет 20.

В нарушение требований ст. ст. 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодателем данной организации не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. Это следует также из списка учреждений образований, имеющегося в материалах дела (л.д.15,16).

В соответствии с п. 3.3.1 Устава школы утверждённого 11 января 2006 года главой Усть-Ишимского муниципального района трудовые, социальные и профессиональные права и обязанности работников учреждения устанавливаются в соответствии с законодательством, уставом, лицензией, свидетельством о государственной аккредитации.

Из материалов дела усматривается наличие в МОУ «О. основная общеобразовательная школа» рабочих мест, подлежащих аттестации, однако, ответчиком не проведено действий по аттестации рабочих мест по условиям труда.

С учетом незначительного количества рабочих мест, подлежащих аттестации, сроки ее проведения должны быть разумными и объективно оправданными, исключающими нарушение требований трудового законодательства в области охраны прав работников. В данной связи, с учетом имеющихся сведений о бюджете школы на 2011 год и принимая во внимание ст. 196 ГПК РФ, суд полагает предложенный прокурором Усть-Ишимского района срок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда оптимальным.

При указанных обстоятельствах, суд считает обоснованными заявленные прокурором Усть-Ишимского района исковые требования.

Настоящее заявление рассмотрено в порядке искового судопроизводства, исходя из характера правоотношений, поскольку предметом является оспаривание бездействия, действия же имеют обязательный характер и затрагивают права и свободы граждан, находящихся в служебной зависимости от ответчика.

Рассматривая требования о взыскании госпошлины судом установлено, что прокурор при подаче искового заявления в соответствии с НК РФ освобождён от уплаты госпошлины, но исковое заявления прокурора удовлетворено в полном объеме, поэтому госпошлина в доход государства должна быть взыскана с ответчика в размере, установленном законом для предъявления иска юридическим лицом, то есть в размере 4 000 рублей.

Вместе с тем суд, учитывая ходатайство ответчика о снижении размера подлежащей взысканию госпошлины, в связи с тяжелым финансовым положением, а также требования статьи 333.20 НК РФ, полагает возможным снизить размер подлежащей взысканию государственной пошлины с ответчика до 200 рублей.

Оценивая изложенное и, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявленные прокурором Усть-Ишимского района Омской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к ответчику - МОУ «О. основная общеобразовательная школа» исковые требования о признании незаконным бездействия - МОУ «О. основная общеобразовательная школа» в части не проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и возложении обязанности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие МОУ «О. основная общеобразовательная школа» в части не проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Обязать МОУ «О. основная общеобразовательная школа» в срок до 01 августа 2011 года провести аттестацию рабочих мест по условиям труда.

Взыскать с МОУ «О. основная общеобразовательная школа» государственную госпошлину в доход местного бюджета в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней с момента его вынесения, посредством направления жалобы в Усть-Ишимский районный суд Омской области.

Судья З.А.Фельда

Решение не вступило в законную силу.