2011.04.19 Решение по иску Саитовой Н.Ш. к УПФ о включении в специальный стаж периодов работы, учитываемых при назначении досрочной пенсии по старости



Дело № 2-96/2011 г.

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

19 апреля 2011 года с. Усть-Ишим

Судья Усть-Ишимского районного суда Омской области Фельда З.А.

при секретаре Лабода Е.В.

с участием истицы САИТОВОЙ Н.Ш.

представителя Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ишимском районе Омской области БАРКАЛОВА Е. В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Саитовой Н.Ш. к ГУ Управление пенсионного фонда в Усть-Ишимском районе Омской области о признании решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 10.03.2011 года незаконным, о включении в выслугу лет, дающую право на трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью курсы повышения квалификации с отрывом от производства с 03.12.1995 года по 23.12.1995 года, с 13.03.2005 года по 28.03.2005 года, с 23.03.2009 года по 30.03.2009 года, с 08.02.2010 года по 19.02.2010 года, обязать ответчика назначить Саитовой Н.Ш. досрочную трудовую пенсию в связи с 25 летней педагогической деятельностью со 02 марта 2011 года,

у с т а н о в и л:

Саитова Н.Ш. обратилась в Усть-Ишимский районный суд Омской области с исковым заявлением к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в Усть-Ишимском районе Омской области о признании решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 10.03.2011 года незаконным, о включении в выслугу лет, дающую право на трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью курсы повышения квалификации с отрывом от производства с 03.12.1995 года по 23.12.1995 года, с 13.03.2005 года по 28.03.2005 года, с 23.03.2009 года по 30.03.2009 года, с 08.02.2010 года по 19.02.2010 года, об обязании назначить досрочную трудовую пенсию в связи с 25 летней педагогической деятельностью ссылаясь на то, что 02.03.2011 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, так как она более 25 лет занимается педагогической деятельностью, работает учителем в средней школе, начиная с 01.10.1985 года по нас по настоящее время.

10.03.2011 года на заседании комиссии ответчика ей было отказано в назначении пенсии по п.п. 19 п. 1 ст.27 Закона РФ от 17.12.2001 года №178 -ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность не менее 25 лет.

Не были включены в специальный стаж периоды работы, обучения на курсах повышения квалификации:

с 03.12.1995 г. по 23.12.1995 г. (всего - 20 дней);

с 13.03.2005г. по 28.03.2005г. (всего 15 дней);

с 23.10.2009 г. по 30.10.2009 г. (всего 7 дней);

с 08.02.2010 г. по 19.02.2010 г. (всего 11 дней);

(всего 1 месяц 23 дня)

Считает, что отказ неправомерен, так как на момент обращения за назначением льготной пенсии её трудовой специальный стаж работы составлял 25 лет.

Согласно ст. 187 Трудового Кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы, за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов Пенсионный Фонд Российской Федерации. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.

Кроме того, для отдельных категорий работников, в том числе педагогических работников, в силу специальных нормативных актов, повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

По данному вопросу правовая позиция Верховного Суда РФ нашла свое отражение в Постановлении Президиума Верховного суда от 07.06.2006 года и «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за первый квартал 2006 года», в которых указано, что прохождение работником повышения квалификации с отрывом от работы осуществляется на основании ст. 187 Трудового кодекса РФ.

На это время за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Указанный период рекомендовано включать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18,19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

При исчислении стажа с учетом Постановлений №464, 1066 и 781 у неё имеется специальный стаж работы 24 года 10 месяцев 7 дней.

Согласно ст. 19 Закона трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Она обратилась за назначением досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в ГУ УПФ РФ в Усть-Ишимском районе Омской области 02 марта 2011 года на тот момент, по мнению ответчика, имела педагогический стаж 24 года 10 месяцев 7 дней.

Однако с учетом спорных периодов её стаж составлял 24 года 10 месяцев 7 дней + 1 месяц 23 дня (курсы повышения квалификации) = 25 лет.

Таким образом, на момент отказа в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, то есть 02 марта 2010 года её специальный стаж составлял 25 лет.

Её доводы подтверждаются указаниями Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2005 года №25, а также «Обзором законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года».

В судебном заседании истица Саитова Н.Ш. поддержала заявленные требования в полном объеме и пояснила, что 14.12.2010 года на заседании комиссии ответчика ей было отказано в назначении досрочной пенсии по старости по п.п. 19 п. 1. ст. 27 Закона Российской Федерации от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность не менее 25 лет.

Просит признать незаконным решение комиссии ГУ УПФ РФ в Усть-Ишимском районе Омской области по спорным вопросам от 10.032011 года об отказе ей в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, зачесть в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью курсы повышения квалификации с отрывом от производства с 03.12.1995 года по 23.12.1995 года, с 13.03.2005 года по 28.03.2005 года, с 23.10.2009 года по 30.10.2009 года, с 08.02.2010 года по 19.02.2010 года, обязать ГУ УПФ РФ в Усть-Ишимском районе Омской области назначить ей пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 02 марта 2011 года.

Представитель ответчика Государственного учреждения Управления пенсионного фонда РФ в Усть-Ишимском районе Омской области Баркалов Е.В. иск Саитовой Н.Ш. не признала и пояснила, что ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усть-Ишимском районе Омской области с исковыми требованиями не согласно, в силу следующих причин.

02.03.2011г. Саитовой Н.Ш. подано заявление о назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона Российской Федерации от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон № 173-ФЗ).

В дополнение к заявлению приложены: копия паспорта, копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, копия трудовой книжки, уточняющая справка № 90 от 10.12.2010г., выданная Отделом образования администрации г. Т., выписки из приказов от 31.08.1990 г. № 131, от 11.03.196г. № 1, от 27.08.2001г. № 14, уточняющая справка № 23 от 03.09.2011г. выданная Комитетом образования администрации Усть-Ишимского муниципального района, уточняющая справка № 16 от 28.02.2011г. выданная МОУ «Я. основная общеобразовательная школа», справка № 348 от 01.03.2011 г., администрацией Я. сельского поселения Усть-Ишимского муниципального района Омской области, копия свидетельства о рождении ребенка, справка об обучении ребенка № 52-56/15 от 02.03.2011г, выданная Омским государственным педагогическим университетом.

Других документов не предоставлено.

Общий порядок пенсионного обеспечения для всех граждан установлен Законом № 173-ФЗ.

В силу указания в статье 7 Закона № 173-ФЗ общий возраст выхода на пенсию по возрасту составляет 55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно. В то же время в структуре названного законодательного акта закреплена специальная норма - пункт 1 статьи 27, содержащая исключение из общего правила и устанавливающая правовые основания и условия назначения пенсий отдельным категориям граждан, занятым определенной профессиональной деятельностью, ранее общеустановленного возраста выхода на пенсию, то есть досрочного (льготного) назначения трудовой пенсии по старости.

На основании п.п. 19 п.1 ст. 27 Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 ст. 27 Закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (далее - Правила).

Основным документом, подтверждающим занятость работников на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, является трудовая книжка. Однако в трудовую книжку вносятся записи только о наименовании профессии или должности, на которую принят работник, и не отражаются дополнительные условия, занятость в которых дает право на трудовую пенсию досрочно.

В связи с чем, Перечнем документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденным постановлением Минтруда России и ПФ РФ от 27.02.2002г. № 16/19па, предусмотрено представление дополнительных документов, подтверждающих стаж на соответствующих видах работ. К таким документам относится уточняющая справка, сведения в которой должны соответствовать первичным документам, имеющимся в учреждении и иные документы.

В соответствии со статьей 13 Закона № 173-ФЗ периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным Законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, а после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается, (п. 3 ст. 13 Закона № 173-ФЗ).

Согласно части 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона № 173-ФЗ, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Следует отметить, что решение вопроса о праве граждан на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с названной выше нормой осуществляется органами ПФР с учетом положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан».

Согласно правовой позиции, изложенной в упомянутом Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П, расчетный размер трудовой пенсии, а также продолжительность стажа на соответствующих видах работ, имевшего место до 01.01.2002г., могут быть исчислены либо по условиям и нормам пенсионного законодательства, действовавшего до 01.01.2002г, либо исходя из положений, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ».

Указания на возможность одновременного применения нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы пенсионного обеспечения до и после введения в действие Закона № 173-ФЗ, упомянутый выше акт Конституционного Суда РФ не содержит.

Исчисление сроков выслуги лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, по состоянию на 01.01.2002г. осуществлялось с применением Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463 (далее - Постановление № 463), а также Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067 (далее - Постановление № 1067), действующими соответственно до 1 ноября 1999 года и до 12 ноября 2002 года.

С 12 ноября 2002г. вступило в законную силу постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. № 781 (далее - Постановление № 781) «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.ст. 27-28 Закона № 173-ФЗ, и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27-28 Закона № 173-ФЗ».

При исчислении стажа с учетом Постановлений № 463, 1067 и 781 у Саитовой Н.Ш. имеется страхового стажа 25 лет 4 месяца 25 дней, специального стажа 24 года 10 месяцев 07 дней по состоянию на 02.03.2011г.

Не включены в специальный стаж следующие периоды:

с 03.12.1995 года по 23.12.1995 года, (курсы повышения квалификации с отрывом от работы), с 27.09.1988 г. по 12.10.1988г., с 29.05.1995г. по 07.06.1995г., с 19.08.1997г. по 27.08.1997г., 27.09.1998г. (периоды отпусков без сохранения заработной платы), так как в соответствии с п. 5 Разъяснения Минтруда России от 22.05.1996г. № 5, утвержденного постановление Минтруда России от 22.05.1996г. № 29 в стаж включаются периоды временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

с 13.03.2005 года по 28.03.2005 года, с 23.10.2009 года по 30.10.2009 года, с 08.02.2010 года по 19.02.2010 года (курсы повышения квалификации с отрывом от производства), с 25.03.2003г. по 26.03.2003г., 26.01.207г., с 23.03.2009г. по 24.03.2009г. (периоды отпусков без сохранения заработной платы), так как в соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона № 173-ФЗ, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. № 516 в стаж: включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

С 06.10.1992 г. По 21.01.1993г. (отпуск по уходу за ребенком до достижения им трех лет), так как в пункте 15 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005г. № 25 указано, что при разрешении споров, возникающих в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

В случае если указанный отпуск начался до 06.10.1992г. и продолжился после 06.10.1992г., то он подлежит включению только до 06.10.1992г.

При исчислении стажа с учетом Постановления № 781 у Саитовой Н.Ш. имеется страхового стажа 25 лет 3 месяца 28 дней, специального стажа 24 года 10 месяцев 07 дней по состоянию на 02.03.2011г.

Не включены в специальный стаж следующие периоды:

с 03.12.1995 года по 23.12.1995 года с 13.03.2005 года по 28.03.2005 года, с 23.10.2009 года по 30.10.2009 года, с 08.02.2010 года по 19.02.2010 года (курсы повышения квалификации с отрывом от работы), с 27.09.1988 г. по 12.10.1988г., с 29.05.1995г. по 07.06.1995г., с 19.08.1997г. по 27.08.1997г., 27.09.1998г., с 25.03.2003г. по 26.03.2003г., 26.01.2007г., с 23.03.2009г. по 24.03.2009г. (периоды отпусков без сохранения заработной платы), так как в соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона № 173-ФЗ, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. № 516 в стаж: включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

с 06.10.1992г. по 28.02.1993г. (отпуск по уходу за ребенком до достижения им полутора лет), так как в пункте 15 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005г. № 25 указано, что при разрешении споров, возникающих в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

В случае если указанный отпуск начался до 06.10.1992г. и продолжился после 06.10.1992г., то он подлежит включению только до 06.10.1992г..

Согласно пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона № 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков.

В данных нормах Правил предусмотрено соблюдение двух обязательных условий, необходимых для зачисления определенных периодов работы в специальный стаж: выполнение работником постоянной работы в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов.

Саитова Н.Ш. же в период нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от работы непосредственно педагогической деятельностью не занималась, а повышала свою квалификацию, следовательно, предусмотренные п. 4 Правил, обязательные условия не соблюдены, поэтому независимо от уплаты работодателем страховых взносов за этот период оснований для зачета курсов повышения квалификации с отрывом от работы в специальный стаж не имеется.

Учитывая данные обстоятельства, ответчиком принято решение об отказе Саитовой Н.Ш. в установлении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, поскольку при применении допустимых вариантов подсчета специального стажа его продолжительность ни в одном из случаев не соответствует установленной пенсионным законодательством не менее 25 лет.

Таким образом, решая вопрос о праве истицы на досрочное пенсионное обеспечение, Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФ РФ в Усть-Ишимском районе Омской области действовала исключительно в пределах полномочий, предоставленных пенсионным законодательством.

Кроме этого, в рассматриваемом случае необходимо учитывать, что в силу прямого указания в пункте 2 постановления Правительства РФ от 11.07.2002г. №516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» исключительное право на установление тождества профессий, должностей и учреждений, предусмотренных пенсионным законодательством, тем же должностям, профессиям и учреждениям, имеющим иные наименования, установленные работодателями либо иначе именовавшимся ранее, но, по сути, соответствующим им принадлежит Министерству здравоохранения и социального развития РФ.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением и, следовательно, не относится к тем субъектам, чьи решения, действия (бездействия) гражданин вправе оспорить в суде в порядке, установленном главой 25 ГПК РФ («Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»), дела по спорам между гражданами и Пенсионным фондом Российской Федерации, связанные с назначением и выплатой трудовых пенсий, не могут рассматриваться в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, по правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, а подлежат рассмотрению в порядке искового производства, следовательно, не могут быть признаны незаконными.

На основании изложенного просит суд отказать Саитовой Н.Ш. в удовлетворении искового заявления в связи с осуществлением ею 25-летней педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Заслушав объяснения истицы Саитовой Н.Ш., представителя ответчика Баркалова Е.В., изучив материалы дела, суд считает, что требования Саитовой Н.Ш. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Статьи 6 (ч. 2), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Федеральным Законом от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях и Российской Федерации" сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству. С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации- Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г.

В силу п.п. 19 части 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

В соответствии с действующим законодательством Саитовой Н.Ш. для назначения досрочной пенсии по старости необходимо иметь специального стажа 25 лет.

В настоящее время действуют Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 449).

В силу п.3 приведенных Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии е подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Обучение на курсах повышения квалификации осуществляется не по личной инициативе работников организации, а по распоряжению руководителя организации, направляющей работников для повышения квалификации в связи с производственной необходимостью. Таким образом, прохождение курсов повышения квалификации по приказу руководителя является обязательной частью трудовой деятельности истца.

За период нахождения на курсах повышения квалификации работодателем производятся соответствующие страховые выплаты. О том, что истице начислялась заработная плата и перечислялись страховые взносы подтверждается копией справки (л.д.23).

Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 (в редакции от 22 сентября 1993 г. N 953) был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

П. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" (с изменениями от 20 марта 2000 г., 1 февраля 2001 г.) установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего постановления.

Этим же Постановлением установлено, что работа в соответствующих должностях и учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 15 раздела "Наименование учреждений" Списка, утвержденного пунктом 1 настоящего постановления, засчитывается в выслугу за периоды с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. Периоды работы в этих должностях и учреждениях, начиная с 1 января 2001 г. засчитываются в выслугу при условии, если на указанную дату гражданин выработал выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев с учетом работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, и (или) пунктами 1-14 раздела "Наименование учреждений" и пунктом 1 "Наименование должностей" Списка, утвержденного пунктом 1 настоящего постановления, и одновременно с учетом выполнения работы в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях и учреждениях, предусмотренных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 15 раздела "Наименование учреждений" Списка, утвержденного пунктом 1 настоящего постановления.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует статья 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу статьи 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации он обязан исходить из верховенства Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы ее принципов и норм.

Статья 236 КЗоТ РСФСР устанавливала, что обязательному государственному социальному страхованию подлежат все работники. Согласно действовавшим до 2001 года федеральным законам о тарифах страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, а также части второй Налогового кодекса Российской Федерации, которым введен единый социальный налог, налогоплательщиками признавались и признаются работодатели (независимо от их организационно-правовой формы), которые производят оплату труда наемных работников.

Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

В соответствии со ст. 55 Федерального закона «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Действовавшим в период спорных правоотношений трудовым законодательством, а именно ст. 112 КЗОТ РСФСР предусматривалось, что при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.

В соответствии с п.1 Постановления Минтруда РФ от 17 октября 2003 года № 70 «Об утверждении разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст.27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»: при исчислении продолжительности страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались, соответственно, в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы, с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Как установлено судом, истица Саитова Н.Ш. с 01.10.1985 г. занимается педагогической деятельностью работает учителем русского языка и литературы, что подтверждается копией трудовой книжки (л.д.12,13), справками уточняющими характер работы (л.д.9-11).

Как следует из материалов дела, в указанный период она обучалась на курсах повышения квалификации с 03.12.1995 г. по 23.12.1995 г., с 13.03.2005г. по 28.03.2005г., с 23.10.2009 г. по 30.10.2009 г., с 08.02.2010 г. по 19.02.2010 г., о чем свидетельствуют выписки из приказов № 179 от 28.11.1995 года (л.д.15), № 12 от 12.03.2005 года (л.д.16), № 136 от 22.10.2009 года (л.д.17), от 08.02.2010 года (л.д.18), а так же копии свидетельств о повышении квалификации (л.д.19-22).

10 марта 2011 г. истице было отказано в назначении досрочной пенсии по старости, из ее специального трудового стажа были исключены периоды обучения на курсах повышения квалификации, что следует из копии протокола № 32 от 10.03.2011 года (л.д.6,7) и решения об отказе 3 32 от 10.03.2011г. (л.д.8).

Учитывая то, что период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в пенсионный фонд Российской Федерации, кроме того, то, что для отдельных категорий работников (в том числе педагогических работников) в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы, суд находит необходимым включить время нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж.

Постановлением Минтруда РФ и ПФР от 27 февраля 2002 года № 16/19па «Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» определены документы, необходимые для установления трудовой пенсии.

Судом установлено, что 02 марта 2011 года Саитова Н.Ш. обратилась в ГУ-УПФ РФ в Усть-Ишимском районе Омской области с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии (л.д.26).

Из материалов дела следует, что 02.03.2011 года истицей были представлены в ГУ УПФ РФ в Усть-Ишимском районе Омской области все необходимые документы (л.д.6,7,26).

Из копии трудовой книжки Саитовой Н.Ш. следует, что 01.10.1985 года она принята на работу русского языка, литературы и немецкого языка в В. восьмилетнюю школу, 04.05.1986 г. принята учителем истории в У. восьмилетнюю школу, 24.11.1987 года переведена учителем русского языка и литературы в Я. восьмилетнюю школу. Об этом свидетельствуют записи под №№ 1, 4, 6 в трудовой книжке Саитовой Н.Ш. (л.д.12), копия справки уточняющей характер работы № 90 от 24.08.2010 г. (л.д.9), копия справки уточняющей характер работы № 23 от 03.09.2010 г. (л.д.10), копия справки уточняющей характер работы № 16 от 28.02.2011 г. (л.д.11).

Согласно ст. 19 Закона трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Саитова Н.Ш. обратилась за назначением досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в ГУ УПФ РФ в Усть-Ишимском районе Омской области 02 марта 2011 года, на тот момент, по мнению ответчика, имела педагогический стаж 24 года 10 месяцев 07 дней. На момент обращения истица не имела 25 летнего стажа педагогической деятельности и комиссией законно было отказано ей в назначении льготной пенсии.

Поэтому в удовлетворении требований о признании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 10 марта 2011 года истице следует отказать.

Однако суд считает, что в специальный стаж истицы следует включить курсы повышения квалификации и на момент обращения её стаж составлял: 24 года 10 месяцев 07 дней +1 месяц 27 дней = 25 лет 04 дня. Таким образом, ответчика следует обязать назначить Саитовой Н.Ш. досрочную пенсию по старости в связи с 25 летней педагогической деятельностью со 02 марта 2011 года, то есть с момента обращения за назначением пенсии.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковое заявление САИТОВОЙ Н.Ш. удовлетворить частично.

Зачесть САИТОВОЙ Н.Ш. в льготный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью:

-периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 03.12.1995 года по 23.12.1995 года, с 13.03.2005года по 28.03.2005 года, с 23.10.2009 года по 30.10.2009 года, с 08.02.2010 года по 19.02.2010 года.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ в Усть-Ишимском районе Омской области назначить САИТОВОЙ Н.Ш. со 02 марта 2011 года досрочную пенсию по старости в связи с выслугой - 25 летней педагогической деятельностью в соответствии с п.п. 19. п. 1 ст. 27 Закона РФ « О трудовых пенсиях в РФ».

В удовлетворении исковых требований в остальной части САИТОВОЙ Н.Ш. отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей кассационной жалобы через Усть-Ишимский районный суд в течение десяти дней.

Судья

Усть-Ишимского районного суда З.А. Фельда

Решение вступило в законную силу 30.04.2011 года.