Дело № 2- 246/2011года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с. Усть-Ишим «23» августа 2011 года Усть-Ишимский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Фельда З.А. при секретаре Лабода Е.В. с участием помощника прокурора Усть-Ишимского района Омской области КОРОЛЕВА В.В. представителя ответчика - МОУ «К.ООШ» Усть-Ишимского муниципального района Омской области КВАШУКА С.В. представителя третьего лица – Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области БАКШЕЕВА А. В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Усть-Ишимского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «К.ООШ» Усть-Ишимского муниципального района Омской области» о признании незаконным бездействие МОУ «К.ООШ» Усть-Ишимского муниципального района Омской области в части не принятия мер к установке наружного освещения по участку МОУ «К.ООШ» Усть-Ишимского муниципального района Омской области, капитальному ремонту электроосветительной проводки, пополнению медицинской аптечки, увеличению по высоте эвакуационного выхода до 1,9 метра приобретению средств фильтрующего действия для защиты органов дыхания, установил: Прокурор Усть-Ишимского района Омской области обратился в Усть-Ишимский районный суд Омской области с исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц к МОУ «К.ООШ» Усть-Ишимского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействие МОУ «К.ООШ» Усть-Ишимского муниципального района Омской области в части не принятия мер к установке наружного освещения по участку МОУ «К.ООШ» Усть-Ишимского муниципального района Омской области, капитальному ремонту электроосветительной проводки, пополнению медицинской аптечки, увеличению по высоте эвакуационного выхода до 1,9 метра приобретению средств фильтрующего действия для защиты органов дыхания, ссылаясь на то, что прокуратурой Усть-Ишимского района в августе 2011 года совместно с заместителем главного государственного санитарного врача по Знаменскому, Тевризскому, Усть-Ишимскому районам Омской области О.В.А., инспектором ОНД Усть-Ишимского района УНД ГУ МЧС Росси по Омской области ст. лейтенантом внутренней службы Г.Д.М. проведена комплексная проверка исполнения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, правилах пожарной безопасности, противодействии терроризму в деятельности МОУ «К.ООШ» Усть-Ишимского района Омской области, в результате которой выявлены нарушения в указанной сфере. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии с п. 3 и 4 ч. 3 ст. 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее Закон от 10.07.1992 № 3266-1) образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, а также за нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 51 Закона от 10.07.1992 № 3266-1 образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Согласно требованиям, закрепленным в ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 35-ФЗ «О противодействию терроризму» противодействие террористической деятельности осуществляется по следующим основным принципам: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма. Концепцией противодействия терроризма в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ от 05.10.2009 года, в п. 10 определено, что основными задачами противодействия терроризму являются выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера, привлечение к ответственности субъектов террористической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей. В соответствии со ст. 11 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека. В соответствии с п. 2.2.11 СанПиН 2.4.2.1178-02 утвержденных постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 25.11.2002 № 44 участок учреждения имеет наружное освещение при норме освещенности на земле - 10 лк. В силу п. 14.2 СанПин 2.4.5.2409-08 утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008 № 45 юридические лица, независимо от организационных правовых форм, и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с организацией и (или) обеспечением горячего питания, с целью реализации профилактических мероприятий, направленных на охрану здоровья обучающихся, обеспечивают, в частности наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение. В соответствии с п. 1 ППБ 01-03 утвержденные приказом от 18.06.2003 № 313 Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее ППБ 01-03), настоящие правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В соответствии с п. 57 ППБ 01-03 проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике. В силу п. 129 ППБ 01-03 обслуживающий персонал зданий для проживания людей (гостиницы, кемпинги, мотели, общежития, школы-интернаты, дома для престарелых и инвалидов, детские дома и другие здания, за исключением жилых домов) должен быть обеспечен индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания, которые должны храниться непосредственно на рабочем месте обслуживающего персонала. В соответствии с п. 6.16 СНиП 21-01-97 утвержденные постановлением Минстроя России от 13.02.1997 № 18-7 высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 метра. Между тем, в результате проведенной прокуратурой района комплексной проверке в августе 2011 года совместно с заместителем главного государственного санитарного врача по Знаменскому, Тевризскому, Усть-Ишимскому районам Омской области О.В.А., инспектором ОНД Усть-Ишимского района УНД ГУ МЧС Росси по Омской области ст. лейтенантом внутренней службы Г.Д.М. установлено, что по территории МОУ «К.ООШ» Усть-Ишимского района Омской области отсутствует техническое оборудование для обеспечения наружного освещения участка образовательного учреждения, тем самым не обеспечивается контроль территории в ночное время суток. Медицинская аптечка для оказания первой необходимой помощи не укомплектована в полном объеме, отсутствует перечень медикаментов, ингаляционная трубка без промышленной упаковки, вата хранится без промышленной упаковки, пакет гипотермический «Снежок» с истекшим сроком годности, таблетки активированного угля с истекшим сроком годности, в случае наступления неблагоприятных последствий в данном образовательном учреждении оказать первую необходимую медицинскую помощь надлежащим образом не представиться возможным. Электроосветительная проводка выполнена с нарушением Правил устройства электроустановок, что в свою очередь увеличивает риск наступления неблагоприятных последствий, тем самым подвергает опасности нанесения вреда жизни и здоровью учащихся и персонала образовательного учреждения. У обслуживающего персонала интерната отсутствуют индивидуальные средства фильтрующего действия для защиты органов дыхания, что в свою очередь подвергает опасности нанесения вреда жизни и здоровью персонала и учащихся, а также уменьшает их шанс на спасения в случае наступления чрезвычайной ситуации. Эвакуационный выход из здания данного образовательного учреждения непосредственно наружу по высоте менее 1,9 метра, что препятствует немедленной эвакуации персонала и учащихся в случае наступления чрезвычайной ситуации. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Таким образом, отсутствие наружного освещения в МОУ «К.ООШ» Усть-Ишимского района Омской области создает беспрепятственный доступ посторонних лиц на территорию образовательного учреждения в ночное время суток, противоречит принципу приоритета мер предупреждения терроризма, повышает риск совершения террористических актов в пределах территории образовательного учреждения, угрожает жизни и здоровью обучающихся и персонала образовательного учреждения во время образовательного процесса, а также уменьшает шанс на спасение и оказание необходимой помощи при наступлении неблагоприятных условий, увеличивает риск наступления чрезвычайной ситуации при эксплуатации здания образовательного учреждения. Представить ответчика – МОУ «К.ООШ» Квашук С.В. в судебном заседании пояснил, что иск признаёт в полном объёме. В связи с тяжелым финансовым положением просит суд снизить размер госпошлины до 200 рублей. Представитель третьего лица – Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области Бакшеев А.В. в судебном заседании иск поддержал. Выслушав помощника прокурора Королева В.В., представителя ответчика Квашука С.В., представителя третьего лица Бакшеева А.В., изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии с п. 3 и 4 ч. 3 ст. 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее Закон от 10.07.1992 № 3266-1) образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, а также за нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 51 Закона от 10.07.1992 № 3266-1 образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. В силу требований ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 35-ФЗ «О противодействию терроризму» противодействие террористической деятельности осуществляется по следующим основным принципам: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма. Концепцией противодействия терроризма в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ от 05.10.2009 года, в п. 10 определено, что основными задачами противодействия терроризму являются выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера, привлечение к ответственности субъектов террористической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей. В соответствии со ст. 11 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека. В соответствии с п. 2.2.11 СанПиН 2.4.2.1178-02 утвержденных постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 25.11.2002 № 44 участок учреждения имеет наружное освещение при норме освещенности на земле - 10 лк. В силу п. 14.2 СанПин 2.4.5.2409-08 утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008 № 45 юридические лица, независимо от организационных правовых форм, и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с организацией и (или) обеспечением горячего питания, с целью реализации профилактических мероприятий, направленных на охрану здоровья обучающихся, обеспечивают, в частности наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение. В соответствии с п. 1 ППБ 01-03 утвержденные приказом от 18.06.2003 № 313 Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее ППБ 01-03), настоящие правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В соответствии с п. 57 ППБ 01-03 проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике. В силу п. 129 ППБ 01-03 обслуживающий персонал зданий для проживания людей (гостиницы, кемпинги, мотели, общежития, школы-интернаты, дома для престарелых и инвалидов, детские дома и другие здания, за исключением жилых домов) должен быть обеспечен индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания, которые должны храниться непосредственно на рабочем месте обслуживающего персонала. В соответствии с п. 6.16 СНиП 21-01-97 утвержденные постановлением Минстроя России от 13.02.1997 № 18-7 высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 метра. Судом установлено, что по состоянию на 09.08.201 года в МОУ «К.ООШ» отсутствует освещение по периметру, что подтверждается рапортом УУП ООП Р Д.А. (л.д.6), Актом проверки от 09.08.2011 г. (л.д.7). Согласно информации начальника ОНД Усть-Ишимского района УНД ГУ МЧС России по Омской области А.И. С., аптечка медицинская для оказания первой медицинской помощи не укомплектована в полном объеме (л.д.8), в здании школы и интернат МОУ «К.ООШ» электроосветительная проводка выполнена с нарушением ПУЭ и требует капитального ремонта; эвакуационный из здания школы непосредственно наружу в свету менее 1,9 метра, у обслуживающего персонала интерната отсутствуют индивидуальные средства фильтрующего действия для защиты органов дыхания (л.д.9). Представителем ответчика доказательств, опровергающих доводы истца, суду представлено не было. Таким образом, суд считает, что ответчиком не выполнены нормы действующего законодательства в части предъявленных исковых требований, в связи с чем, иск прокурора Усть-Ишимского района Омской области подлежит удовлетворению в полном объеме. Согласно ст. 333.19 Налогового кодекса РФ при подаче искового заявления неимущественного характера государственная пошлина для организаций уплачивается в размере - 4000 рублей В случае если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, то в силу ст. 333.20 Налогового кодекса РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком. Рассматривая требования истца о взыскании с МОУ «К.ООШ» государственной пошлины, суд, учитывая ходатайство ответчика о снижении размера подлежащей взысканию государственной пошлины, в связи с тяжелым финансовым положением, в силу требований статьи 333.20 НК РФ, полагает возможным снизить размер подлежащей взысканию государственной пошлины с ответчика до 200 рублей. Оценивая изложенное и, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования прокурора Усть-Ишимского района Омской области - удовлетворить. Признать незаконным бездействие МОУ «К.ООШ» Усть-Ишимского муниципального района Омской области в части непринятия мер к установке наружного освещения по участку МОУ «К.ООШ» Усть-Ишимского муниципального района Омской области, капитальному ремонту электроосветительной проводки, пополнению медицинской аптечки, увеличению по высоте эвакуационного выхода до 1,9 метра, приобретению индивидуальных средств фильтрующего действия для защиты органов дыхания. Обязать МОУ «К.ООШ» Усть-Ишимского муниципального района Омской области: - произвести установку наружного освещения по участку МОУ «К.ООШ» Усть-Ишимский муниципального район Омской области; - произвести капитальный ремонт электроосветительной проводки, - произвести пополнение медицинской аптечки; - произвести увеличение по высоте эвакуационного выхода до 1,9 метра; - приобрести индивидуальные средства фильтрующего действия для защиты органов дыхания. Взыскать с МОУ «К.ООШ» Усть-Ишимского муниципального района Омской области в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней с момента его вынесения, посредством направления жалобы в Усть-Ишимский районный суд Омской области. Судья З.А. Фельда Решение вступило в законную силу 03.09.2011 года.