Дело № 2- 244/2011 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с. Усть-Ишим «23» августа 2011 года Усть-Ишимский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Фельда З.А. при секретаре Лабода Е.В. с участием помощника прокурора Усть-Ишимского района Омской области КОРОЛЕВА В.В. представителя ответчика - МОУ «С.ООШ» Усть-Ишимского муниципального района Омской области ТАРАСОВОЙ Т. Б. представителя третьего лица - Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области БАКШЕЕВА А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Усть-Ишимского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «С.ООШ» Усть-Ишимского муниципального района Омской области» о признании незаконным бездействие МОУ «С.ООШ» Усть-Ишимского муниципального района Омской области в части не принятия мер по ремонту ограждения территории МОУ «С.ООШ» Усть-Ишимского муниципального района Омской области с левой стороны от образовательного учреждения, к установке наружного освещения по участку МОУ «С.ООШ» Усть-Ишимского муниципального района Омской области, увеличению по высоте эвакуационного выхода до 1,9 метр, к обеспечению технического обслуживания, исправного состояния и постоянной готовности к использованию пожарного резервуара расположенного на территории образовательного учреждения, капитальному ремонту электроосветительной проводки, установил: Прокурор Усть-Ишимского района Омской области обратился в Усть-Ишимский районный суд Омской области с исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц к МОУ «С.ООШ» Усть-Ишимского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействие МОУ «С.ООШ» Усть-Ишимского муниципального района Омской области в части не принятия мер по ремонту ограждения территории МОУ «С.ООШ» Усть-Ишимского муниципального района Омской области с левой стороны от образовательного учреждения, к установке наружного освещения по участку МОУ «С.ООШ» Усть-Ишимского муниципального района Омской области, увеличению по высоте эвакуационного выхода до 1,9 метр, к обеспечению технического обслуживания, исправного состояния и постоянной готовности к использованию пожарного резервуара расположенного на территории образовательного учреждения, капитальному ремонту электроосветительной проводки, ссылаясь на то, что прокуратурой района в августе 2011 года, совместно с заместителем главного государственного санитарного врача по Знаменскому, Тевризскому, Усть-Ишимскому районам Омской области О.В.А., инспектором ОНД Усть-Ишимского района УНД ГУ МЧС России по Омской области ст. лейтенантом внутренней службы Г. Д.М. проведена комплексная проверка исполнения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, правилах пожарной безопасности, противодействии терроризму в деятельности МОУ «С.ООШ» Усть-Ишимского района Омской области, в результате которой выявлены нарушения в указанной сфере. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии с п. 3 и 4 ч. 3 ст. 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее Закон от 10.07.1992 № 3266-1) образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, а также за нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 51 Закона от 10.07.1992 № 3266-1 образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Согласно требованиям, закрепленным в ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 35-ФЗ «О противодействию терроризму» противодействие террористической деятельности осуществляется по следующим основным принципам: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма. Концепцией противодействия терроризма в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ от 05.10.2009 года, в п. 10 определено, что основными задачами противодействия терроризму являются выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера, привлечение к ответственности субъектов террористической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей. В соответствии со ст. 11 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека. В соответствии с п. 2.1.1. и 2.2.3 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 25.11.2002 № 44 (далее СанПиН 2.4.2.1178-02) для общеобразовательного учреждения предусматривается самостоятельный земельный участок с расстоянием от здания учреждения до красной линии не менее 25 м. Территория участка ограждается забором высотой 1,5 м и вдоль него - зелеными насаждениями. В соответствии с п. 2.2.11 СанПиН 214.211178-02 участок учреждения имеет наружное освещение при норме освещенности на земле - 10 лк. В соответствии с п. 1 ППБ 01-03 утвержденные приказом от 18.06.2003 № 313 Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, настоящие правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее ППБ 01-03) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В соответствии с п. 57 ППБ 01-03 проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике. В соответствии с п. 6.16 СНиП 21-01-97 утвержденные постановлением Минстроя России от 13.02.1997 № 18-7 высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 метра. В соответствии с п. 2.4.1 ППБ 101-89 утвержденные приказом государственным комитетом СССР по Народному образованию от 04.07.1989 № 541 администрация детского учреждения обязана обеспечить техническое обслуживание, исправное состояние и постоянную готовность к использованию находящихся на балансе учреждения систем противопожарного водоснабжения, в частности обеспечить техническое обслуживание пожарного резервуара, расположенного на территории образовательного учреждения. Между тем, в результате проведенной прокуратурой района комплексной проверки в августе 2011 года совместно с заместителем главного государственного санитарного врача по Знаменскому, Тевризскому, Усть-Ишимскому районам Омской области Останиной В.А., инспектором ОНД Усть-Ишимского района УНД ГУ МЧС Росси по Омской области ст. лейтенантом внутренней службы Г.Д.М. установлено, что в ограждении МОУ «С.ООШ» Усть-Ишимского района Омской области с левой стороны от образовательного учреждения, имеется нарушение целостности забора в виде частичного разрушения пролетов, а также отсутствия пролетов ограждения, образующих брешь размером около двух метров в ширину. По внешнюю и внутреннюю стороны указанного ограждения имеется натоптанная тропа, свидетельствующая о беспрепятственном доступе посторонних лиц на территорию образовательного учреждения. Кроме того, отсутствует техническое оборудование для обеспечения наружного освещения участка образовательного учреждения, тем самым не обеспечивается контроль территории в ночное время суток. Электроосветительная проводка выполнена с нарушением Правил устройства электроустановок, что в свою очередь увеличивает риск наступления неблагоприятных последствий, тем самым подвергает опасности нанесения вреда жизни и здоровью учащихся и персонала образовательного учреждения. Эвакуационные выходы с лестничных клеток первого этажа в тамбуры с непосредственным выходом наружу менее 1,9 метра, что препятствует немедленной эвакуации персонала и учащихся в случае наступления чрезвычайной ситуации. Необеспеченно техническое обслуживание, исправное состояние и постоянная готовность к использованию пожарного резервуара расположенного на территории образовательного учреждения, тем самым препятствует быстрой ликвидации очага возгорания и тушения пожара. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Таким образом, отсутствие исправного ограждения и отсутствие наружного освещения в МОУ «С.ООШ»» Усть-Ишимского района Омской области создает беспрепятственный доступ посторонних лиц на территорию образовательного учреждения, как в дневное, так и в ночное время суток, противоречит принципу приоритета мер предупреждения терроризма, повышает риск совершения террористических актов в пределах территории образовательного учреждения, угрожает жизни и здоровью обучающихся и персоналу образовательного учреждения во время образовательного процесса, а также отсутствие исправного пожарного резервуара не представляет возможным оказание качественной помощи при ликвидации чрезвычайной ситуации, увеличивается риск наступления чрезвычайной ситуации при эксплуатации здания образовательного учреждения. В судебном заседании помощник прокурора Усть-Ишимского района Омской области Королев В.В. исковые требования поддержал, просит признать незаконным бездействие МОУ «С.ООШ» Усть-Ишимского района Омской области в части непринятия мер к ремонту ограждения территории МОУ «С.ООШ» Усть-Ишимского района Омской области с левой стороны от образовательного учреждения, к установке наружного освещения по участку МОУ «С.ООШ» Усть-Ишимского района Омской области, увеличению по высоте эвакуационного выхода до 1,9 метра, к обеспечению технического обслуживания, исправного состояния и постоянной готовности к использованию пожарного резервуара расположенного на территории образовательного учреждения, капитальному ремонту электроосветительной проводки, обязать ответчика произвести ремонт ограждения образовательного учреждения с левой стороны от образовательного учреждения, установить наружное освещения по участку МОУ «С.ООШ» Усть-Ишимский район Омской области, обеспечить техническое обслуживание, исправное состояние и постоянную готовность к использованию пожарного резервуара, расположенного на территории образовательного учреждения, произвести капитальный ремонт электроосветительной проводки, взыскать с ответчика государственную пошлину в установленном законом порядке. Представить ответчика - МОУ «С.ООШ» Тарасова Т.Б. в судебном заседании пояснила, что иск признаёт в полном объёме. В связи с тяжелым финансовым положением просит суд снизить размер госпошлины до 200 рублей. Представитель третьего лица - Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области Бакшеев А.В. в судебном заседании пояснил, что администрация с иском не согласна. Проведена прозвонка электропроводки индивидуальным предпринимателем Алферьевы и было установлено, что электропроводка соответствует нормам. Эвакуационный выход сделать невозможно, поскольку могут быть задеты несущие конструкции. С остальными нарушениями в школе согласен. Будут выделены денежные средства для устранения этих нарушений. Заслушав помощника прокурора Королева В.В., представителя ответчика Тарасову Т.Б., представителя третьего лица Бакшеева А.В., изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии с п. 3 и 4 ч. 3 ст. 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее Закон от 10.07.1992 № 3266-1) образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, а также за нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 51 Закона от 10.07.1992 № 3266-1 образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. В силу требований ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 35-ФЗ «О противодействию терроризму» противодействие террористической деятельности осуществляется по следующим основным принципам: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма. Концепцией противодействия терроризма в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ от 05.10.2009 года, в п. 10 определено, что основными задачами противодействия терроризму являются выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера, привлечение к ответственности субъектов террористической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей. Согласно ст. 11 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. В соответствии с п. 2.2.1. и 2.2.3 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 25.11.2002 № 44 (далее СанПиН 2.4.2.1178-02) для общеобразовательного учреждения предусматривается самостоятельный земельный участок с расстоянием от здания учреждения до красной линии не менее 25 м. Территория участка ограждается забором высотой 1,5 м. и вдоль него - зелеными насаждениями. Согласно требованиям п. 2.2.11 СанПиН 214.211178-02 участок учреждения имеет наружное освещение при норме освещенности на земле - 10 лк. В соответствии с п. 1 ППБ 01-03 утвержденные приказом от 18.06.2003 № 313 Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, настоящие правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее ППБ 01-03) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В соответствии с п. 57 ППБ 01-03 проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике. В соответствии с п. 6.16 СНиП 21-01-97 утвержденные постановлением Минстроя России от 13.02.1997 № 18-7 высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 метра. В соответствии с п. 2.4.1 ППБ 101-89 утвержденные приказом государственным комитетом СССР по Народному образованию от 04.07.1989 № 541 администрация детского учреждения обязана обеспечить техническое обслуживание, исправное состояние и постоянную готовность к использованию находящихся на балансе учреждения систем противопожарного водоснабжения, в частности обеспечить техническое обслуживание пожарного резервуара, расположенного на территории образовательного учреждения. Судом установлено, что по состоянию на 09.08.201 года в МОУ «С.ООШ» отсутствует освещение по периметру здания, а также частично отсутствует ограждение объекта, что подтверждается рапортом УУП ООП Р. Д.А. (л.д.6), Актом проверки от 09.08.2011 г. (л.д.7). Согласно информации начальника ОНД Усть-Ишимского района УНД ГУ МЧС России по Омской области А.И. С.а, в здании МОУ «С.ООШ» электроосветительная проводка выполнена с нарушением ПУЭ и требует капитального ремонта; высота эвакуационных выходов с лестничных клеток первого этажа в тамбуры с непосредственным выходом наружу в свету менее 1,9 метра, не обеспечено техническое обслуживание, исправное состояние и постоянная готовность к использованию пожарного резервуара, расположенного на территории школы (л.д.8). Представителем ответчика доказательств, опровергающих доводы истца, суду представлено не было. Таким образом, суд считает, что ответчиком не выполнены нормы действующего законодательства в части предъявленных исковых требований, в связи с чем, иск прокурора Усть-Ишимского района Омской области подлежит удовлетворению в полном объеме. Согласно ст. 333.19 Налогового кодекса РФ при подаче искового заявления неимущественного характера государственная пошлина для организаций уплачивается в размере - 4 000 рублей В случае если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, то в силу ст. 333.20 Налогового кодекса РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком. Рассматривая требования истца о взыскании с МОУ «С.ООШ» государственной пошлины, суд, учитывая ходатайство ответчика о снижении размера подлежащей взысканию государственной пошлины, в связи с тяжелым финансовым положением, в силу требований статьи 333.20 НК РФ, полагает возможным снизить размер подлежащей взысканию государственной пошлины с ответчика до 200 рублей. Оценивая изложенное и, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования прокурора Усть-Ишимского района Омской области - удовлетворить. Признать незаконным бездействие МОУ «С.ООШ» Усть-Ишимского муниципального района Омской области в части непринятия мер к ремонту ограждения территории МОУ «С.ООШ» Усть-Ишимского муниципального района Омской области с левой стороны от образовательного учреждения, к установке наружного освещения по участку МОУ «С.ООШ» Усть-Ишимского муниципального района Омской области, увеличению по высоте эвакуационного выхода до 1,9 метра, к обеспечению технического обслуживания, исправного состояния и постоянной готовности к использованию пожарного резервуара расположенного на территории образовательного учреждения, капитальному ремонту электроосветительной проводки. Обязать МОУ «С.ООШ» Усть-Ишимского муниципального района Омской области: - произвести ремонт ограждения образовательного учреждения с левой стороны от образовательного учреждения; - установить наружное освещения по участку МОУ «С.ООШ» Усть-Ишимского муниципального района Омской области; - обеспечить техническое обслуживание, исправное состояние и постоянную готовность к использованию пожарного резервуара, расположенного на территории образовательного учреждения; - произвести капитальный ремонт электроосветительной проводки. Взыскать с МОУ «С.ООШ» Усть-Ишимского муниципального района Омской области в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней с момента его вынесения, посредством направления жалобы в Усть-Ишимский районный суд Омской области. Судья З.А. Фельда Решение вступило в законную силу 03.09.2011 года.