2-216/2011 Решение по иску Овчинникова Ю.А. к УПФ о включении в специальный стаж периодов работы, учитываемых при назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности



Дело №2-216/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Усть-Ишим «2» августа 2011г.

Усть-Ишимский районный суд Омской области

В составе председательствующего судьи Скидан Е.В.

При секретаре Густеневе А.Ю.

С участием истца Овчинникова Ю.А.

и представителя ответчика ГУ УПФ РФ в Усть-Ишимском районе Омской области - Баркалова Е.В., действующего на основании доверенности от 11 января 2011г.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Овчинникова Ю.А.

к

Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Усть-Ишимском районе Омской области

об отмене Решения комиссии по спорным вопросам государственного Учреждения Управления Пенсионного Фонда РФ в Усть-Ишимском районе Омской области от 18 мая 2011г. за №65 об отказе в назначении досрочной пенсии по старости;

о включении в специальный стаж работы, учитываемой при назначении досрочной пенсии по старости периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 01.03.1989 – 30.06.1989г; 23.03.1993-24.04.1993г.; 06.10.1999-19.11.1999г.; 06.04.2004- 22.05.2004г; 22.12.2004-25.12.2004г.; 15.02.2006-17.02.2006г.; 13.03.2006-14.03.2006г.; 17.092009-28.10.2009г.; зачете в льготном порядке исчисления периода работы в Усть-Ишимском МТМО с 01.11.1999г. по 14.01.2001г.,

о возложении обязанности на Государственное Учреждение Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Усть-Ишимском районе Омской области назначить ему досрочную пенсию по старости в связи с выслугой 25 летней лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с ст. 27 ФЗ РФ с 11 мая 2011г. (с момента подачи заявления в ПФ РФ).

У с т а н о в и л :

Овчинников Ю.А. обратился в Усть-Ишимский районный суд с исковыми требованиями об отмене Решения комиссии по спорным вопросам государственного Учреждения Управления Пенсионного Фонда РФ в Усть-Ишимском районе Омской области от 18 мая 2011г. за №65 об отказе в назначении досрочной пенсии по старости;

о включении в специальный стаж работы, учитываемой при назначении досрочной пенсии по старости периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 01.03.1989 – 30.06.1989г; 23.03.1993-24.04.1993г.; 06.10.1999-19.11.1999г.; 06.04.2004- 22.05.2004г;22.12.2004-25.12.2004г.;15.02.2006-17.02.2006г.;13.03.2006-14.03.2006г.; 17.092009-28.10.2009г.; зачете в льготном порядке исчисления периода работы в Усть-Ишимском МТМО с 01.11.1999г. по 14.01.2001г., о возложении обязанности на Государственное Учреждение Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Усть-Ишимском районе Омской области назначить ему досрочную пенсию по старости в связи с выслугой 25 летней лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с ст. 27 ФЗ РФ с 11 мая 2011г. (с момента подачи заявления в ПФ РФ).

В судебном заседании Овчинников Ю.А. отказался от поддержания заявленных исковых требований в части включения в льготный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации: 06.10.1999-19.11.1999г; 22.12.2004-25.12.2004г.; 15.02.2006-17.02.2006г.; 13.03.2006-14.03.2006г, изменил требования о включении в льготный стаж периода нахождения на курсах повышения на курсах повышения квалификации с 23.03.1993 по 24.04.1993г, указав, что просит исчислять данный период с 29 марта 1993г., в остальной части исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика - Баркалов Е.В. возражал против удовлетворения исковых требований Овчинникова Ю.А.. Суду пояснил, что 11 мая 2011г. Овчинников Ю.А. обратился в ГУ УПФ РФ в Усть-Ишимском районе с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, независимо от возраста. При рассмотрении заявления Овчинникова Ю.А. комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в Усть-Ишимском районе пришла к выводу, что имеющегося у него специального стажа не достаточно для назначения досрочной пенсии по старости. Расчет специального стажа производился по двум вариантам:

1).- с учетом положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004г №2-П, по условиям и нормам пенсионного законодательства, действовавшего до 01.01.2002г.,

2).- исходя из положений предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ».

При расчете размера специального пенсионного стажа по первому варианту Продолжительность специального стажа Овчинникова Ю.А. на момент подачи заявления, составила – 23 года 2 месяцев 14 дней.

При расчете специального пенсионного стажа по второму варианту продолжительность специального пенсионного стажа Овчинникова Ю.А. составила 21 год 8 месяца 21день.

Полагает, что оснований для применения льготного порядка исчисления периодов работы в МТМО не имеется.

Исследовав материалы дела, заслушав мнение участников процесса, суд считает, что исковые требования Овчинникова Ю.А. подлежат частичному удовлетворению. К данному выводу суд пришел исходя из следующего:

Согласно п.п.20 п.1 ст.27 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах независимо от их возраста.

Согласно предоставленных в судебное заседание материалов – копии трудовой книжки, копий приказов, следует, что вся трудовая деятельность Овчинникова Ю.А. была связана с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения и осуществлялась им в сельской местности.

В соответствии с действующим законодательством Овчинникову Ю.А., для назначения досрочной пенсии по старости, необходимо иметь специального стажа 25 лет.

Из материалов дела следует, что часть трудового стажа истца приходится на период до 2002г. Действующее пенсионного законодательство претерпело изменения в части включения определенных периодов в специальный трудовой стаж, учитываемый при назначении досрочной пенсии по старости. Вместе с тем положения статьи 6 (части2), статьи 15 (части4), статьи 17 (части 1), статей 18,19 и статьи 55 (части1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Судебная практика, нашедшая свое отражение в Постановлении Пленума Верховного суда РФ № 25 от 20 декабря 2005г., так же свидетельствует о том, что по волеизлиянию и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Таким образом, суд приходит к выводу, что при исчислении размера специального пенсионного стажа истца необходимо учитывать не только нормы действующего законодательства, но и нормы законодательства действовавшего на момент спорных периодов.

Оценивая правомерность заявленных истцом требований суд считает, что:

- период работы истца в МТМО (с 01 ноября 1999г. по 14 января 2001г.) подлежит включению в специальный стаж.

К данному выводу суд пришел исходя из того, что несмотря на то, что такие учреждения как ТМО (территориальные медицинские объединения) не предусмотрены Номенклатурой учреждений здравоохранения от 3 ноября 1999г. №395, они были предусмотрены ранее действовавшей номенклатурой и зачастую реорганизованы в больницы (как и в данном конкретном случае), поликлиники и другие лечебно-профилактические учреждения и после вступления в действие Номенклатуры №395. На основании Постановления Минтруда России по 14 мая 2001г. №38 «О порядке включения в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам статьи 81 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», периодов работы в территориальных медицинских лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений ( ТМО) включалась в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости за периоды работы до 1 ноября 1999г. Следовательно, в стаж засчитывалась работа в поликлиниках, больницах и других лечебно-профилактических структурных подразделениях, входящих в состав ТМО.

Однако, суд считает, что требования истца об исчислении данного стажа в льготном порядке удовлетворению не подлежат.

Так согласно п.п. а п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п. 11 п.1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. № 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа ( рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке ( 1 год работы за 1 год и 3 месяца. Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.

По состоянию на 31 декабря 2001г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999г. № 1066 « Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».

Согласно п.2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения,
утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066 врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца. Таким образом и данные правила не предусматривали права льготного порядка исчисления периодов работы, если такая работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа ( рабочем поселке).

В соответствии с п. 3 Постановления №1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего постановления. Правила, утвержденные пунктом1 настоящего постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1ноября 1999г.

Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991г. № 464, один год работы в сельской местности или поселке городского типа ( рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или так же и в городе. Таким образом, стаж работы в сельской местности (если работа осуществлялась только в сельской местности, т.е. при несмешанном рабочем стаже), может быть включен в льготном порядке исчисления только до 1 ноября 1999г.

- периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации (с 01.03.1989 – 30.06.1989г; 29.03.1993-24.04.1993г.; 06.04.2004- 22.05.2004г; 17.09.2009-28.10.2009г), подлежат включению в специальный стаж истца

В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.

В связи с чем, учитывая, что период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, кроме того, то, что для отдельных категорий работников ( в том числе медицинских работников) в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы, суд находит необходимым включить время нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж.

Решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в Усть-Ишимском районе от 18 мая 2011г. об отказе Овчинникову Ю.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по ст. 27.1.20 ФЗ – 173 от 17.12.2001г. в связи с отсутствием необходимого специального стажа базировалось на неверном исчислении размера специального стажа дающего право на назначение досрочной пенсии по старости. С учетом включенных судом периодов (период работы в МТМО - 1 год 2 месяца 14 дней, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с 01.03.1989 – 30.06.1989г; 29.03.1993-24.04.1993г.; 06.04.2004- 22.05.2004г; 17.09.2009-28.10.2009г. – 7 месяцев 25 дней), специальный стаж истца на момент его обращения в ГУ УПФ РФ в Усть-Ишимском районе за назначением ему досрочной пенсии по старости ( 11 мая 2011г.. ) составил более 25 лет. В связи с чем суд находит необходимым признать Решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан – незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

Требования Овчинникова Ю.А. удовлетворить частично.

Зачесть в специальный стаж Овчинникова Ю.А., дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране населения в учреждениях здравоохранения

-периоды нахождения на курсах повышения квалификации:

с 01.03.1989г. по 30.06.1989г; с 29.03.1993г. по 24.04.1993г.; с 06.04.2004г. по 22.05.2004г; с 17.09.2009г. по 28.10.2009г.

-период работы в МТМО с 01 ноября 1999г. по 14 января 2001г

Решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в Усть-Ишимском районе №65 от 18 мая 2011г. об отказе Овчинникову Ю. А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 ч.1 ст.27 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в РФ», признать незаконным.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Усть-Ишимском районе назначить Овчинникову Ю.А. назначить досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране населения в учреждениях здравоохранения с 11 мая 2011г. ( с момента подачи заявления в ПФ РФ).

В удовлетворении исковых требований Овчинникова Ю.А. в остальной части - отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в кассационном порядке в 10дневный срок со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Усть-Ишимский районный суд.

Судья- Е.В. Скидан

Решение вступило в законную силу 13.08.2011 года